Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО во 2 младшей группе детского сада


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО во 2 младшей группе детского сада
Автор: Белицкая Анна Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 муниципального образования Каневской район«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОво 2 младшей группе детского сада»Подготовила:Старший воспитатель МБДОУ детский сад №4Белицкая Анна АлексеевнаКаневская, 2019г.Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:1.Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. Доступность среды, что предполагает: доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.Пространство, в котором живет ребенок, оказывает огромное психологическое и педагогическое воздействие, в конечном счете, выступая как культурный феномен.Организация развивающей среды во 2 младшей группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, а также обогащена необходимыми элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе, мы ориентировались на следующее:
  • Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка.
  • Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим расстановка оборудования производилась до прихода малышей в детский сад.
  • Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  • Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов каждого ребенка, развивая опыт активной разнообразной деятельности, что составляет важнейшее условие его развития.
  • Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.
  • Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущая роль игровой деятельности.
  • Предметно-пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
  • В соответствии с вышеперечисленным, предметно-пространственная среда 2 младшей группы МБДОУ детского сада № 4 организована по принципу небольших микропространств (центров активности), для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 2-3 человека. Все материалы и игрушки расположены так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для совместных игр со сверстниками. Это особенно актуально для нашей ситуации, так как игровая комната является совмещённой со спальней. При пространственной организации среды во 2 младшей группе оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка, что и было соблюдено нами.В группе созданы различные центры активности, наполняемость которых соответствует возрастным особенностям детей 3-4 лет:центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей;центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей;игровой центр обеспечивает организацию сюжетно-ролевых игр;литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников;спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. Для стимулирования двигательной активности в среду группы включено оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Используется мат, на котором дети с удовольствием прыгают, лежат, слушают сказку. Вносятся мячи различных размеров, которые способствуют стимулированию ходьбы. Для стимулирования восприятия детей, развития анализаторов, изучения способов обследования и действий подобраны предметы чистых цветов, четких несложных форм, разных размеров, выполненные из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Из предметов можно извлекать звуки, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек — вкладышей, пирамидок, шнуровок (Слайд 16)—в обстановку включены пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками. В группе для четырехлетних детей уже используются игрушки, отражающие реальную жизнь (машина - экскаватор, полицейская, грузовая, легковая машины, кукла-доктор). Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, в соответствии с этой возрастной особенностью и осуществлялся его подбор во 2 младшей группе нашего детского сада. Требование к размещению материалов на открытых полках, выполняется с помощьюраскладных трёхъярусных кроватей, которые имеют сплошную крышку, представляя собой пространство, позволяющее разместить игровой и развивающий материал на доступном для детей уровне. Это способствует развитию их активности, самостоятельности.Воспитателями группы подбраны внешне привлекательные и яркие материалы, смена которых происходит не реже одного раза в неделю. Среда группы содержит разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные), легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов и размеров). Много возможностей для развития детей заложено в игре-экспериментировании. Для детей 3-4 лет – это игры с песком, водой, красками, которые требуют специального оборудования. Стол для игр с песком и водой ежедневно вносится в игровую среду группы. Рядом с ним в контейнере располагаются необходимые предметы: емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы для игр с водой и песком (плавающие игрушки, водяные мельницы, формочки, ведерки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и т.д.). Из дидактических игр в группе имеются игры типа лото и парных картинок. А также мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3—15 частей, наборы кубиков из 4—12 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения. Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности в группе организован центр активности, в котором имеются специальные самостирающиеся доски с палочкой для рисования, простые белые обои и восковые мелки, для рисования ладошками используется гуашь с добавлением жидкого мыла. Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе — себя. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, воспитатели используют «Кубик эмоций» с изображениями людей с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеются, плачут). Педагог обращает внимание ребенка на разные эмоциональные проявления человека, учит находить общее и отличное во внешнем виде людей. Наша работа будет продолжена, чтобы соответствовать ряду показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды и степень ее влияния на детей:1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее, хорошо всем слышен.3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.4. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.5. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.В последующей работе мы планируем и дальше организовывать ППРС в группе в соответствии с ФГОС (для стимулирования двигательной активности – горку со ступеньками и пологим спуском,пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты; очень крупные разноцветные надувные мячи; приобрести предметы, у которых можно чувствовать аромат; мягкий модульный материал; мягкие конструкторы на ковролиновой основе; оснащение группы зеркалами (не менее 4-5 штук), пополнение уголка ряжения), задействовать в работе по её организации воспитанников и родителей, подготовить презентацию группы для общегородительского собрания, распространить свой опыт на муниципальном уровне и в СМИ. Список используемой литературы:
  • Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
  • Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айрис Пресс, 2007
  • Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009