"Играем пальчиками"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Играем пальчиками"
Автор: Наталья Викторовна Киселева

Картотека комплексов пальчиковой гимнастикиДля детей 3-4 лет.МашинаБи - би - би - гудит машина.(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)Тук - тук - тук - мотор стучит.(ритмично хлопают руками)- Едем, едем, едем, едем, -Он так громко говорит.(ритмично потопывают ногами)Шины трутся о дорогу.Шу - шу - шу - они шуршат.(потирают ладони)Быстро катятся колеса.Та - та - та - вперед спешат.(делают ритмичную «вертушку» руками)Какая у кого песенка?У ходиков песня такая:- Тик. Тик. Тик.(руки - «стрелочки»)У птички - синички - такая:- Пик. Пик. Пик.(руки - «клювики»)У поросенка - такая:- Рюх. Рюх. Рюх.(ладошки - «пятачки»)У ежика песня такая:- Плюх. Плюх. Плюх.(пальчики - «колючки»)У кисоньки песня такая:- Мяу. Мяу.(ладошки гладят шерстку) .- А у рыбешки - какая?- Пы. Пы. Пы.(руки движутся сверху вниз) .СловаРаз и два, раз и два!(сжимают и разжимают пальцы)Сложим мы из букв слова.Солнце - слово лучистое.(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)Кошка - слово пушистое.(придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец - «ушки»)Корова - слово рогатое.(выпрямляют указ. палец и мизинец - «рога»)А слово «арбуз» - полосатое.(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)«Мышка и кошка»- Пи - пи - пи, - пищала мышка(ритмично щелкают пальцами рук)- Кошка на охоту вышла!Мне так страшно, трепещу.Щу - щу - щу, щу - щу - щу.(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)Норку я свою ищу.Щу - щу, щу - щу, щу - щу - щу.(ритмично притоптывают ногами)Кошка притворилась доброй:- Мур - мур - мур, - она поет.(ритмично поглаживают одной рукой другую)- Нет - нет - нет, - пищит мышонок.(ритмично покачивают головой)К кошке в лапы не пойдет.«Котенок - шалун»Котенок мамочку зовет:- Мяу - мяу, мяу - мяу!(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)Он не напился молока:- Мало - мало, мало - мало.(скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы)Покормит мама молочком:- Мур - мур - мур (2 раза)(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)Свернется маленьким клубком:- Ур - ур - ур, ур - ур - ур.(ритмично потрирают кулачок о кулачок)Потом с клубочком поиграет:- Цап - цап - цап, цап - цап - цап.(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)И нитку быстро размотает:- Ап - ап - ап, ап - ап - ап.(Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)«Утята»Раз - два - шли утята.Три - четыре - за водой.А за ними плелся пятый,Позади бежал шестой.А седьмой от них отстал.А восьмой уже устал.А девятый всех догнал.А десятый испугался -Громко - громко запищал:- Пи - пи - пи - не пищи!- Мы тут рядом, поищи!(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи - пи - пи… » - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)«Кошки - мышки»Кошка мышку цап - царап(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)Подержала, подержала - отпустила(кулаки одновременно разжимаются)Мышка побежала, побежала(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)Хвостиком завиляла, завиляла(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)До свидания, мышка, до свидания!(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)«Лодочка»Две ладони я прижмуИ по речке поплыву(ладони соединить лодочкой)Две ладони, друзья, -Это лодочка моя.(выполнять волнообразные движения руками)Паруса я подниму,Синим морем поплыву.(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)А со мною по волнамПлывут рыбки тут и там.(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)«Игрушки»На большом диване в рядКуклы Катины сидят:(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)Два медведя, Буратино,И веселый Чиполлино,И котенок, и слоненок.(загибают поочередно все пальчики)1, 2, 3, 4, 5(разгибают поочередно пальчики)Помогаем нашей КатеМы игрушки сосчитать.(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)«На качелях»Кач - кач - кач - летят качели,Так захватывает дух!(дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)Все сильнее бьется сердце:Тук - тук - тук, тук - тук - тук!Вверх и вниз, и снова к солнцуСловно птица ты летишь.(ритмично постукивают кулачками друг о друга)- Выше, выше, выше, выше! -Вновь товарищам кричишь.(ритмично поднимают перед собой руки вверх)«Насекомые над лугом»- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:- Я лечу издалека.(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)- Зу - зу - зу, - комар пищит.(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)- Уф - уф - уф, - как паровозШмель пыхтит, пыльцу повез.(ритмично притоптывают ногами)Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,Я любого разбужу»(ритмично хлопают в ладоши)«Ежик»Ежик топал по дорожкеИ грибочки нес в лукошке.(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)Чтоб грибочки сосчитать,Нужно пальцы загибать.(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)«Грибы»(массаж пальцев)Топ - топ - пять шагов,(идут на месте)В туесочке пять грибов.(переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого)Мухомор красный -Гриб опасный.А второй - лисичка -рыжая косичка.Третий гриб - волнушка,Розовое ушко.А четвертый гриб - сморчок,Бородатый старичок.Пятый гриб - белый,Ешь его смело.«Умывание»(массаж пальцев)Знаем, знаем - да - да - да,Где ты прячешься, вода!(поочередно массируют каждый палец)Выходи, водица,Мы пришли умыться!Лейся на ладошкуПо - нем - нож - ку.Нет, не понемножку -Посмелей!Будет умываться веселей!(энергично растирают ладони и кисти рук)«Ласточка»Ласточка, ласточка,Милая касаточка,Ты где была,Ты с чем пришла?- За морем бывала,Весну добывала.Несу, несуВесну - красну.(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке)«Покажите пальцем»Покажите пальцем(дети сжимают правую руку в кулак)Зайца,(вытягивают средний и указательный пальцы)Книжку,(две раскрытые ладони складывают рядом)Мышку и(ладони прикладывают к макушке)Орех(сжимают кулак)Указательному пальцуВсе известно лучше всех.(вытягиваем вверх указательный палец, сгибают и разгибают его)«Мышки - шалунишки»В комнате часы виселиИ стучали: бом - бом - бом.(дети ритмично хлопают в ладошки)Мышки каждый раз пугались,Слушая ужасный звон.Потянулись гири вниз -Так - так - так (2 раза)(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)Быстро стрелки завелись -Тик - тик - так (2 раза)(ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)Стрелки мышек испугали,В норку мышки убежали.«Компот»Будем мы варить компот,Фруктов нужно много. Вот:(левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)Будем яблоки крошить,Будем грушу мы рубить;Отожмем лимонный сок,Слив положим и песок.(загибают пальчики по одному, начиная с большого)Варим, варим мы компот.Угостим честной народ.(опять «варят» и «мешают»)«Помощники»1, 2, 3, 4,(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)Мы посуду перемыли:(одна ладонь скользит по другой по кругу)Чайник, чашку, ковшик, ложку(загибают пальчики по одному, начиная с большого)И большую поварешку.Мы посуду перемыли,(одна ладонь скользит по другой)Только чашку мы разбили,(загибают пальчики по одному, начиная с большого)Ковшик тоже развалился,Нос у чайника отбился.Ложку мы чуть - чуть - сломали,Так мы маме помогали.(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)«Смелые гуси»Шли на речку важно гуси:Говорили: «Га - га - га».(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)Кто захочет нас обидеть,Не забудет никогда.Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -(ритмично вытягиваем шею)Больно щиплемся. Беги!(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)Крыльями захлопать можем.(ритмично похлопывают руками по бокам)Мимо нас ты не ходи!(ритмично потопывают)«Пироги»Мы печем отличныеПироги пшеничные.(«пекут» пироги - одна ладошка сверху, другая - снизу)Кто придет к нам покупатьПироги отличные?(трут ладони друг о друга)Папа, мама, брат, сестра,Пес лохматый со двора.И другие все, кто может,(сжимают и разжимают пальцы)Пусть приходят с ними тоже.(при повторении массируют пальцы на другой руке)«Бутончик»К ночи бутончик собрал лепестки(пальцы правой и левой рук собраны в «горстку»)Солнце свои посылает лучи.Утром под солнцемЦветы раскрываются(одновременно медленно развести пальцы обеих рук)Солнышко село, исумрак сгустился,И до утра мой цветочек закрылся.(одновременно соединяются пальцы правой и левой рук)«Осенние листья»Раз, два, три, четыре, пять(загибать пальчики, начиная с большого)Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки)Листья березы,Листья рябины,Листики тополя,Листья осины,(загибать пальчики, начиная с большого)Листики дуба мы соберем,Маме осенний букет отнесем.(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками)"Заботливое солнышко»Солнце с неба посылаетЛучик, лучик, лучик.(дети ритмично скрещивают руки над головой)И им смело разгоняетТучи, тучи, тучи.(плавно покачивают руки вверху)Летом нежно согреваетЩечки, щечки, щечки.(ритмично потирают щеки)А весной на носик ставитТочки - точки - точки.Золотят веснушки деток.Очень нравится им это!(ритмично постукивают пальцем по носу)«Есть игрушки у меня»Есть игрушки у меня:(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)Паровоз и два коня,Серебристый самолет,Три ракеты, вездеход,Самосвал, подъемный кран -Настоящий великан.(загибают пальчики на обеих руках)Сколько вместе? Как узнать?Помогите сосчитать?(хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)«У Лариски - две редиски»У Лариски - две редиски.У Алешки - две картошки.У Сережки - сорванца -два зеленых огурца.А у Вовки - две морковки.Да еще у Петьки - две хвостатых редьки.(по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого; на одной или обеих руках)«За ягодами»1, 2, 3, 4, 5,(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)В лес идем мы погулять.(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)За черникой,За малиной,За брусникой,За калиной.Землянику мы найдемИ братишке отнесем.(загибают пальчики, начиная с большого)«Кораблик»По реке плывет кораблик,(ладони соединить лодочкой)Он плывет издалека.(выполнять волнообразные движения руками)На кораблике четыреОчень храбрых моряка.(показать одновременно по 4 - ре пальца на каждой руке)У них ушки на макушке(сложить обе ладони к макушке)У них длинные хвосты.(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны)И страшны им только кошки,Только кошки и коты.(растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения)«Кормушка»Сколько птиц к кормушке нашейПрилетело? Мы расскажем.(ритмично сжимают и разжимают кулачки)Две синицы, воробей,Шесть щеглов и голубей,Дятел в пестрых перышках(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)Всем хватило зернышек.(опять сжимают и разжимают кулачки)«Что принес нам почтальон? »Что принес нам почтальон?(сжимают и разжимают кулачки)С толстой сумкой ходит он.(«шагают» пальчиками по столу)Перевод, журнал, газету,в бандероли - две кассетыИ письмо от тети Вали,Чтоб ее приезда ждали.(на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с большого)