«Организация коммуникативной деятельности младших школьников через работу с произведениями искусства»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация коммуникативной деятельности младших школьников через работу с произведениями искусства»
Автор: Жилинскас Елена Викторовна
Организация коммуникативной деятельности младших школьников через работу с произведениями искусства.В настоящее время общество желает видеть выпускника начальных классов любознательным; активно и заинтересованно познающим мир; владеющим основами умения учиться; уважающим и понимающим ценности семьи и общества;готовым самостоятельно действовать; умеющим слушать и слышать собеседника. Но увлечение детей компьютерными играми, телепрограммами, отсутствие полноценного общения в семье, ведут к резкому обеднению словарного запаса и снижению коммуникативных качеств ученика. Телевидение, Интернет заполняют нехватку общения. Средства связи дают поток информации, который не успевает перерабатываться в сознании ребёнка. В памяти «остаются лишь мимолётные впечатления». Такое клиповое сознание хаотично, разорвано, оно не даёт представления о целостности мира. Но оно существует как факт. Особенности современной культуры, в которой пребывает ребёнок, нельзя не учитывать, т.к. визуальное восприятие важнее, чем слово (мы не верим словам, но верим глазам). Но в то же время, нужно научить ребенка осознавать происходящее, передавать свои мысли окружающим, т.е. уметь общаться. Один из способов решения данной проблемы - это интеграции разных видов искусств, в частности искусства слова и изображения. Рассматривая картины, дети знакомятся с предметами, историческими событиями, явлениями природы, изображенными на ней, а значит и с новыми понятиями. Они учатся подбирать новые слова и выражения, чтобы перевести содержание картин на словесный уровень. Произведения искусства становятся основой для создания речевой ситуации, темой для введения детей в процесс общения.____________________________________________-Давайте и мы с вами хотя бы немного прикоснёмся к прекрасному миру искусства. Произведения живописи, как источники ярких впечатлений, воздействуют на эмоции детей. При работе с картинами учителю важно создать такие условия, в которых ребёнок выступает как исследователь, собеседник, творец идей, которые дарит ему автор произведения. Как пример такой деятельности рассмотрим работу с репродукцией картины «Рожь» И. И. Шишкина.1.Смотреть и видеть. Анализ картин. Внимание к деталям. Работа по анализу картины И. И. Шишкина «Рожь»Подготовка к восприятию картины. («вход» в картину)«Посмотрите на картину. И. И. Шишкина «Рожь» . «Давайте представим, что мы стоим у края этого ржаного поля, и такая гостеприимная полевая дорога приглашает нас прогуляться. До самого горизонта уходит ржаное поле. Золотятся колосья. И как могучая стража охраняют хлеб сосны-великаны». - Картину «Рожь» называют одной из самых удачных картин художника. Как вы думаете, почему картина так называется? Можно ли её назвать по-другому?- О чём хотел рассказать зрителю Шишкин? (о силе и красоте окружающей нас природы) На эскизе картины художник написал «Раздолье, простор, угодье, рожь. Божья благодать, русское богатство»- Что можно почувствовать глядя на картину? Услышать и увидеть?II.Беседа по содержанию картины (работа по выявлению микротем) Дорога. «Вьётся среди ржи дорожка, убегая вдаль к горизонту. Всё дальше и дальше уводит она зрителя вглубь картины. Среди ржи мелькает красный платок одной из крестьянок, бегущих по дороге. Он как бы приглашает нас задержаться ещё немного и полюбоваться золотым отливом спелых колосьев» Ни на земле, ни в небе нет межи.Гуляет по просторам взгляд беспечно.И мы глядим на это поле ржи:И даль светла, и радость бесконечна. (А Усачёв) Ласточки. Ласточки летают над самой землёй, у самой дороги, и кажется, что их тени не поспевают за ними. -Почему они летают так низко над землёй?-Они чувствуют приближение грозы; - Если посмотреть на облака, там, на горизонте, то можно понять, что «Скоро начнётся не только дождь, но и гроза. Перед грозой облака принимают желтоватый оттенок. На картине это хорошо видно» (на репродукции)Сосны. (на репродукции)Посмотрите, какие большие могучие сосны стоят в поле.- Если убрать их из картины, изменится ли её настроение? (Конечно, картина будет совершенно другой)«Сосны говорят о том, что когда-то на месте поля был сосновый лес. Но люди постепенно вырубили его, выкорчевали пни, распахали землю и засеяли её, чтобы получить больше хлеба. Много труда надо было затратить, чтобы обработать такое поле. В то время, когда жил художник ещё не было тракторов – всё приходилось делать вручную или с помощью лошадей. Глядя на картину, мы понимаем, как богата и обильна русская земля. А могучие сосны-великаны как будто сторожат это богатство». - Как вы думаете, зачем художник нарисовал сосны?И.И. Шишкину хотелось показать таких богатырей – долгожителей - вечнозелёные хвойные деревья.Сосна – любимое дерево художника. - А почему ветви на соснах размещены неравномерно? (ветки толще и длиннее всегда те, что направлены в южную сторону)Засохшая сосна. А вот ещё один интересный момент… «засохшая сосна». Это единственная деталь навевающая тревогу. -Как вы думаете, для чего Иван Иванович изобразил её? Искусствоведы предполагают, что…•Возможно, она внесена в композицию для большей реалистичности.•Но есть и другое предположение: «Это как эхо переживаний художника, потерявшего за короткий период отца, свою любимую жену и двух малолетних сыновей. «Ничего не вечно на нашей земле» - говорит нам художник этим изображением. ВыводВстреча с картиной должна быть интересной и незабываемой. Особенно ценен самостоятельный поиск детьми авторской позиции. В этом случае дети не только увидят, что изображено на полотне, но и «постараются понять, что испытывал автор, создавая картину, почувствовать настроение, которое передал художник» Картина является не просто наглядным пособием на уроках чтения, истории, русского языка, окружающего мира, а его органичной частью. Для анализа произведений используются знания, полученные ранее: во время экскурсий, лекций в музее, при работе с дополнительной литературой и т.д., сам же урок останется целостным, логически подчинённым тем задачам и методическим требованиям, которые предъявляются по данному курсу. Существует несколько подходов к анализу живописного произведения. Первый – аналитический (структурный) В нем преобладает логический анализ произведения искусства, который сводится, прежде всего, к усвоению содержания. Второй–эмоциональный. Здесь отдается предпочтение эмоциональному всматриванию, вслушиванию, прочтению произведения искусства. Но если говорить об использовании живописных произведений искусства как средства развития речи младших школьников, то надо учитывать в работе оба подхода. Т.е. полный (целостный) - это подробный анализ произведения искусства, который совмещает в себе элементы как структурного, так и эмоционального анализа. Последовательность анализа картин может быть разной. Это зависит:от особенности самой картины (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина);от поставленных целей;от возрастных особенностей учащихся и уровня развития художественного восприятия. 2. Общаться и понимать. Музейные уроки.Одной из форм создания речевой ситуации являются «музейные уроки», которые проводятся непосредственно на экспозиции в выставочных залах и музеях города -уроки-лекции;уроки-экскурсии; встречи с художниками;практические занятия в залах музея. Музейные уроки имеют свои специфические особенности. Они отличаются от обычных уроков тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные произведения искусства. В процессе активной коммуникативной деятельности, дети находят ответы на довольно трудные, а порой и философские вопросы: Почему человек тянется к «прекрасному»?Какие чувства может вызвать произведение искусства? Почему "язык" искусства понимают люди разных национальностей? Занятия в особой музейной обстановке, позволяют учащимся •познакомиться с экспонатами подобранными в определенной системе и логике;•участвовать в творческой и проектной деятельности - изучая подлинники на экспозициях. В этих условиях восприятие учебного материала становится более активным - из слушателей школьники превращаются в «исследователей»; 3. Сотрудничество и сотворчество. Проектная деятельность. Жизнь и творчество художника, либо изобразительное искусство в целом, может стать темой исследовательского проекта индивидуального или группового. В том числе и сетевого. « В мире прекрасного» сайт «Началка»Этот проект проходил на сайте «Началка». Его организатором была учительница начальных классов Абрамова Елена Владимировна из г.Саратова. Из Кировской области было только две команды. Наша команда называлась «Кристаллики». Этапов в проекте было 4. В ходе проекта, дети познакомились с ведущими музеями России (Викторина "Я поведу тебя в музей»; отвечали на вопросы, про «Эрмитаж», Третьяковскую галерею, Русский музей) Тренировались в узнавании выдающихся отечественных и зарубежных произведений искусства и их авторов (игра "Необыкновенный вернисаж" Необходимо было по части назвать картину и ее автора.)Знакомились с биографией и творчеством русских художников, составляли и публиковали загадки; Побывали на экскурсии в региональном музее и подготовили презентацию на ее основе, приняли участие в создании карты « Художественные музеев России» 4. «Знакомые незнакомцы». Учебно-игровая деятельность с использованием произведений искусства. С некоторыми картинами учащиеся могут встречаться неоднократно. Работа над картиной не повторяется, всегда рассматриваются какие-либо её новые аспекты ещё в более углублённом и расширенном виде, с множеством новых фактов, обобщений и выводов. Узнаваемость картины помогает детям чувствовать себя по отношению к ней более свободно. Ранее знакомое произведение раскрывается для детей с новой стороны, что увеличивает интерес к живописному произведению.Например: в первом классе по картине проводится беседа; во втором классе картина является основой для словарного или выборочного диктанта;в третьем классе пишется изложение или творческий диктант;в четвёртом классе сочинение. Также можно использовать игровые и занимательные способы подачи материала (организация классного вернисажа, проведение различных художественных викторин, дидактических игр «Узнай художника», «Времена года», В музее осени», «Аукцион картин») На уроке «Литературное чтение 4 класс»Тема: Очерки. «Картины-сказки» очерк Н. С.ШерУМК «Начальная школа ХХI века»Учебник авт. Л. А.Ефросинина, М.И.Оморокова ( Часть вторая) стр. 124Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника В. М. Васнецова. В очерке Н. С.Шер идёт перечисление картин из цикла «Поэма семи сказок». Подробнее с ними можно познакомить детей на следующем уроке или во внеурочной деятельности. Форма проведения игр может быть как групповой, так и парной.Практическая работа Ещё один приём учебно-игровой деятельности игра – «Чья картина?» (карточки раздаются всем участникам семинара) Соединить автора картины и её название. Игра проводится в групповой форме или парной (обязательное взаимодействие и общение детей) Они учатся спрашивать и интересоваться чужим мнением, обмениваться знаниями, вступать в диалог. Проверка выполнения задания.Вывод: Итак, сегодня я вам попыталась показать некоторые приёмы работы с произведениями искусств, которые могут служить одним из эффективных средств речевого развития младших школьников, являться содержательной основой для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём-то сказать. C помощью произведений искусства, происходит расширение представлений у младших школьников о природе, социальных явлениях. Произведения живописи воздействуют на эмоции детей, дают первоначальный опыт эстетических переживаний, нравственно обогащает детей, помогают понять и полюбить культурные ценности России.