"Путешествие по реке Суре"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Путешествие по реке Суре"
Автор: Крыжимская Наталья Константиновна
МАДОУ «Детский сад №36»Конспект НОД с региональным компонентом «Путешествие по реке Суре»для детей подготовительной группы. Разработала воспитатель : Крыжимская Н. К.г. Саранск 2019 г.Цель:Продолжать изучение мордовского языка, прививать чувство любви к своей малой Родине.Программное содержание:Воспитывать любовь к родному краю, мордовскому народу, языку.Стремление к общению на мордовском эрзя языке, способствовать накоплению мордовского словаря.Знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народаМетодические приемы: Сюрпризный момент, показ, рассказ, беседа, художественное слово, вопросы детям, чередование хоровых и индивидуальных ответов, дидактическая игра «Разрезные картинки».Материал и оборудование:Мешочек с разрезными картинками флагов. Кукла Олдуня в мордовской одежде, платье с мордовским узором (образец), воспитатель в мордовском национальном костюме, шаблоны платьев, геометрические фигуры красного и черного цвета, подносы, баночка для клея, подставка под кисточку, кисточка, клеенка, салфетка. Предварительная работа:Беседы о Мордовии, разучивание стихов, потешек из мордовского фольклора, рассматривание мордовской национальной одежды, прослушивание эрзянской речи в аудиозаписи. Экскурсия в мини-музей, рассматривание альбома по мордовскому декоративно-прикладному искусству, моделирование узоров на фланелеграфе, слушание мордовских народных песен, музыки.Ход НОДВоспитатель и дети одеты в мордовские костюмы Воспитатель(В): Здравствуйте дети. Вы знаете что такое Родина?(ответы детей) Правильно, Родина это, то место где мы родились и выросли. Это самое близкое и дорогое, что есть у человека. А как называется наша республика. (Мордовия) Мордовия это наша малая Родина.Воспитатель: Ребята, а в каком городе мы живем ? (Саранск) Наш город очень красивый, в нем очень много достопримечательностей. И с некоторыми из них мы сейчас с вами познакомимся.(На интерактивной доске воспитатель показывает слайды с достопримечательностями и коротко рассказывает о них)Мемориал воинам Мордовии, павшим в годы Великой Отечественной войны.Воспитатель: Памятник воинам Мордовии, павшим в годы Великой Отечественной войны. Скульптурная группа изображает Мать- Мордовию, вручающую меч сыну- солдату.Мордовия аренаВоспитатель: Футбольный стадион в Саранске был построен для проведения матчей чемпионата мира по футболу который прошел в нашем городе в прошлом году.Музыкальный театр имени И. М. ЯушеваВоспитатель: В городе где мы с вами живем, находиться государственный музыкальный театр имени И. М. Яушева. В его репертуаре опера и балет, оперетта и мюзикл, спектакли для детей и концерты классической музыки. А назван театр в честь нашего с вами земляка Иллариона Максимовича Яушева, оперного певца. Но вы наверное пока больше любите смотреть мультфильмы?(ответы детей) Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм о нашей малой Родине. О традициях и обычаях древней мордвы. (На интерактивной доске дети смотрят мультфильм-презентацию «Мы живем в России-Мордовия»Воспитатель: Дети понравился вам мультфильм?(ответы детей)Раздается стук в дверь(воспитатель открывает дверь на пороге лежит письмо)Воспитатель: Ребята ,посмотрите письмо, давайте вместе его прочитаем.«Здравствуйте ребята, приглашаю вас к себе в гости, мне очень нужна ваша помощь. Олдуша» Воспитатель: Ребята давайте поможем Олдоне, я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие на лодке по реке Суре, которая протекает в нашей республике. ( садятся в лодку)Течёт моя река СураЧерез леса, через поля,Через большие города:Алатырь, Пенза, Шумерля.По старорусски СУ- притокРеки, что нету краше,А РА- названье в старинуВеликой Волги нашей.-Сергей Прилуцкий.Воспитатель: Ребята понравилось вам стихотворение? О чем оно?(ответы детей)Ребята вызнаете как в переводе на эрзянский язык будет река? (ответы детей) Река по эрзянски будет лей .Давайте хором повторим(дети повторяют хором и индивидуально)Воспитатель: Ребята посмотрите какая изба на берегу стоит! Знаете как на эрзянском будет Изба? Кудо. (дети повторяют за воспитателем) Давайте ка посмотрим кто в ней живет.(дети вместе с воспитателем заходят в избу там сидит кукла мордовка в национальном костюме)Кто это? /Показывает куклу в мордовском костюме./Дети: Это кукла- эрзяночка!Воспитатель: Шумбратадо, эйкакшт!Дети: Шумбратадо!Воспитатель: Она хочет с вами познакомиться.- Монь лемем Олдоне. /Меня зовут Олдушка./- А тонь кода леметь? /А тебя как зовут?/Дети называют имена на эрзянском языке. /Монь лемем Оля./ /Меня зовут Оля./Олдуне: Живу я, как и вы Республике Мордовия. Эйкакшт, посмотрите, какое у меня красивое платье! А вы знаете, как по- эрзянски платье? Панар.Дети: Панар. (дети повторяют новое слово)Олдуне: Ребята, каждый народ имеет свой национальный костюм и его украшают орнаментом. Скоро в моей семье будет праздник, придут гости. Я хотела бы подарить им по красивому панару с орнаментом. Вот такие (показывает образец). Но мне одной не справиться, мне очень нужна ваша помощь, чтобы успеть к празднику.Воспитатель: Ребята, поможем Олдуне? Дети: Да.Воспитатель: Но сначала мы с вами вспомним игру с пальчиками. (вместе с воспитателем)Те тейтерне,Те церыне,Те бабине,Те атине,Те чеерне.Кшт, кшт,кшт (При этом у ребенка загибаются в кулачок пальчики, а на последней строчке щекочется ладошка).Воспитатель показывает платье-образец детям.Дети садятся за столы.Воспитатель: Нравится вам панар? Дети: ДаВоспитатель: Конечно, очень красивое, яркое и оригинальное изделие.Воспитатель: Какого цвета панар? (Белого цвета)Воспитатель: Как по-эрзянски белый?Дети: Ашо.Воспитатель: Из каких элементов составлен узор на платье? (квадрат, треугольник)Квадраты какого цвета? (красного цвета)Как по- эрзянски красный?Дети: Якстере.Воспитатель: А треугольник какого цвета? (черного цвета)Как по – эрзянски черный?Дети: РаужоВоспитатель: Эйкакшт, повторите основные цвета в мордовском национальном костюме Дети: Ашо, якстере, раужо.Эйкакшт, на подносах лежат разные геометрические фигуры. Я предлагаю вам поиграть в игру «Разложи узор». Кто быстрее и правильно разложит узор на платье, как на образце.Какой элемент первый? (квадрат красного цвета)Второй? (треугольник)Третий? (квадрат)Готовы? Начинаем игру (воспитатель помогает отстающим исправить недочеты).Воспитатель: Вадря! Как красиво у вас получилось!А теперь нам надо приклеить узоры, аккуратно пользуясь клеем.Вспомним, с какой стороны мы должны намазывать деталь! (с не цветной стороны)А чтобы стол был чистым, что мы делаем?Работаем на клееночке, кисточку ставим на подставку.Зачем нужны салфетки? (промокать остатки клея)А сейчас приступаем к работе: возьмите красный квадрат, намажьте клеем, приклейте, не забывая об аккуратности. Аналогично клеем остальные детали и узоры.Олдуне рассматривает работы детей, благодарит за помощьОлдуне: Эйкакшт, как я рада, что вы умеете разговаривать на мордовском языке. Ребята мордовская нация отличается добродушием и гостеприимством. Еще с древних времен гостей встречают богато накрытым столом. Я хочу угостить вас мордовскими пшенными блинами. Воспитатель: Эйкакшт, давайте скажем Олдуне спасибо за угощение, попращаемся с ней и вернемся обратно в детский сад.Дети: Спасибо. Вастомазанок!Олдуне. Вастомазанок!(Дети «садятся в лодку» и отправляются в группу)ИтогВоспитатель: Ребята о чем мы с вами говорили на занятии? (ответы детей о Мордовии , о мордовском народе, достопремичательностях нашего города, о мордовском кастюме)Воспитатель: Что мы с вами делали? (ответы детей: украшали мордовское платье)Воспитатель: Понравилось вам занятие? (Ответы етей)Богат и щедр край земли мордовской, талантлив ее народ. Так пусть во все времена приумножаются богатства духовные нашей малой Родины- Мордовии. Я надеюсь, ребята, что когда вы вырастите, внесете достойный вклад в развитие мордовской земли.