"Инновационные формы работы с родителями в речевом развитии детей"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационные формы работы с родителями в речевом развитии детей"
Автор: Ялдаева Рина Рифовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Родничок»практикум«Инновационные формы работы с родителями в речевом развитии детей» военной литературы»Подготовила:ВоспитательЯлдаева Р.Р.Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! как же ты красива!Е.ЩукинаРечь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.Основные задачи речевого развития детей:- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. - Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?- Формирование звуковой культуры речи.- Обогащение словарного запаса.- Формирование грамматического строя речи.- Обучение рассказыванию, связной речи.- Развитие выразительности речи.Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.Отправляясь на прогулку, мы можем:Поговорить с детьми о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;В холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками.Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает.Загадать загадку и найти отгадку.Поискать приметы времени года.Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами.Прочитать стихотворение, вспомнить песенку.Поиграть с ними в игру природоведческого характера. Например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т.д.Таким образом, мы можем сказать. Что взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами, Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.Уважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть.«Игра-путешествие по стране «Развитие речи»/На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями. /1.Станция «Творческая».Подберите эпитеты к словам:- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.),- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.),- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),- луна (яркая, растущая и т.д.).
  • Станция «Сказочная».
  • Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!5) Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она зам ной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности.3.«Сказочная-2»Придумайте продолжение сказок:«Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».4.Станция «ловкие пальчики»Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.1 этап: Массаж.Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.Большой – отвечает за голову;Указательный – желудок;Средний – печень;Безымянный – почки;Мизинец – сердце.1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.2)потереть ладони, похлопать.2 этап: Пальчиковые игры (без предметов).«Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья».5.Станция «Игровая».Игры для формирования звукопроизношения.Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.Речевая игра «Вьюга»Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.Чистоговорки:Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)Бублик, баранку, батон и буханкуПекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)Жа - жа - жа, есть иголки у ежаЖу-жу-жу молоко дадим ежуЛежит ёжик у ёлки, у ежа иголкиИтог родительского собрания:- родители задают вопросы на уточнение;- анкетирование: как и где родитель может применить полученные знания, что полезного он узнал, какой вопрос вызвал наибольший интерес, остался непонятным.Рефлексия: 1.Звучит тихая музыка, родители дают оценку родительскому собранию. 2.Принятие решения собрания.3.Решение текущих вопросов.4. Подведение итогов.Памятка для родителей«Золотые ключики» от потайной дверцы в мир чтения»• Чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.• Чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать рассказы и сказки: так задаются восприятия слова.• Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми: так задаются образцы определённого жизненного стиля.ПОМНИТЕ!Таланты воспитываются книгами и поощрением.Родители великих людей не навязывали детям книги – они окружали ими детей с детства.« Секреты успешного развития речи детей»1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук,  следовательно, и речь.8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.13. Играйте с ребёнком в разные игры.