"Что нельзя купить за деньги"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Что нельзя купить за деньги"
Автор: Прибылова Татьяна Владимировна

Проект по обучению основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему«Что нельзя купить за деньги»Подготовила: воспитатель Прибылова Т.В.Пояснительная записка:Беден человек не тот, кто без цента, а тот, кто без мечты.СократБеден не тот, кто мало имеет, а тот, кому всегда мало этого.Сенека Пустые карманы никогда не помешают нам стать теми, кем мы хотим быть. Помешать этому могут только пустые головы и пустые сердца.Норман Пил Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость финансового просвещения из-за глобальной финансовой безграмотности, что приводит к проблемам в жизни.Все члены семьи, от мала до велика незаметно для самих себя рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пусть даже на уровне наблюдений.К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, да и последующих уроков в школе тоже можно не увидеть. Но если начать обучать грамотному отношению к собственным деньгам и опыту пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте, можно открыть детям дорогу к финансовому благополучию детей, когда они вырастут. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. А самое главное, необходимо ребятам объяснить, что счастье, друзей и многое другое, что основано на духовных и моральных принципах, за деньги не купишь. При этом нужно объяснять, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. С учетом глобальных проблем связанных с экономической и финансовой безграмотностью, логичнее предположить, что чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.Если вести работу по воспитанию финансовой грамотности в течение длительного времени, давая материал, по принципу усложнения, используя множество финансовых игр, закреплять материал конкурсами, олимпиадами, то это поможет детям хорошо усвоить материал, сформировать личную заинтересованность в дополнительном изучении данной темы. И все это в целом даст возможность избежать ребятам многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.Цель программы: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:
  • Сформировать первичные экономические понятия;
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. Д. ;
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
  • Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.)
  • Сроки реализации программы: сентябрь2019 года по май 2020 года.Перспективный план работы по проекту «Что нельзя купить за деньги»Примерный список детских произведений по финансовому воспитанию дошкольников:
  • Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения:
  • Народные сказки: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
  • А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • К.И. Чуковский «Телефон»
  • Сказки, отражающие труд людей:
  • «Терем-теремок»
  • «Хаврошечка»
  • «Морозко»
  • «Мужик и медведь»
  • А.С.Пушкин «Сказка о папе и работнике его Балде»
  • К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
  • К.И.Чуковский «Федорино горе»
  • Сказки, помогающие понять значение таких качеств как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость:
  • Это сказки о бартере:
  • Народные сказки: «Лисичка со скалочной»
  • «Мена»
  • «Выгодное дело»
  • В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
  • сказки о деньгах:
  • К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»
  • Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»
  • Ш. Перро «Кот сапогах»
  • С. Михайлов «Как старик корову продавал»
  • Предполагаемые результатыПо завершению проектных мероприятий дети могут:1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.Заключение.Необходимость экономической подготовки с дошкольного возраста вызвана, прежде всего, тем, что в условиях современного общества, претерпевшего глубокие социально – экономические изменения, объективной необходимостью стало экономическое воспитание, которое предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, расчётливости, предприимчивости – но и накопление знаний.Показатели экономической воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста после обучения по программе с использованием игровых средств:Знает:
  • Почему человек не может иметь все, что желает;
  • Почему необходимо делать выбор;
  • Для чего людям нужны деньги;
  • Что значит дорого или дешево;
  • Почему необходимы и полезны разные продукты и блюда;
  • О правилах культуры поведения.
  • Умеет:
  • Выделять первоочередные потребности своей семьи;
  • Пояснять причину существования ограниченности;
  • Делать выбор;
  • Сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить потребности и возможности семьи;
  • Выбирать товары в соответствующем магазине;
  • Ориентироваться в мире товаров с помощью рекламы;
  • Определять предметы и средства труда;
  • Объяснять результаты труда людей разных профессий (товар или услуга).
  • Понимает:
  • что человек должен постоянно работать ( на работе и дома);
  • что человек не может иметь все, что хочет;
  • что при осуществлении выбора от чего-то надо отказаться;
  • что экономия и бережливость необходимы как в семье, так и в детском саду;
  • что природа имеет дары, которые отдает людям (красоту, даровые блага, природные ресурсы) и что к ней надо относиться бережно.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  • Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26
  • Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
  • Меньшикова О.И. Экономика детям, большим и маленьким : В 8 вып. / О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова, Л. В. Кнышова. - М. : Просвещение, 1994-. - 21 см. Вып. 2. - М. : Просвещение, 1994. - 63,[1] с.
  • Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
  • Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
  • Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.
  • Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под. ред. Е.А. Курак.- М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.