"Протокол экспресс-обследования устной речи"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Протокол экспресс-обследования устной речи"
Автор: Чекусова Наталья Михайловна

ПРОТОКОЛ ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ_______________________________________ Класс _____________ (фамилия, имя)Дата обследования « ______» __________________ 200 ___ г.Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи. 1. Проверка состояния фонематического восприятия: Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение: *ба – па -____________ па – ба – ____________*са – за - __________ за - са- ___________*жа – ща -____________ ща – жа - ___________*са – ша –_________ ша – са –__________ *ла – ра -____________ ра - ла – ____________*ма – на – ма -______ на – ма – на –______*да – та – да -________ та – да – та –_________ *га – ка – га - _____ ка – га – ка –______ *за – са – за -_________ са – за – са - _________*жа – ша – жа –______ ша – жа – ша –_____ *са – ша – са -_________ша – са – ша -________*цаса – ца – ______ са – ца –_ са – _____ *ча – тя – ча -_______ тя – ча – тя -_______ *ра – ла – ра –_____ ла – ра – ла – _______ Оценка: 1 балл - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0.5 балла - первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому; 0.25 балла - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой или пропусками; 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
  • Исследование артикуляционной моторики:
  • Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
  • губы в улыбке __________________________ «трубочкой»___________________________
  • язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт: ________________________________ «чашечкой» ___________________________
  • язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт: _________________________________________________________________
  • «вкусное варенье»________________________ «лошадка» _____________________________
  • «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому: _____________________________ «качели»_______________________________
  • чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка» ___________________________________
  • Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;0.5 балла - замедленное и напряженное выполнение;0.25 балла - выполнение с ошибками; 0 баллов - невыполнение движения.
  • Исследование звукопроизношения:
  • Инструкция: повторяй за мной слова: - собака – маска – нос _____________ _____________________________________
  • сено – василек – высь _____________ - щука – вещи – лещ _______________
  • замок – коза _____________ - чайка – очки – ночь _______________
  • зима – магазин _____________ - рыба – корова – топор _______________
  • цапля – овца – палец _____________ - река – варенье – дверь _______________
  • шуба – кошка – камыш _____________ - лампа – молоко - пол _______________
  • - жук – ножи ____________________ - лето – колесо – соль _______________ Оценка: З балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1.5 балла - одна или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся; 1 балл - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов - искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.Максимальное число баллов за все задания – 15. 4. Исследование сформированности звуко – слоговой структуры слова: Инструкция: повторяй за мной слова. - скакалка _________________ - милиционер_________________кинотеатр________________- таксист _______________- аквалангист ________________перепорхнуть_____________- космонавт _______________- термометр _________________кораблекрушение_________- сковорода _______________ - регулировщик________________________ Слова предъявляются до первого воспроизведения. Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова ; 0 баллов – невоспроизведение. Серия II. Исследование навыков языкового анализа. 1. Сколько слов в предложении? 2. Сколько слогов в слове?
  • День был теплый. * карандаш
  • Около дома росла высокая береза. * дом
  • 3. Определи место звука в слове? 4. Сколько звуков в слове?
  • Первый звук в слове крыша; * Рак
  • Третий звук в слове школа; * Сумка
  • Последний звук в слове стакан * Диктант
  • Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи «Подумай еще»Оценка: 1 балл – правильный ответ с первого раза, 0,5 балла – правильный ответ со 2 попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки Серия 111. Исследование грамматического строя речи. 1. Повторение предложений. Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.- Наступила осень._____________________________ Птичка свила гнездо. __________________-Над водой летали белые чайки.____________ В саду было много красных яблок. __________-Земля освещается солнцем весной затопило весь наш луг.______________-Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. ____________________________________- Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. ______________________________- На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. ________________________________- Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.________________ Предложение читается до первого воспроизведения (1 – 2 раза). Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажений смысла и структуры предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено, 0 баллов – невоспроизведение.
  • Верификация предложений.
  • Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить. - Девочка гладит утюгом. - Дом нарисован мальчик
  • Мальчик умывается лицо.
  • Собака вышла в будку.
  • Березки склонились от ветра.
  • Солнце освещается землей.
  • По морю плывут корабль.
  • У Нины большая яблоко.
  • Хорошо спится медведь под снегом.
  • Над большим деревом была глубокая яма.
  • Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибок; 0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена; 0 баллов – ошибка не выявлена.
  • Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
  • Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
  • мальчик, открывать, дверь.
  • девочка, читать, книжка.
  • доктор, лечить, дети.
  • Рисовать, карандаш, девочка.
  • В, сад, расти, вишня.
  • Сидеть, синичка, на, ветка.
  • Груша, бабушка, внучка, давать.
  • Витя, косить, трава, кролики, для.
  • Миша, дать, собака, большая, кость.
  • Петя, купить, шар, красный, мама.
  • Слова предъявляются до первого ответа.Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0.5 балла – нарушен порядок слов; 0.25 балла – небольшие пропуски; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
  • Добавление предлогов в предложение.
  • Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.
  • Лена наливает чай ………….. чашки.
  • Почки распустились …….. деревьях.
  • Лодка плывет ………. озеру.
  • Чайка летит ….. водой.
  • Птенец выпал ……. гнезда.
  • Деревья шумят …. ветра.
  • Последние листья падают …. березы.
  • Щенок спрятался ……. крыльцом.
  • Пес сидит ……конуры.
  • Большая толпа собралась …. театром.
  • В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2 -ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?). Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0.5 баллов – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0.25 балла - правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов - неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома. *один – стол, а много – это …….; * стул - ……… * звезда - ……… * ухо -………… * окно - ………… Инструкция: один – дом, а много чего?, – Домов. * один – стол, а много чего? – …….; * стул - ………… * окно – * звезда * ухо -……………… Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки. Оценка: 1 балл - правильный ответ; 0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0.25 балла - форма образована неверно; 0 баллов - невыполнение. Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования.Инструкция: у кошки – котята, а у ….. * козы – собаки - * волка – курицы - * утки - свиньи - * лисы – коровы - * льва – овцы – 2. Образование существительных в уменьшительной форме. Инструкция: большой мяч, а маленький – это мячик. Назовем ласково предметы, которые я буду перечислять. Стол – Стул - Дом – Снег – Дерево – 3. Образование прилагательных от существительных. а) Относительных Инструкция: кукла из бумаги – бумажная. шляпка из соломы – кисель из клюквы – горка изо льда – салат из моркови – варенье из вишни – суп из грибов – варенье из яблок – лист дуба – варенье из сливы – лист осины – варенье из малины – варенье из черники - варенье из клубники - лист дуба – лист клена – шишка ели - лист осины – б) Качественных Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а ….. - волка за жадность – - зайца за трусость - - медведя за силу -
  • льва за смелость –
  • Инструкция: если днем жара, то день жаркий, а если …… мороз –________________ солнце – ________________ снег –__________________________ ветер – ____________ дождь – _______________ холод –____________________ в) Притяжательных Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …. кошки – медведя- волка – льва- лисы- зайца – белки- гнездо орла – клюв птицы – ружье охотника – Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0 баллов – невыполнение. 0.5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0.25 балла – неверное образованная форма; Серия V. Исследование понимания лексико-грамматических отношений.
  • а) Покажи ключ, карандаш.
  • б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш - ключом. 2. а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом.
  • Скажи что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной?
  • Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
  • Сашу ударил Коля. Кто драчун?
  • Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
  • Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
  • В задании 1 оцениваются только три последних пробы, в задании 2 – обе пробы.Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0.5 балла – самокоррекция; 0 баллов – неверный ответ.Серия VI. Исследование связной речи.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок). Возможно использование, какой либо другой последовательности из 4 – 5 картинок.
  • Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ. Оценка производилась с учетом модели, разработанной Р. И. Лалаевой, однако сами критерии были несколько модифицированы.а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев, 1 балл – выделение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.б) Критерий леексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточность словоупотребления; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.
  • Пересказ прослушанного текста.
  • Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать. В нашей методике используется короткий текст из пособия И. Н. Садовниковой (1983).ГОРОШИНЫ В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. Рассказ предъявляется не более двух раз.Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок. а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, не наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ недоступен.в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1 – 2 вопроса) или после второго прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ по вопросам недоступен. В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ. Успешность выполнения проб в % 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Название проб 1 – фонематическое восприятие; 2 – артикуляционная моторика; 3 – звукопроизношение; 4 – слоговая структура слова; 5 – навыки языкового анализа; 6 – грамматический строй речи; 7 - словарь и словообразовательные процессы; 8 – понимание логико-грамматических отношений; 9 – связная речь. 10 –Логопедическое заключение и рекомендации__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________