"Речевая практика". 3 класс.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Речевая практика". 3 класс.
Автор: Бабонова Ирина Александровна

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АРХАНГЕЛЬСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»Адаптированная образовательная программапо предмету: «речевая практика»для учащихся 3 классана 2018-2019 учебный год Составитель: учитель начальных классовБабонова И.А.р.п. Пронск Пояснительная запискаРабочая программа разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:-Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;- Приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Мин-во образования и науки РФ.-М.:Просвещение, 2017;-Постановление об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» от 10 июля 2015 г. №26;-Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант) утверждённый Министерством образования России от 10.04.2002 г., №29/2065-пТематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник: 1. Речевая практика. 3 класс : учеб. для общеобразоват.организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ С.В.Комарова, – М. :Просвещение, 2018   Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе. Задачи курса «Речевая практика»: - способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся; - корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний; - формировать выразительную сторону речи; - учить строить связные устные высказывания; - воспитывать культуру речевого общения - совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи; - профилактика и коррекция нарушений чтения и письма. - расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;- обогащать лексический запас учащихся словами;- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;- научить составлять рассказы из личного опыта; Форма организации образовательного процесса.Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
  • словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практический метод (упражнения, практическая работа);
  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);
  • коллективный, индивидуальный;
  • творческий метод;
  • Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».Предметные результаты.Достаточный уровень: - понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи; - выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; - участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; - правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; - сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников; - принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; - уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план; - слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание. Минимальный уровень: — выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; — выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; — знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); — участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; — участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая практика»: — уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; — расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения); — овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения). Содержание курсаОсновное содержание программы.Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.Организация речевого общенияБазовые формулы речевого общенияОбращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи (те», «Звони(те)».Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.Поздравительные открытки.Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите.», «Можно мне …», «Можно я …».Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»Примерные темы речевых ситуаций«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».Алгоритм работы над темой речевой ситуацииВыявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.Моделирование речевой ситуации.Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.Календарно-тематическое планирование