"Уроки послушного ветерка" в рамках реализации проекта "Логопедические тропинки"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Уроки послушного ветерка" в рамках реализации проекта "Логопедические тропинки"
Автор: Кузьменко Ольга Ивановна

«Уроки послушного ветерка»- план-конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группеАвтор: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №18» Кузьменко Ольга ИвановнаЦель:
  • уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна»;
  • расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
  • Коррекционно-образовательные задачи:
  • закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.
  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • Коррекционно - развивающие задачи:
  • совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:
  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
  • Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке. Ход занятия.I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце»)Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?Дети: Солнышко.Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.(Логопед читает загадку)Светает рано по утрам.Проталины и тут и там.Ручей шумит как водопад,Скворцы к скворечнику летят,Звенят под крышами капели,Медведь с еловой встал постели,Всех солнышко тепло ласкает.Кто это время года знает?(Весна).(дети договаривают хором: весна).Догадались, о каком времени года мы будем говорить?Дети: о веснеЛогопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.(Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).II. Основная часть.Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.1. (Проводится массаж лица).Светит яркое весеннее солнышко — поглаживание и ласкает нам лицо.Дождик ещё холодный.постукивание подушечками пальцевПо утрам ещё иногда пощипывает морозец. — пощипываниеА всё-таки солнышко светит сильнее. — снова поглаживание2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся(часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.(Логопед просит объяснить слово капель)Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.(логопед обращает внимание детей на су-джок)4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-ДжокОднажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.Катать шарик по ладони вперед- назад.Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.А там поляна — большая, круглая, красивая!Круговые движения шариком по ладони.На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!Катать шарик по ладони вперед- назад.А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.5. Упражнение "Что перепутал художник?"Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленноКлен тугие кулачки. разжимают кулачки)Прислонился он к окошку. (4 прыжка)А, едва растает снег, (Наклоны)Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягиваютКлен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают).Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!III. Итог занятияЛогопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы)