Воспитание гражданственности у дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание гражданственности у дошкольников
Автор: Муршель Светлана Николаевна

Родительское собрание на тему: "Нравстенно-патриотическоевоспитание дошкольников"Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.Задачи:- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическомвоспитании;- объединить усилия детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно патриотических качеств у детей.Предварительная работа:- оформить группу мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания- провести анкетирование родителей на тему «Нравственно-патриотическоевоспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знанийродителей о нравственно-патриотическом воспитании (Приложение 2);- дать родителям задание подготовит- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическомвоспитании, для составления родителями;- подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;- подготовить книжки-раскраски для награждения за участие в конкурсе.Участники: воспитатели, родители, дети.Место проведения: помещение группы.План проведения:1. Вступительный этап: разминка «Сложи пословицу».2. Основная часть: педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственноеи патриотическое воспитание); введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»); игра «Бабушкин сундук»; презентация «Самая, самая семья ….3. Практическая часть: «Веселая мастерская» – изготовление открытки.4. Подведения итогов собрания. чтение детьми стихотворений; памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»; рефлексия.Ход собранияВступительный этап- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередномродительском собрании.- Мы бы хотели, чтобы все были активны, инициативны,придерживались следующих правил:1. Время свято – говори ясно и сжато.2. Закон один: все слушают, когда говорит один.3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего собрания:надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагментыпословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо вграмзаписи музыка «Родительский дом».Зачитываются родителями пословицы:1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).2. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).3. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).Итог разминки.- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего собрания «Нравственно-патриотическоевоспитание детей» (воспитание нравственно-патриотических качеств).Основная частьПедагог группы раскрывает понятия:Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие наребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействиена сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них и нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность,коллективизм, товарищество и т.д.Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие,общечеловеческие ценности и т.д.Введение в проблему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».Игра «Бабушкин сундук».- Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем в игру«Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в которомнаходятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки,для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.В сундуке находятся: большая красивая книга русских народных сказок; альбом и краски; букварь; банка варенья, шоколад, конфеты; котенок; старинные семейные фотографии; игрушки бабушек и дедушек; открытки памятников города Сургута; картинки с изображением орденов и медалейПрезентация семьи «Самая, самая семья…»Воспитатель приглашает в группу детей, предлагает всем желающим родителям идетям поучаствовать в конкурсе «Самая, самая семья…».- Уважаемые, родители и дети, в своем выступлении вы должны рассказать:* из кого состоит семья (родословная);* историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;* о семейных реликвиях;* о семейных традициях;* о семейном увлечении, хобби;* о семейной мечте.По итогам презентации, награждение семей книжками – раскрасками.Практическая часть«Веселая мастерская»Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми сделать общую открытку на тему «Цветок дружбы».- Дорогие наши родители, сейчас мы вместе с вами и нашими детьми сделаемоткрытку под названием «Цветок дружбы». Пожалуйста, следите за моимидействиями, и выполняйте вместе со мной. (Педагог вместе с родителями и детьми, выполняет поделку).- А сейчас развернем открытку и увидим с вами, что у нас получилось. Какое чудо,вот это настоящий цветок дружбы!Подведение итогов собрания.Чтение детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание»Рефлексия- Уважаемые родители, просим оценить наше собрание. Около выхода, расположенконтур дома и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержаниемсобрания, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если неудовлетворены – черную. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.Раздать памятки и рекомендации.- Наше собрание подошло к концу. Благодарим вас за активное участие итворческую работу. Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях.Пословицы1. Вся семья вместе и душа на месте.2. В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке, как чувство. Гегель3. Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детяхотражается нравственная чистота матери и отца…В.С. Сухомлинский.4. Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие:первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков.Никола де Шамфор5. Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.Андре Моруа6. Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.Н.Г.Чернышевский7. Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эталюбовь была у отцов.А. КолчакАнкета для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание»Уважаемые родители!Для подготовки и проведения собрания на тему «Семейное воспитание»(воспитание нравственно – патриотических качеств), нам необходимо знать вашемнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?3. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?4. Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в детском саду?5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно -патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста ссимволикой государства, традициями, памятными датами?7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления сродословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?Спасибо!Доклад: НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕДОШКОЛЬНИКОВПатриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самыхактуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашейстране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется —это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет примервзрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизнистарших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербомгосударства. Организованная таким образом работа будет способствоватьправильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных;рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.