«Развитие координации, выразительности исполнения у учащихся на занятиях через освоение элементов классического танца»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие координации, выразительности исполнения у учащихся на занятиях через освоение элементов классического танца»
Автор: Агапова Екатерина Андреевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования «Дом детского творчества»Конспект занятияТема:«Развитие координации, выразительности исполнения у учащихся на занятиях через освоение элементов классического танца» Возраст обучающихся: 7 – 9 лет.Агапова Екатерина Андреевнапедагог дополнительного образования, Детское объединение «Экзерсис»г. Сосновый Бор2019СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРазвитие природных физических данных – это важный момент в изучении такой сложной дисциплины, как классический танец. Здесь происходит формирование осанки, укрепляется опорно-двигательный аппарат, растягиваются связки, развиваются такие двигательные качества как сила, гибкость, координация, ловкость, выносливость. В целом, воспитанник приобретает все качества, которыми он сможет пользоваться на более сложных этапах программы по классическому танцу.На занятиях классического танца воспитанник раскрывает свои физические возможности и учится сочетать исполнение элементов классического экзерсиса под музыку. Тем самым происходит слияние движения и музыки, что является одной из главных задач, поставленных перед педагогом.На этом занятии воспитанники показывают «первые шаги» в изучении классического экзерсиса. Для педагога это занятие важно тем, что нужно увидеть и понять на сколько ученик справляется с данной программой. Провести анализ и сделать соответствующие выводы.Конспект учебного занятия по теме «Развитие координации, выразительности исполнения у учащихся на занятиях через освоение элементов классического танца» для группы учащихся начальных классов в возрасте 7-9 лет. Продолжительность занятия 45 мин.Основная цель занятия - определение уровня освоения программы и его оценка.Познакомить родителей с достижениями их детей. Данная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования в хореографических коллективах.ПЛАН - КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯОсновные этапы занятияКонспект учебного занятияОрганизационно-подготовительная частьВстреча воспитанников в раздевалке, напоминание о правилах поведения в хореографическом классе, настрой на деятельность, приглашение в класс..формулировка темы, цели занятия Основная часть 1. Построение. Поклон.2.РазминкаПояснение для родителей: "Разминка способствует развитию мышц тела, приведению их в тонус, а также развитию музыкальности, под которой понимается умение двигаться под музыку, умение различать и выражать в движении основные средства музыкальной выразительности".I упражнениеИсходное положение: дети стоят по кругу, один за другим, ноги в третьей позиции, спина подтянута, подбородок приподнят. Движение начинается с шагов под музыку, нога выносится вперед с вытянутым носком. Спина должна быть прямой, подтянутой. Локти «смотрят» в сторону.II упражнение Исходное положение: как в предыдущем упражнении, но ноги стоят по шестой позиции. Спина подтянута, перед началом движения необходимо присесть и сохранить это положение при ходьбе по кругу. III упражнение Исходное положение по третьей позиция, спина подтянута. Движение начинается с шагов по кругу, с высоко поднятой перед собой ногой, согнутой в колене. IV упражнениеИсходное положение ноги – свободная первая позиция, спина подтянута. Движение начинается с подъема на полупальцы, сохраняя это положение, необходимо продолжать ходьбу по кругу. V упражнениеПовторение упражнения № 3, только выполнение его происходит с усложнением, на полупальцах. VI упражнениеИсходное положение: стоя по кругу, спина подтянута, подбородок приподнят. Движение начинается с легкого, пружинистого бега по кругу. (бег, напоминающий бег лошадки).Стретчинг (партерная гимнастика).Проведение всего комплекса упражнений проводится на полу, на специальных гимнастических ковриках. Упражнения выполняются лежа на спине, на боку, на животе, сидя.Пояснения для родителей: "В процессе выполнения гимнастических упражнений активно развиваются физические возможности обучающихся – эластичность ног, выворотность, шаг, гибкость и пластичность тела. Благодаря тому, что движения исполняются на полу, снимается нагрузка с позвоночника, мышцы ног приводятся в рабочее состояние, вырабатывается сила и выносливость".I упражнениеМузыкальный размер 4/4. Исходное положение: сидя на полу. Спина подтянута, положение ног не выворотное, колени и подъёмы вытянуты. Руки отведены чуть назад, кисти опираются об пол или руки на талии.1 движение: обе стопы сократить, приняв положение «утюжка», обе стопы вытянуть. Движение выполняется восемь раз подряд. 2 движение: одну стопу сократить, другую вытянуть, повторить восемь раз. Или боле сложный вариант:а) два медленных сокращения стоп, затем четыре быстрыхб) три быстрых сокращения стоп, на последнюю четверть пауза.3 движение: Обе стопы сократить, в сокращенном положении развернуть наружу как можно выворотнее, вытянуть подъёмы, сохраняя выворотное положение, и вновь вернуть в «завернутое» положение. Движение исполняется не менее четырех раз. II упражнениеМузыкальный размер 4/4. Исходное положение: сидя на полу, корпус немного отклонён назад, руки сохраняют прежнее положение, опираясь на пол. Все движения исполняются не менее восьми раз с каждой ноги. 1 движение: на 2/4 поднять правую ногу от пола, соизмеряя высоту подъема настолько, чтобы корпус не принял дугообразное положение, оставшись прямым. Необходимо следить, чтобы корпус оставался подтянутым, ноги должны быть выворотные, подъёмы предельно натянуты. На 2/4 вернуть ногу в исходное положение. 2 движение: на 2/4 поднять оби ноги наверх, сохраняя их выворотными и натянутыми, на 2/4 опустить в исходное положение.3 движение: одновременно закончив предыдущее движение лечь на спину, руки вдоль корпуса. На 2/4 приподнять корпус (отрывая от пола голову и плечи) и чуть присогнутые ноги, руки мягко поднимаются одновременно с корпусом и вместе с ним принимают исходное положение. III упражнениеМузыкальный размер 4/4 либо 3/4. Исходное положение: обучающиеся лежат на полу, ноги вытянуты и развернуты, руки лежат вдоль корпуса или раскрыты в сторону. Движение исполняется на 4/4 и занимает два такта.1 движение. а) Adagio – relevé lеnt – вперед. На 4/4 поднять ногу вперед на 90 градусов и так же на 4/4 медленно опустить вниз. Движение исполняется не менее восьми раз. б) relevé lent demi rond. На 2/4 поднять ногу вперед на 90 градусов, затем на 2/4 отвести ее в сторону, на 2/4 вернуть в предыдущее положение (вперед на 90 градусов), на 2/4 опустить ногу в исходное положение.в) на 2/4 поднять ногу в сторону, на 2/4 пауза с фиксацией и удержанием ноги в поднятом положении, на 2/4 нога проводится вперед и на 2/4 опускается в исходное положение.IV упражнениеМузыкальный размер 4/4, 2/4. Исходное положение: лежа на спине, ноги натянуты и выворотны, руки вдоль корпуса или отведены в сторону.1 движение. Grаnd battement – резкий бросок ноги вперед на 90 градусов и сдержанное опускание ноги в исходное положение. Движение исполняется в чистом виде восемь раз с одной, а затем с другой ноги. Необходимо следить, чтобы ноги сохраняли натянутое положение. 2 движение. Приступать к исполнению этого движения можно только после того, как обучающимися достаточно прочно усвоены все элементы, входящие в состав предыдущего упражнения № 3 (Аdagio).а) на 1/4 сильный бросок ноги вперед, на 1/4 сдержанное опускание в исходное положение, движение исполняется четыре раза.б) на 1/4 бросок ноги вперед, на 1/4 отведение ноги в сторону, на 1/4 нога возвращается в положение вперед, на 1/4 нога возвращается в исходное положение. Движение исполняется четыре раза.в) на 1/4 бросок ноги в сторону, на 1/4 пауза с фиксацией ноги в вытянутом положении, на 1/4 demi rond вперед, на 1/4 исходное положение, движение исполняется четыре раза подряд.г) на 1/4 сильный бросок ноги в сторону, на вторую четверть нога возвращается в исходное положение. Движение исполняется четыре раза.V упражнениеУпражнение представляет собой подобие port des bras классического экзерсиса. Пояснение для родителей: "Упражнение помогает освоить позиции рук классического танца без дополнительной нагрузки и с максимальным сосредоточением внимания".Исходное положение: лежа на полу, ноги натянуты, корпус подтянут, руки свободно лежат вдоль корпуса. Музыкальный размер 3/4, 4/4.1 движение на один такт 3/4 подобрать руки в подготовительную позицию, на один такт удержать их в этой позиции, на следующий такт перевести руки в первую позицию и один такт зафиксировать их в ней, на следующий такт раскрыть руки и опустить в исходное положение. Повторить всю комбинацию ещё раз.2 движение исполнятся на восемь тактов 4/4. На первый такт перевести руки в подготовительную позицию, на второй такт удержать их в этом положении. На третий такт перевести в первую позицию, четвертый такт задержать руки в позиции, пятый поднять руки в третью, шестой сохраняем положение. Седьмой и восьмой такты раскрываем руки и опускаем их в исходное положение. Движение повторить ещё раз.3 движение исполняется на восемь тактов 4/4. На первый такт руки принимают подготовительную позицию, на второй такт положение рук сохраняется; на третий такт руки переводятся в первую позицию; на четвертый такт положение рук сохраняется. На пятый такт руки раскрываются на вторую позицию; на шестой такт положение фиксируется, на седьмой и восьмой такты кисти обеих рук раскрываются (до положения аlongеé) и опускаются в исходное положение. Движение повторяется два раза подряд. VI упражнениеПояснение для родителей: "Данное упражнение направлено на развитие силы ног, шага. Кроме того, значительно способствует правильной постановке положения ноги в сторону и назад. Развивает подвижность тазобедренного сустава".Исходное положение: лежа на боку. При опоре на правый бок правая рука, продолжая линию подтянутого корпуса, вытянута по направлению вверх. Ноги предельно натянуты. Левая рука опирается об пол.Музыкальный размер 4/4, 3/4. Музыкальный темп Adagio.1 движение relevé lеnt – медленный подъём ноги в сторону на 90 градусов и выше, с последующим опусканием ноги в исходное положение 2 движение relevé lеnt с passé – на 2/4 нога поднимается в сторону, на 2/4 нога принимает положение passé у колена, на 2/4 нога открывается в сторону, и на последние 2/4 нога приводится в исходное положение. Движение исполняется четыре раза подряд.3 движение. На 2/4 медленный подъём ноги в сторону, на 2/4 нога отводится назад до положения arabesque; на 2/4 нога возвращается до положения в сторону; на две четверти нога опускается в исходное положение. Движение необходимо исполнить четыре раза. VII упражнениеИсходное положение: лежа на боку. При опоре на правый бок правая рука, продолжая линию подтянутого корпуса, вытянута по направлению вверх. Ноги предельно натянуты. Левая рука опирается об пол.Музыкальный размер 2/4, 4/4. Музыкальный темп как при исполнении движения классического экзерсиса Grand battеments.1 движение на 1/4 резко бросить ногу в сторону, на вторую четверть по возможности как можно более сдержанно опустить ногу в исходное положение. Движение выполняется в чистом виде не менее четырех раз подряд.2 движение на 1/4 grand battement в сторону, на 1/4 нога принимает положение passé у колена, на 1/4 нога открывается в сторону, на последнюю четверть нога принимает исходное положение. Движение исполняется четыре раза.3 движение на 1/4 нога сильным броском открывается в сторону в положение à la seconde, на 1/4 нога отводится назад в позу arabesque, на 1/4 нога возвращается в сторону, на последнюю четверть нога опускается в исходное положение. VIII упражнениеИсходное положение: лёжа на животе, ноги натянуты, пятки вместе, подъёмы вытянуты, руки сложены перед собой, опираются об пол.Музыкальный размер 3/4, 4/4.1 движение на два такта 4/4 постепенный подъём корпуса. Первой движение начинает голова, затем в работу включается позвоночник буквально «каждым позвонком», затем лопатки и поясничный отдел. Руки при выполнении подъема помогают корпусу, опираясь об пол. Опускание в исходное положение корпуса происходит так же равномерно. Движение необходимо исполнить три раза, после чего руки раскрываются в сторону, и корпус удерживается несколько секунд в поднятом состоянии без помощи рук. 2 движение на 1/4 поднять корпус, на 1/4 принять исходное положение. Повторить подъём три раза на четвертый пауза. Движение исполнить не менее четырех раз.3 движение выполнить подъём корпуса одновременно с поднятием предельно вытянутых ног. На 1/4 подъём, на 1/4 возвращение в исходное положение.Движение исполнить не менее четырех раз.4 движение на 2/4 поднять сомкнутые ноги поднимаются над полом на максимально возможный уровень наверх. На 2/4 ноги опускаются в исходное положение. При подъёме ноги должны быть вытянутыми.Пояснение: "В целом данное упражнение направлено на развитие и укрепление мышц спины."IX упражнениеИсходное положение: лежа на животе, ноги натянуты, пятки вместе, подъёмы вытянуты, руки сложены перед собой, опираются об пол. Музыкальный размер 3/4, 4/4.На 2/4 поднять ногу назад насколько возможно; на 2/4 опустить её в исходное положение. Движение исполнить восемь раз. Пояснение: "Движение направлено на развитие шага и на усвоение правильного положения ноги при фиксации её в положении назад".X упражнениеИсходное положение: лежа на животе, ноги натянуты, пятки вместе, подъёмы вытянуты, руки сложены перед собой, опираются об пол. Музыкальный размер 4/4.1 движение (grands battements jetés) на 1/4 резко бросить ногу назад, на 1/4 опустить в исходное положение. Движение исполнить восемь раз и повторить все упражнение с другой ноги. Необходимо следить за предельно натянутыми ногами. Движение направленно на развитие шага и выработку силы ног.XI упражнениеИсходное положение: сидя на полу; ноги выворотные, широко раскрыты в сторону, колени и подъёмы предельно натянуты. Музыкальный размер 3/4, 4/4.1 движение на 2/4 наклон корпуса к правой ноге, при этом левая рука через вторую позицию поднимается в третью позицию; на 2/4, не поднимая корпуса, перевести его вперед, обе руки вытянуть вперед перед собой; на 2/4 перевести наклоненный корпус к левой ноге, при этом правая рука поднимается в третью позицию; на последние 2/4 принять исходное положение.Движение исполняется, начиная с наклона вправо, а затем с наклона влево.2 движение Исходное положение: сидя на полу, ноги перед собой вытянуты, подъёмы натянуты, спина подтянута.На 2/4 наклониться вперед, положив ровный корпус на вытянутые ноги, при этом руки через вторую собираются в третью позицию. На 2/4 подняться в исходное положение. Движение исполняется от четырех до восьми раз.Пояснение: "Движение направлено на развитие шага, эластичности корпуса".Экзерсис у станкаDemi и grand plie с releve Муз. Раз. 2/4; Preparation- 2 такта.Вся комбинация занимает 64 тактаПо 1 позиции – на 2 такта demi plie, на 2 такта releve} повторить 2 раза, затем выполнить 2 grand plie на 2 такта каждое. То же самое повторить со 2 позиции. По 5 позиции (правая нога впереди) – на 2 такта demi plie, на 2 такта перегиб корпуса к палке. Повторить demi plie на 2 такта, перегиб корпуса от палки – на 2 такта. Затем выполнить grand plie на 2 такта и перегиб корпуса назад – на 2 такта, последние 4 такта ( с grand plie) повторить еще раз. Комбинация выполняется по 1, 2 и по 5 (с правой и с левой ноги) позициям.Battement tendu Муз. Раз. 2/4; Preparation – 2 такта.Исходное положение – 5 позиция правая нога впереди. Комбинация делается по 4 battement tendu крестом. Вся комбинация занимает 32 такта (8 тактов в одно направление, 1 battement tendu на 2 такта). Вся комбинация повторяется с левой ноги.Battement tendu jete Муз. Раз. 2/4; Preparation – 2 такта.Исходное положение – 5 позиция правая нога впереди. 2 battement tendu jete медленных на 4 такта (1 jete на 2 такта), 4 battement tendu jete быстрых на каждый такт (1 jete на 1 такт). Комбинация делается крестом и занимает 32 такта (8 тактов в одно направление). Вся комбинация повторяется с левой ноги.Rond de jambe par terre Муз. Раз. 2/4 ; Preparation – 2 такта.Исходное положение – 1 позиция в ногах. Вся комбинация занимает 16 тактов (без preparationa). 3 rond de jambe par terre en dehors медленных, за 4 разом вывести ногу через passé par terre вперед ( 1-и-2-и- passé, 1-и-2-и- пауза). Все обратно (en dedans), затем повторить комбинацию с левой ноги.Battement fondu Муз. Раз. 4/4; Preparation – 2/4 Исходное положение – 5 поз. правая нога впереди. Вся комбинация занимает 16 тактов. По 2 battement fondu крестом носком в пол (1 fondu на 1 такт, 1-и-2-и- правая нога идет на cou-de-pied, левая спускается на demi plie. 3-и-4-и-вытягивая одновременно обе ноги, правая открывается в заданном направлении носком в пол). Затем исполнить по 2 battement fondu крестом на 45* (то же 1 fondu на 1 такт). Всю комбинацию повторить с левой ноги.Battement frappe с doudle frappe Муз. Раз. 2/4; Preparation –2 тактаВся комбинация занимает 32 такта. Исходное положение – 5 поз. правая нога впереди. По 2 battement frappe крестом носком в пол (1 frappe на 1 такт). Затем выполнить doudle frappe крестом – 2 раза (носком в пол). Всю комбинацию повторить с левой ноги.Растяжка.Муз. Раз. 4/4Исходное положение – правая нога на палке корпус развернут к ноге, рука во 2 позиции. На 1такт plie, на 1 такт releve } - повторить 2 раза. Затем - наклон к ноге с рукой на 1 такт и перегиб корпуса назад на 1 такт} – повторить 2 раза. Далее растяжка по палке на 2 такта, снять ногу с палки вперед и на 2 такта держать на 90* (кто может выше). Положить ногу на палку и развернуть корпус en face, т.е. нога в стороне, (положение – лицом к палке). На 1 такт plie, на 1 такт releve} – повторить 2 раза. Затем – перегиб корпуса к ноге на 1 такт и от ноги на 1 такт} - повторить 2 раза. Растяжка по палке на 2 такта. 4 перегиба корпуса назад (нога в это время на палке) на каждый такт. Затем снять ногу с палки и держать на 2 такта на 90*. Grand battement jete одной рукой за палкуМуз. Раз. 2/4; Preparation – 1 тактВся комбинация занимает 16 тактов. Исходное положение – 5 поз. правая нога впереди. Исполняем по 4 grand battement jete крестом. Затем повторить комбинацию с левой ноги.Заключительная часть Рефлексия и анализ урока. Поклон.Достижение понимания и стремления воспитанников к тому, чтобы на каждом последующем занятии совершенствовалось техническое исполнение упражнений партерного и классического экзерсиса.По окончанию занятия оценка каждого ребёнка и коллектива в целом, обращение внимания на грамотность исполнения и допущенные неточности по всем этапам занятия.Литература, использованная педагогом для подготовки занятияБазарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006Барышкинова Т. Азбука хореографии. – М.,2008Ваганова А.Я., Основы классического танца. – СПб., 2003Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов-на-Дону 2005Пасотинская В. Волшебный мир танца. – М., 2015Руднева С. Фиш Э. Ритмика Музыкальное движение. – М., 2006Танцы – начальный курс. – М., 2001Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004Использованные материалы INTERNET 1. Поисковые системы: 2. Специализированные сайты по теме: Литература, рекомендованная учащимся1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. - М.: Айрис – пресс, 2000. –2. Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск: «ЧГАКИ», 2005. – 3. Ваганова А.Я., Основы классического танца. – СПб., 2003