Каким образом другой ребенок может научить дошкольника разговаривать?
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Каким образом другой ребенок может научить дошкольника разговаривать?
Автор: Легкова Юлия Петровна
Каким образом другой ребенок может научить дошкольника разговаривать?В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение — это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения, возражения, спор, требование, указания — все это разные виды речевого общенияМожет ли другой ребенок, который едва сам-то научился говорить и с трудом понимает речь окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника?Оказывается, может. Специальное сравнительное исследование речи детей в общении со взрослым и со сверстником показало, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, более понятной, развернутой и лексически более богатой. Именно в общении со сверстником в словаре ребенка появляются наречия образа действия (здорово, плохо, сильно, смело и пр.), прилагательные, передающие эмоциональное отношение (красивый, добрый, вредный), личные местоимения (они, мы, ты). Именно в общении со сверстником дошкольники .чаще используют разнообразные глагольные формы (повелительное и сослагательное наклонение, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, соединенные союзами «а», «потому что», «чтобы» и пр. Все это говорит о том, что в общении со сверстниками дошкольники более полно и активно используют разнообразные речевые средства, чем в разговорах со взрослым. Но почему же так происходит?Дело в том, что другой ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно эта непонятливость сверстника, как ни странно, играет важную положительную роль в развитии речи. В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, усваивает правила человеческой речи, узнает новые слова и словосочетания. Конечно, все это ребенку может дать только взрослый, умеющий хорошо говорить сам и активно разговаривающий с ребенком. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться «в пассиве» и никак не использоваться ребенком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много новых важных слов, но не употреблять их, потому что в этом нет особой нужды. Для того чтобы эти потенциальные знания стали настоящими, активными достижениями ребенка, нужна определенная жизненная необходимость в этом, нужны специальные условия. Вот эти-то условия и создаются прежде всего в общении со сверстником.Разговаривая со взрослым, дети не прикладывают особенных усилий для того, чтобы их поняли, поддержали или ответили им. Взрослые и без этого все понимают. Они легко могут догадаться, о чем говорит ребенок, чего он хочет, чем может быть недоволен. Даже если его речь не слишком понятна, достаточно взглянуть на лицо малыша, присмотреться к его выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера, — и все становится ясным. Нужно просто быть внимательным к ребенку и стараться его понять. Сверстник же не будет пытаться угадать желания и настроения своего товарища, присматриваться, прислушиваться, вспоминать, что было вчера, и т. д. Чтобы он понял своего товарища, ему надо все четко и ясно выразить. А поскольку дети очень нужны друг другу и им нравится общаться между собой, они начинают прикладывать усилия к тому, чтобы более связно и четко выразить свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает оечь дошкольников со сверстником более связной, полной. Отличия разговора со взрослым от разговора со сверстником. Первая отличительная особенность речевых контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность, выразительность и раскованность сильно отличают их от речевых контактов со взрослым. Если со взрослым дети обычно разговаривают более или менее спокойно, просто, без лишней экспрессии, то разговоры со сверстником, как правило, сопровождаются яркими интонациями, криком, кривляньями, смехом и пр. В речевом общении дошкольников, по нашим данным, наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении со взрослым. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния — от негодования «Ты чего берешь!?!» до бурной радости «Смотри, что получилось! Давай еще попрыгаем!». Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.Вторая особенность речевых контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Разговаривая со взрослым, даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. В разговорах со сверстником дети используют самые неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов и звуков: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, намеренно искажая, «пародируя» слова своего партнера, придумывают новые названия знакомым предметам. И как ни странно, такое, казалось бы, бессмысленное кривляние и жужжание имеет большой психологический смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы речевого общения, учит говорить, как надо, как все говорят, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества детей, для проявления его индивидуальности. По мнению психологов самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает и не тормозит детской активности, никто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя — на что я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала — игра, фантазирование и т. д., — значительно чаще происходят вместе со сверстником. Третья отличительная особенность речи дошкольников, адресованной сверстнику заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах с ровесниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому у детей часто не получаются долгие разговоры — они перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, ответы или высказывания другого как бы не замечаются вовсе. Из-за этого детские диалоги быстро распадаются.Совсем по-другому дети воспринимают высказывания взрослого. Инициативу и предложения взрослого они поддерживают в два раза чаще. Они обычно стараются ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушают рассказы и сообщения старших. Разговаривая со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам. В контактах со сверстником все наоборот: главное, успеть высказаться самому, рассказать о себе, а услышат ли тебя и что тебе ответят, уже не так важно.Еще одна черта, отличающая речь сверстников, состоит в том, что речевое общение дошкольников значительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Взрослый до конца школьного возраста остается для ребенка источником оценки и новой информации. По отношению к сверстнику уже с 3—4-летнего возраста дети решают значительно более широкий спектр разнообразных задач: здесь и управление действиями партнера (показать, как надо и как не надо делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание образцов (заставить его сделать так, как я хочу), и совместная игра (вместе решить, во что и как) и постоянное сравнение с собой (я вон как могу, а ты?), и много всяких других проблем решает ребенок, когда общается со своим сверстником. Именно в общении со сверстником появляются такие сложные действия, как притворство (т. е. стремление сделать вид, притвориться веселым или испуганным), желание выразить обиду (нарочно не ответить, показать ему, что больше не хочу с ним играть), фантазирование. Такой сложный спектр отношений детей порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.Таковы наиболее общие отличия речи детей в общении со взрослыми и со сверстниками. Эти отличия говорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания — важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо умеющие говорить и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательное общение. Им быстро становится скучно друг с другом, они играют каждый в своем углу, потому что говорить им не о чем. Вместе с тем исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие контактов с ровесниками, испытывали значительные трудности в речевом общении с другими детьми. Дети, привыкшие к обществу сверстников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними.Вот и получается, что для того, чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать, стараться, чтобы тебя поняли. Поэтому сверстник именно своей непонятливостью, невниманием к другому создает условия для актуализации речевых возможностей ребенка, для превращения его пассивной речи в активную.