Использование современных информационных технологий в работе учителя физкультуры


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных информационных технологий в работе учителя физкультуры
Автор: Жукова Екатерина Сергеевна

ВведениеАктуальность и цели. В настоящее время во всех сферах общественной жизни широко используются различные компьютерные технологии. В связи с этим использование информационно-компьютерных технологий в любой дисциплине образовательного процесса учебного заведения будет являться объективным и закономерным условием. Одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста становятся вопросы овладения современными информационными и компьютерными технологиями. Целью нашего исследования является поиск наиболее эффективных информационно-компьютерных технологий, которые можно использовать в учебном процессе по физической культуре.В результате создания новой компьютерной техники и других, аналогичных средств информационно-компьютерных технологий (ИКТ) образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара.Цель нашего исследования - изучить необходимость использования в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» информационных технологий как средства методической поддержки учебного процесса и обосновать необходимость их применения.
  • Назначение информационных технологий и направления их использования на уроках физкультуры
  • В настоящее время существуют различные разработки, позволяющие использовать компьютерные технологии: создание банка данных показателей здоровья и физических качеств студентов, мониторинг уровня физического и функционального состояния студентов, проектный метод и многое другое.Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении многих задач.1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:– повышение эффективности и качества процесса обучения;– повышение активности познавательной деятельности;– углубление межпредметных связей;– увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.– индивидуализация и дифференциация процесса обучения;2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:– развитие коммуникативных способностей;– формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;– эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;– формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.3) Работа на выполнение социального заказа общества:– подготовка информационно грамотной личности;– подготовка пользователя компьютерными средствами;– осуществление профориентационной работы в области физической культуры.С использованием информационных технологий на уроках физической культуры выигрывают все: школьники, родители, учителя, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих  повыситьэффективность физкультурно– оздоровительной деятельности, личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья.  Это помогает мне в решении  ещё одной задачи – заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни.По мнению других исследователей (В. Ю. Волков, М. Н. Гуслова, Ю. Д. Железняк, Л. И. Лубышева и др.), на занятиях физической культурой целесообразно использовать информационные технологии в следующих случаях:- осуществление поиска и сбора информации;- написание учебных пособий и методических рекомендаций;- развитие исследовательских способностей студентов (создание проектов, презентаций);- диагностика (тестирование, экспресс-диагностика, мониторинг полученных данных);- использование таблиц, графиков, итоговых протоколов при проведении соревнований;- контроль знаний (компьютерное тестирование изученного теоретического материала).На наш взгляд, использование информационных технологий на занятиях физической культурой будет способствовать увеличению заинтересованности в занятиях, так как молодежь с увлечением воспринимает все новое.Кроме того, как было указано ранее, любой учебный процесс осуществляется в соответствии с дидактическими принципами. А одним из основных принципов обучения является принцип наглядности, и применение, например, мультимедийных средств на занятиях по физической культуре поможет более эффективно овладеть техникой изучаемых упражнений.С учетом вышеизложенного выделяют следующие направления использования информационных технологий в физической культуре:- в качестве средств обучения, совершенствующих процесс преподавания и повышающих его эффективность;- в качестве средств информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным и организационным процессом;- в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной и учебно-тренировочной деятельности;- в качестве средств компьютерного тестирования физического, функционального и психологического состояния занимающегося;- в качестве средств автоматизации процессов обработки результатов сдачи контрольных нормативов, подведения итогов различных соревнований;- в качестве средств организации мониторинга физического состояния и здоровья студентов.2.Назначение информационных технологий, применяемых на уроках физкультуры1.MS Office WordДля подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок.2. Ms Office ExcelИспользование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.3. MS OfficeИспользование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий к урокам с помощью программ Microsoft Word,  Microsoft Power Point, Microsoft Excel (работа с мониторингом физического развития учащихся). 4. Тестовые оболочки Hot Potatoes, КТС-Net2Использование возможностей компьютерного тестирования.5. InternetИспользование Интернет-ресурсов для создания собственных учительских презентаций к урокам в качестве наглядности, разработки собственного образовательного пространства на Веб-ресурсе (личный сайт, блог).Использование сети Интернет для активного поиска необходимой информации, для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях через сеть Интернет, дистанционного обучения.6. Профессиональные форумы, блоги.Для общения с коллегами и обмена опытом в сетевых сообществах.3. Анализ использования учителями физической культуры основных видов информационных технологийКак и учитель любого другого предмета,  учитель физической культуры теперь должен овладевать методиками, приемами и педагогическими технологиями современного образования для внедрений их в свою педагогическую деятельность. Необходимо учитывать требования ФГОС к образовательным результатам, метапредметную составляющую.Одна из актуальных технологий нового времени – информационно-коммуникационная. Как же учителю физической культуры можно применять в рамках своего предмета ИКТ?Во-первых, педагог изначально должен себя нацелить на работу с ИКТ. Вывить степень необходимости и возможность реализации данной технологии в рамках своего предмета.Во-вторых, невозможно применять ИКТ без необходимой материально-технической базы.В-третьих, специфика предмета «Физическая культура» предполагает проведение занятий в спортивном зале, либо на открытом воздухе. Поэтому для применения ИКТ необходимо согласовывать с администрацией школы режим и место проведения уроков с использованием данной технологии.Проблематика изучения использования информационных технологий на уроке физической культуры проводилось в 2008-2010 гг. в ходе повышения квалификации учителей физической культуры Оренбургской области на базе института физической культуры посредством анкетирования учителей и анализом их ответов. В исследовании приняло участие более 160 учителей физической культуры городской и сельской местности области с различным стажем работы в общеобразовательном учреждении. Из всего количества респондентов стаж работы от 1 года до 6 лет имеют 20 %, от 6 лет до 15 лет 45 %, от 16 до 25 лет 15 % и от 26 лет и выше 20 %.Так, на уроке физической культуры учителя практики традиционно используют плакат и стенд (на этот вид наглядного воздействия сослались около 90 %), это обусловлено тем, что данный вид информационно-коммуникативных технологий наиболее доступен учителям и не требуют больших материальных затрат. Учебную доску применяют 65 % учителей; видеопроигрыватель около 70 %; видеокамеру и персональный компьютер используют 35 % респондентов; проектор 30 %; и в меньшей степени на уроке физической культуры используют интерактивную доску — 25 % (Рис. 1).Рис. 1. Использование учителями на уроке физической культуры основных видов информационных технологий (в %).На вопрос о необходимости и возможности использовать информационно-коммуникативные технологии непосредственно на уроке физической культуры только 10 % учителей ответили отрицательно. Однако главной причиной невозможности использовать информационно-коммуникативные технологии на уроке более 50 % анкетируемых сослались на специфику содержания предмета «Физическая культура» и более 40 % сослались на низкую материально-техническую базу образовательного учреждения, 10 % заявили об отсутствии специальных знаний у педагога физической культуры.В педагогической работе учителя наиболее чаще используют такие офисные программы из пакета Microsoft Office как Word (85 %); PowerPoint, Excel и Internet Explorer 50 % респондентов. А вот непосредственно на уроке физической культуры, учителя наиболее чаще применяют Microsoft Word (65 %); Microsoft PowerPoint (50 %) (Рис. 2).Рис. 2. Использование учителями на уроке физической культуры основных программ пакета Microsoft Office (в %).Наиболее чаще информационно-коммуникативные технологии применяют на уроке физической культуры в ходе сообщения и изучении теоретических сведений о физической культуре (об этом заявили 95 % респондентов) и при изучении двигательным действиям на уроках физической культуры (80 %).ЗаключениеИспользование информационных технологий позволяет вывести занятия по физической культуре на качественно новый уровень, повысить статус преподавателя, использовать различные виды деятельности в процессе занятия, эффективнее организовать контроль и учет знаний студентов.Для повышения эффективности занятий по физической культуре считаем необходимым применение в учебном процессе информационных технологий. Это позволит вывести качество преподавания на более высокий уровень, а также окажет положительное влияние на потребностно-мотивационную сферу учеников к физической культуреТаким образом, социальная значимость и социальные функции информационных технологий в процессе занятий по физическому воспитанию должны не просто стать важной стороной мотивации учеников, но и рассматриваться с позиции повышения качества современного образования как социального института.Список литературы
  • Волкова, Л. М. Современные информационно-диагностические технологии в практике физического воспитания / Л. М. Волкова, В. Ю. Волков // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2014. - № 23. - С. 17-20.
  • Грачева, А. П. ИКТ в управлении образовательным процессом в условиях введения ФГОС / А. П. Грачева. - М. : УЦ Перспектива, 2015. - 27 с.
  • Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. - 4-е изд., испр. -М. : Академия, 2018. - 288 с.
  • Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2014. - 288 с.
  • Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Лубышева. - 3-е изд., перераб. и доп. -М. : Академия, 2016. - 272 с.
  • Витун, Е. В. Психологические тесты в практике физического воспитания студенческой молодежи Оренбургской области / Е. В. Витун, И. И. Черемушникова // Вестник ОГУ. Спец. выпуск: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы экологии Южного Урала». - 2019. - № 9. - С. 703-705.
  • Витун, Е. В. Анализ уровня физической и функциональной подготовленности студентов в процессе физического воспитания в вузе / Е. В. Витун, В. Г. Витун, Т. А. Глазина // Инновации и инвестиции. - 2016. - № 9. - С. 91-94.
  • О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172. -URL: .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102171981
  • Фураев, А. Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений / А. Н. Фураев // Теория и практика физической культуры. - 2016. -№ 11. - С. 83-85.