по теме "Использование инновационной технологии - Лэпбук»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: по теме "Использование инновационной технологии - Лэпбук»
Автор: Нина Николаевна Маркова
Опыт профессиональной деятельности
Марковой Нины Николаевны,
учителя технологии МАОУ СОШ №4 г. Боровичи,
по теме Использование инновационной технологии - Лэпбук
Не губи ты жизнь бездельем –
Занимайся рукодельем!
Шей, вяжи – не унывай,
Или гладью вышивай...
В последнее время сложился устойчивый стереотип о том, что технология – предмет второстепенный и унылый. Но это далеко не так. На мой взгляд, это один из жизненно важных школьных предметов, где девочки учатся готовить, шить, рукодельничать, наводить чистоту в доме, следить за бюджетом семьи, то есть заниматься тем, из чего в той или иной степени состоит жизнь женщины – хранительницы очага, хозяйки дома, матери. Они учатся трудиться.
Поэтому, своим долгом, считаю передать девочкам то, что позволит им подготовиться к самостоятельной жизни; обнаружить затаенный родничок детского таланта, поддержать интерес, побудить к творчеству, желанию воплощать в жизнь все свои прекрасные идеи, способности развиваться самостоятельно.
В связи с этим, передо мной, как учителем технологии, стоит задача поиска новых нестандартных форм обучения.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:
чтобы содержание материала осталось в памяти обучающихся;
чтобы девочки могли научиться пользоваться знаниями, которые получили на уроке;
чтобы захотели самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?
Одним из способов достижения этой цели является использование инновационной педагогической технологии - создание лэпбука.
Лэпбук — в дословном переводе с английского языка означает книга на коленях
(lap-колени, book-книга). Ещё его называют тематическая папка или книжка-раскладушка.
Лэпбук – это книга, которую ученицы собирают сами, склеивают её отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные материалы, цвета и формы. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладышами и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм, графиков, игр и многое другое по какой-то теме.
Лэпбук — средство для реализации деятельного метода обучения. При создании лэпбука ученицы не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской — познавательной деятельности.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС НОО к предметно-развивающей среде:
информативен;
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
пригоден к использованию одновременно группой ребят;
обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
его структура и содержание доступны возрасту;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
При работе в данной технологии я использую следующие этапы:
Выбор темы (целеполагание)
Тема может быть как общей, так и более конкретной.
Например: в 6 классе девочки изучают Силуэт и стиль в одежде - тема общая, а конкретная тема Мода и стиль 1900г или Мода 1970 -2017г.г.
2.Составление плана будущего лэпбука (разработка лэпбука)
Необходимо определиться с элементами подтемами. На этом этапе раздаю задания на выполнение того или иного элемента лэпбука. Своего рода это домашнее задание, где девочки, возможно вместе с мамами или бабушками занимаются поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр и шаблонов. На уроке определяю задание и контролирую качество его выполнения. Вся подобранная информация должна соответствовать эстетическим и этическим требованиям.
3.Рисование макета (эскиз) – практическая часть
Эскиз необходим для дальнейшего оформления лэпбука, чтобы все изготовленные элементы были собраны воедино и располагались на своих местах по эскизу.
Лэпбук использую как на уроках, организуя групповую, парную, индивидуальную работу, так и во внеурочной деятельности в качестве творческого домашнего задания, также как, итоговый, индивидуальный или олимпиадный проект по технологии.
В заключении хотелось бы сказать о том, что Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полёт фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.
Хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в классе. В процессе такого творчества ученицы становятся не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-оформителем, иллюстратором, сочинителем собственных идей, историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей учащихся.
Результатом использования лэпбука являются призовые места на муниципальных этапах олимпиад по технологии.
Опыт работы я распространяю на персональном сайте yroktexnovshool.ucoz.ru