Урок-викторина "Чистое слово"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-викторина "Чистое слово"
Автор: Стрункина Елена Николаевна

Викторина по русскому языку "Чистое слово". 7-й классЦель: развитие интереса к изучению русского языка.Задачи:
  • воспитание бережного отношения к слову
  • развитие познавательной активности,
  • развитие речи учащихся.
  • Оборудование: компьютер, проектор, экран, секундомер, раздаточный материал.Предварительная работа: учащиеся заранее разделены на 3 команды. В каждой команде выбран капитан.Ход занятия (Слайд 1)1-й конкурс “Приветствие”.(Слайд 2)Каждая команда представляет название, девиз, а также приветственное слово РУССКОМУ ЯЗЫКУ (зачитывают слова великих писателей и поэтов об огромном значении русского языка в жизни человека или представляют работы собственного сочинения).Оценивание: лучшая команда – 3 балла, средняя – 2, худшая – 1. Максимум 10 балловВедущий: Настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках. Они хранят опыт народа, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц и поговорок значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но и быть человеком мудрым.2-й конкурс “Собери пословицу”(Слайд 3)Оцениваем скорость и правильность выполнения заданий. Каждая команда получает бланк с заданием . 1 правильный ответ – 1 балл. Максимум 10 баллов (Слайд 4)
  • доброе, пирога, лучше, мягкого, слово
  • язык, не, приветливых, отсохнет, слов, от
  • молчание, а, слово, золото, серебро
  • говори, услышишь, побольше, поменьше
  • поле, умом, а, красно, пшеницей, беседа
  • в, человека, общении, лошадь, езде, а, узнают, по
  • враг, говорит, язык, мой, прежде, ума, мой
  • на, себя, кто, много, накликает, тот, болтает, беду
  • что, говорить, с, напиться, меду, тобой
  • слова, голова, пустые, не скажет, умная
  • Ответы:
  • Доброе слово лучше мягкого пирога.
  • От приветливых слов язык не отсохнет.
  • Слово – серебро, а молчание – золото.
  • Поменьше говори – побольше услышишь.
  • Красно поле пшеницей, а беседа – умом.
  • Лошадь узнают по езде, а человека в общении.
  • Язык мой – враг мой: прежде ума говорит.
  • Кто много болтает, тот беду на себя накликает.
  • С тобой говорить, что меду напиться.
  • Умная голова не скажет пустые слова.
  • Дополнительное задание: (Слайд 5) Назовите самого знаменитого собирателя русского фольклора, автора сборника “Пословицы и поговорки русского народа”. (Владимир Иванович Даль). Оцениваем 1 балл. (Слайд 6)Ведущий: Что значит быть грамотным? (Дополнительный вопрос, если ребята не ответили: “Достаточно ли сказать, что грамотный – это человек, умеющий читать и писать?”)Ответ: Грамотный – человек, умеющий читать и писать согласно нормам грамматики и правописания. За правильный ответ 1 балл.3-й конкурс “Корректор”.(Слайд 7)В этом конкурсе соревнуются капитаны команд. Каждый капитан получает листок с заданием.(Слайд 8)Ведущий: Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:– Шесть порций орфографических ошибок. Этого подать не можем, не держим, – ответил официант. – Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, – сказал Куприн и зачитал злополучное меню.Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы. 1.Бул...н кур...ый с фрик...дельками.2. К..тлеты св..ные3. Ра…ольник с к…лбасой4. П..льмени5. Шамп..ньоны в яич…ном соусе6. К..мпот груш..вый7. К..сель клюкв..ый8. П..рожное б..сквитное9. Коври...ка ржа...ая10. Пиро..ки с печ..нкойОтветы:1. Бульон куриный с фрикадельками.2. Котлеты свиные.3. Рассольник с колбасой.4. Пельмени.5. Шампиньоны в яичном соусе.6. Компот грушевый.7. Кисель клюквенный.8. Пирожное бисквитное.9. Коврижка ржаная.8. Пирожки с печёнкой.Исправленное меню капитаны отдают жюри. Одна ошибка – 1 балл. Максимум 20 баллов.Пока капитаны исправляют ошибки в меню, игра “Корректор” проходит для остальных участников команд. Оцениваем скорость и правильность выполнения заданий. Предложения по очереди выводим на экран. За каждую ошибку – 1 бал, за объяснение (тип ошибки, как исправить) +1 балл. Максимум 20 баллов
  • При входе в горящее здание надо одевать противогаз. (Слайд 9)
  • У нее были очень огромные глаза. (Слайд 10)
  • Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма. \ (Слайд 11)
  • Он всегда ложит локти на стол. (Слайд 12)
  • Волга ширее Дона. (Слайд 13)
  • Вдали показалась стая уток и зайцев. (Слайд 14)
  • Пожухла лиственница на березках. (Слайд 15)
  • Он снял шапку с головы и подбросил её вверх. (Слайд 16)
  • Я готов голосовать за это обоими руками. (Слайд 17)
  • Собрание будет в декабре месяце. (Слайд 18)
  • Ответы:
  • При входе в горящее здание надо одевать противогаз (глагол “одеть” сочетается с одушевленным существительными; “надеть” – с неодушевленными).
  • У нее были очень огромные глаза (лишнее слово “очень”. Многословие).
  • Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма. (Когда я пришел на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма).
  • Он всегда ложит локти на стол (должно быть “кладет”).
  • Волга ширее Дона (должно быть “шире”, не правильно образована степень сравнения).
  • Вдали показалась стая уток и зайцев (Вдали показались зайцы и стая уток. Стая – преимущественно о птицах, рыбах.)
  • Пожухла лиственница на березках (неправильный выбор слова. Пожухла листва на березках).
  • Он снял шапку с головы и подбросил её вверх. (Двусмысленность. Ошибки в употреблении местоимений Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх.)
  • Я готов голосовать за это обоими руками (Я готов голосовать за это обеими руками. Оба, обе – это собирательные числительные).
  • Собрание будет в декабре месяце (Речевая избыточность. Собрание будет в декабре).
  • 4-й конкурс “Самый умный”.(Слайд 19)В конкурсе участвуют представители команд. В течение 30 секунд каждый участник должен отвечать на вопросы. Если игрок не может ответить, он должен попросить ведущего перейти к следующему вопросу. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов. Один правильный ответ – 1 балл. Максимум 15 балловВедущий: пока жюри подводят итоги, команды выполняют последнее задание.5-й конкурс “Найди овощ”.В предложение бумага истлела “спрятано” слово “аист” (Слайд 20). В четырех из пяти следующих примерах найдите названия овощей, а в одном – название цветка. Предложения необходимо выводить на экран по одну. Оцениваем скорость и правильность выполнения заданий. 1 правильный ответ – 1 балл. Максимум 5 баллов.Подведение итогов согласно протоколу . Награждение победителей  (Слайд 26)Тема: Интеллектуальная игра по русскому языку «Алфавит».Форма: викторина.Цели:
  • развитие интеллектуально - творческие способностей учащихся;
  • выявление интеллектуально одаренных учащихся;
  • создание условия для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка;
  • повторение и обобщение основных сведения по предмету;
  • проверка уровня знаний по предмету.
  • Задачи:развитие логического и творческого мышления;развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов (обобщение, анализ, синтез);выявить пробелы в знаниях по русскому языку;развитие навыков командной работы.Практическая значимость: Данная презентация может быть использована на предметной неделе в качестве внеклассного мероприятия по русскому языку, в качестве итогового урока русского языка в конце года. Материал охватывает все основные разделы языкознания: его можно использовать на уроках русского языка как языковые разминки (орфографические, фонетические, лексические, морфологические, речевые и т.д.). Для этого достаточно скопировать слайд и вставить в свою презентацию. Общая характеристика игрыВикторина – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Редкая интеллектуальная игра обходится без вопросов, поэтому подбор и составление вопросов должны быть качественными.Виды вопросов и заданий, использованных в данной игре:1) воспроизводящие вопросы (одна из главных целей работы – проверить уровень знаний по предмету);2) вопросы на логическое мышление;3) вопросы на сообразительность (шарады, деформированные пословицы);4) творческое задание (синквейн).Сценарий игры-викториныИгра проводится с использованием презентации Power Point. Правила игры (см. 2 слайд). В 3 слайде экран с буквами русского алфавита. Учащиеся (2 команды) выбирают букву, выполняют задания в карточках (см. приложение), отвечают на вопросы. Цветные квадраты с буквами – за каждый правильный ответ – 2 балла, задания повышенной сложности 5 баллов. Среди букв есть «счастливый случай» (+1 балл) и «несчастный случай» (- 1 балл).