"Протокол экспресс-обследования устной речи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Протокол экспресс-обследования устной речи"
Автор: Чекусова Наталья Михайловна
ПРОТОКОЛ ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ_______________________________________ Класс _____________ (фамилия, имя)Дата обследования « ______» __________________ 200 ___ г.Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи. 1. Проверка состояния фонематического восприятия: Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение: *ба – па -____________ па – ба – ____________*са – за - __________ за - са- ___________*жа – ща -____________ ща – жа - ___________*са – ша –_________ ша – са –__________ *ла – ра -____________ ра - ла – ____________*ма – на – ма -______ на – ма – на –______*да – та – да -________ та – да – та –_________ *га – ка – га - _____ ка – га – ка –______ *за – са – за -_________ са – за – са - _________*жа – ша – жа –______ ша – жа – ша –_____ *са – ша – са -_________ша – са – ша -________*ца – са – ца – ______ са – ца –_ са – _____ *ча – тя – ча -_______ тя – ча – тя -_______ *ра – ла – ра –_____ ла – ра – ла – _______ Оценка: 1 балл - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0.5 балла - первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому; 0.25 балла - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой или пропусками; 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. Исследование артикуляционной моторики:Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.губы в улыбке __________________________ «трубочкой»___________________________язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт: ________________________________ «чашечкой» ___________________________язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт: _________________________________________________________________«вкусное варенье»________________________ «лошадка» _____________________________«маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому: _____________________________ «качели»_______________________________чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка» ___________________________________ Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;0.5 балла - замедленное и напряженное выполнение;0.25 балла - выполнение с ошибками; 0 баллов - невыполнение движения. Исследование звукопроизношения: Инструкция: повторяй за мной слова: - собака – маска – нос _____________ _____________________________________сено – василек – высь _____________ - щука – вещи – лещ _______________замок – коза _____________ - чайка – очки – ночь _______________зима – магазин _____________ - рыба – корова – топор _______________цапля – овца – палец _____________ - река – варенье – дверь _______________шуба – кошка – камыш _____________ - лампа – молоко - пол _______________ - жук – ножи ____________________ - лето – колесо – соль _______________ Оценка: З балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1.5 балла - одна или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся; 1 балл - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов - искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.Максимальное число баллов за все задания – 15. 4. Исследование сформированности звуко – слоговой структуры слова: Инструкция: повторяй за мной слова. - скакалка _________________ - милиционер_________________кинотеатр________________- таксист _______________- аквалангист ________________перепорхнуть_____________- космонавт _______________- термометр _________________кораблекрушение_________- сковорода _______________ - регулировщик________________________ Слова предъявляются до первого воспроизведения. Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова ; 0 баллов – невоспроизведение. Серия II. Исследование навыков языкового анализа. 1. Сколько слов в предложении? 2. Сколько слогов в слове?День был теплый. * карандашОколо дома росла высокая береза. * дом 3. Определи место звука в слове? 4. Сколько звуков в слове?Первый звук в слове крыша; * Рак Третий звук в слове школа; * СумкаПоследний звук в слове стакан * Диктант Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи «Подумай еще»Оценка: 1 балл – правильный ответ с первого раза, 0,5 балла – правильный ответ со 2 попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки Серия 111. Исследование грамматического строя речи. 1. Повторение предложений. Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.- Наступила осень._____________________________ Птичка свила гнездо. __________________-Над водой летали белые чайки.____________ В саду было много красных яблок. __________-Земля освещается солнцем весной затопило весь наш луг.______________-Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. ____________________________________- Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. ______________________________- На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. ________________________________- Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.________________ Предложение читается до первого воспроизведения (1 – 2 раза). Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажений смысла и структуры предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено, 0 баллов – невоспроизведение. Верификация предложений. Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить. - Девочка гладит утюгом. - Дом нарисован мальчикМальчик умывается лицо.Собака вышла в будку.Березки склонились от ветра.Солнце освещается землей.По морю плывут корабль.У Нины большая яблоко.Хорошо спится медведь под снегом.Над большим деревом была глубокая яма. Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибок; 0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена; 0 баллов – ошибка не выявлена.Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.мальчик, открывать, дверь.девочка, читать, книжка.доктор, лечить, дети.Рисовать, карандаш, девочка.В, сад, расти, вишня.Сидеть, синичка, на, ветка.Груша, бабушка, внучка, давать.Витя, косить, трава, кролики, для.Миша, дать, собака, большая, кость.Петя, купить, шар, красный, мама. Слова предъявляются до первого ответа.Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0.5 балла – нарушен порядок слов; 0.25 балла – небольшие пропуски; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.Добавление предлогов в предложение. Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.Лена наливает чай ………….. чашки.Почки распустились …….. деревьях.Лодка плывет ………. озеру. Чайка летит ….. водой.Птенец выпал ……. гнезда.Деревья шумят …. ветра.Последние листья падают …. березы. Щенок спрятался ……. крыльцом.Пес сидит ……конуры.Большая толпа собралась …. театром. В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2 -ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?). Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0.5 баллов – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0.25 балла - правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов - неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома. *один – стол, а много – это …….; * стул - ……… * звезда - ……… * ухо -………… * окно - ………… Инструкция: один – дом, а много чего?, – Домов. * один – стол, а много чего? – …….; * стул - ………… * окно – * звезда * ухо -……………… Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки. Оценка: 1 балл - правильный ответ; 0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0.25 балла - форма образована неверно; 0 баллов - невыполнение. Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования.Инструкция: у кошки – котята, а у ….. * козы – собаки - * волка – курицы - * утки - свиньи - * лисы – коровы - * льва – овцы – 2. Образование существительных в уменьшительной форме. Инструкция: большой мяч, а маленький – это мячик. Назовем ласково предметы, которые я буду перечислять. Стол – Стул - Дом – Снег – Дерево – 3. Образование прилагательных от существительных. а) Относительных Инструкция: кукла из бумаги – бумажная. шляпка из соломы – кисель из клюквы – горка изо льда – салат из моркови – варенье из вишни – суп из грибов – варенье из яблок – лист дуба – варенье из сливы – лист осины – варенье из малины – варенье из черники - варенье из клубники - лист дуба – лист клена – шишка ели - лист осины – б) Качественных Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а ….. - волка за жадность – - зайца за трусость - - медведя за силу -льва за смелость – Инструкция: если днем жара, то день жаркий, а если …… мороз –________________ солнце – ________________ снег –__________________________ ветер – ____________ дождь – _______________ холод –____________________ в) Притяжательных Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …. кошки – медведя- волка – льва- лисы- зайца – белки- гнездо орла – клюв птицы – ружье охотника – Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0 баллов – невыполнение. 0.5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0.25 балла – неверное образованная форма; Серия V. Исследование понимания лексико-грамматических отношений. а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш - ключом. 2. а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом. Скажи что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной? Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? Сашу ударил Коля. Кто драчун? Охотник бежит за собакой. Кто впереди? Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?В задании 1 оцениваются только три последних пробы, в задании 2 – обе пробы.Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0.5 балла – самокоррекция; 0 баллов – неверный ответ.Серия VI. Исследование связной речи.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок). Возможно использование, какой либо другой последовательности из 4 – 5 картинок. Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ. Оценка производилась с учетом модели, разработанной Р. И. Лалаевой, однако сами критерии были несколько модифицированы.а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев, 1 балл – выделение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.б) Критерий леексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточность словоупотребления; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.Пересказ прослушанного текста. Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать. В нашей методике используется короткий текст из пособия И. Н. Садовниковой (1983).ГОРОШИНЫ В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. Рассказ предъявляется не более двух раз.Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок. а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, не наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ недоступен.в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1 – 2 вопроса) или после второго прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ по вопросам недоступен. В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ. Успешность выполнения проб в % 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Название проб 1 – фонематическое восприятие; 2 – артикуляционная моторика; 3 – звукопроизношение; 4 – слоговая структура слова; 5 – навыки языкового анализа; 6 – грамматический строй речи; 7 - словарь и словообразовательные процессы; 8 – понимание логико-грамматических отношений; 9 – связная речь. 10 –Логопедическое заключение и рекомендации__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________