"Победа веры и оружия"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Победа веры и оружия"
Автор: Чудакова Елена Алексеевна; Баторова Татьяна Владимировна
VII Региональные Рождественские образовательные чтения«Великая Победа: наследие и наследники»Направление (секция): « Словом и мечом: подвиг Церкви в годы войны»Тема: «Победа веры и оружия.»Выполнили: Чудакова Елена Алексеевна учитель начальных классов, учитель-логопед.Баторова Татьяна Владимировна учитель начальных классов.МБОУ «СОШ № 7»Г. Мирныйbatorova502@gmail.com8914309715089142568003г. Мирный, 2019 «Победа веры и оружия»Послушай, Бог, еще ни разу в жизниС тобой не говорил я, но сегодняМне хочется приветствовать Тебя…Ты знаешь, с детских лет мне говорили,Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.Твоих я никогда не созерцал творений.И вот сегодня я смотрелИз кратера, что выбила гранатаНа небо звездное, что было надо мной.Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,Каким жестоким может быть обман…Не странно ль, что средь ужасающего адаМне вдруг открылся свет и я узнал Тебя.На полночь мы назначены в атаку,Но мне не страшно. Ты на нас глядишь…Но, кажется, я плачу, Боже мой. Ты видишь,Со мной случилось то, что нынче я прозрел.Прощай, мой Бог. Иду и вряд ли уж вернусьКак странно, но теперь я смерти не боюсь» Это строки из стихотворения, найденного в шинели простого русского солдата Андрея Зацепы, убитого в 1942 году. В этих строках очень точно отражено отношение к вере в Бога советского человека в годы атеистического коммунизма и положение в целом Русской Православной Церкви. Советская власть стремилась уничтожить веру в Бога и целенаправленно подвергала Церковь различным притеснениям, гонениям и старалась посеять семена атеизма в душах, сердцах, умах граждан, с тем чтобы народ верил единственно в идею коммунизма, потеряв при этом связь с Богом. Церковь едва пережила вторую половину 1930-х. Львиная доля массовых репрессий досталась нашему духовенству. В 1939 году на всей необъятной территории РСФСР оставалось всего лишь около ста действующих приходов! А ведь еще в начале 1930-х на той же территории находилось в сто раз больше приходов. Все монастыри были закрыты, здания реквизированы, либо разрушены. К тому же году по всему Советскому Союзу остались всего лишь четыре действующих архиерея. А по данным за 1941 год церковнослужителей по всему СССР осталось всего 5700 человек. Накануне революции их было в 20 раз больше… Неописуем подвиг простого народа, которому после тринадцати лет репрессий, тюрем, голода, нищеты и уничтожения без суда и следствия предстояло вынести на своих плечах весь ужас войны. Так же невозможно преувеличить подвиг русского православного духовенства, которое с первых дней войны вступило вместе со своим народом в тяжёлую борьбу с иноземным захватчиком. Духовенство приступило к патриотической деятельности за освобождение своей Родины — совместно с властью, замучившей около сорока тысяч священнослужителей и уничтожившей огромное количество храмов и монастырей с их материально-культурным наследием. Во время войны Церковь не поддалась искушению рассчитаться за нанесенный ей жесточайший удар. Патриотизм православного духовенства и мирян оказался сильнее обид и ненависти, вызванных годами гонения на религию. В преддверии празднования 75-летия со Дня Победы советских войск в Великой Отечественной войне особое внимание учащихся на внеклассных мероприятиях следует обратить на духовные ценности, которые помогли нашему народу уничтожить фашизм и достичь славной Победы, а также на подвиг и неоценимый вклад Церкви во имя Победы. Сейчас особенно важно помнить и беречь святую память о том Подвиге, который совершил наш народ в годы Великой Отечественной войне, ведь мы наблюдаем, как во всем мире некоторые отдельные личности, а также социальные институты, и даже государственная политика некоторых государств, пытаются переоценить итоги Великой Отечественной Войны и Второй Мировой войны в целом. Великая Победа в Великой Отечественной войне остаётся для нас символом духовного величия России, который нужно передавать будущим поколениям. 22 июня 1941 года, в Воскресный день, когда Русская Православная Церковь чтила память Всех святых Земли Русской, Гитлер и его союзники двинулись покорять народы России. А День Великой Победы 9 мая 1945 года пришелся на среду Светлой Пасхальной седмицы. Пасха Христова в том победном году сходится с датой 6 мая — день памяти великомученика Георгия Победоносца. 1418 дней и ночей Россия наша страна приближала День Победы. Несмотря на неудачи первых дней, недель и месяцев этой страшной войны наши войска смогли выстоять. Важнейшее значение в переломе хода войны и в достижении Победы имел высокий патриотический дух нашего народа, который столетиями взращивала в нём Русская Православная Церковь. В первый день войны : «Не первый раз русскому народу приходится выдерживать такие испытания. С Божией помощью он и на сей раз развеет в прах фашистскую вражескую силу… Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». К главнейшим духовным ценностям нашего народа относится святая любовь к Родине, которая проявлялась во времена самых страшных испытаний. Это священное чувство - патриотизм. Чувство жертвенной любви к Родине у нашего народа веками освящалась Русской Православной Церковью, которая имеет особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры. Вспомним Преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву с татаро-монгольскими захватчиками. Многие знают, что в Куликовской битве 1380 года, положившей начало освобождению Руси от ордынского ига, большую роль в успехе русского войска сыграли два монаха – Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Преподобный Сергий Радонежский благословил обоих монахов перед : «И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочённых возлагать его на себя». Он освободил их от обета с тем, чтобы они ратным подвигом помогли князю Дмитрию Донскому завоевать победу над врагом. Оба инока погибли в этой жестокой битве, но их героическая смерть вдохновила войско князя на успех. Возвращаясь ко временам Великой Отечественной Войны, можно привести огромное количество примеров личного героического участия священнослужителей и верующих граждан в военных действиях во время войны. Вклад Церкви был не только личным, но и духовным, когда во всех действующих храмах проводились молебны во имя Победы, давались благословения на ратные подвиги, а также нельзя не упомянуть об огромном материальном вкладе, который Церковь внесла в дело Победы. Личный подвиг сочетался со сбором средств по приходам на нужды фронта. Первоначально верующие переводили деньги на счет Комитета Государственной обороны, Красного Креста и других фондов. Но 5 января 1943 г. митрополит Сергий Страгородский послал Сталину телеграмму с просьбой разрешить открытие Церковью банковского счета, на который вносились бы все деньги, пожертвованные на оборону во всех храмах страны. Сталин дал свое письменное согласие и от лица Красной Армии поблагодарил Церковь за ее труды. К 15 января 1943 г. в одном Ленинграде, осажденном и голодающем, верующие пожертвовали в церковный фонд для защиты страны 3182143 рубля. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать деньги на создание особой танковой колонны памяти Димитрия Донского. В ответ одна только Москва собрала два миллиона рублей, а вся страна — 8 миллионов. Но работа Церкви в этом направлении отнюдь не ограничилась разовым сбором, она шла на протяжении всех военных лет. Малыми ручейками и широким реками шли в одну большую церковную кружку средства на танки, на эскадрильи боевых самолетов. Порой священники отдавали серебряные ризы с икон, драгоценные наперсные кресты. А всего за войну на нужды фронта Церковь собрала 200 миллионов рублей. Сумма по тем временам — колоссальная. К 1943 году отношение руководства СССР в лице Сталина осознало, что народ воюет не за всемирную революцию и Коммунистическую партию, а за своих родных и близких, за Родину. Что война, действительно, Отечественная. Изменилось отношение и к Русской Православной Церкви, а 4 сентября 1943 года Сталин встретился с руководством Московской патриархии. В ходе почти двухчасовой беседы митрополит Сергий поднял вопрос о необходимости увеличения числа приходов и об освобождении священников и архиереев из ссылок, лагерей и тюрем, о предоставлении беспрепятственного совершения богослужений и об открытии духовных заведений. Важнейшим итогом встречи стало появление у Русской Православной Церкви Патриарха – впервые с 1925 года. Решением Архиерейского собора РПЦ, проходившего 8 сентября 1943 года в Москве, Патриархом единогласно был избран митрополит Сергий (Страгородский). После его безвременной смерти в мае 1944 года новым главой Церкви 2 февраля 1945-го стал митрополит Алексий (Симанский), при котором клир и верующие встретили Победу в войне. Война подвергла переоценке все стороны жизни советского государства, вернула людей к реальностям жизни и смерти. Переоценка происходила не только на уровне рядовых граждан, но и на уровне правительства. Анализ международного положения и религиозной ситуации на оккупированной территории убедили Сталина, что необходимо поддержать возглавлявшуюся Митрополитом Сергием Русскую Православную Церковь. В начале войны Митрополит Сергий писал: "Пусть гроза надвигается, Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы". Миллионы людей смогли снова присоединиться к Церкви Христовой. Несмотря на почти 25-летнее господство атеизма, Россия преобразилась. Духовный характер войны заключался в том, что путем страданий, лишений, скорбей в конечном итоге люди вернулись к вере. Почему победил наш народ? Почему потерпел сокрушительное поражение Гитлер, имевший огромное преимущество в начале войны и не сомневавшийся в своей скорой победе? В словах Государственного Гимна России содержатся ответы на эти вопросы: РОССИЯ — СВЯЩЕННАЯ НАША ДЕРЖАВА… ХРАНИМАЯ БОГОМ РОДНАЯ ЗЕМЛЯ! В этих словах даётся ответ на вопрос: «В чём состоит духовное величие России?» Духовное величие России раскрывается в православной вере и воспитанной православием патриотической традиции. Русская Православная Церковь всегда была со своим народом и всегда вдохновляла народ на жертвенный подвиг во спасение родных святынь, родной земли. Так было на Куликовом поле, так было в Смутное время начала XVII века, так было при нашествии Наполеона. Так было и в Великую Отечественную войну 1941–1945 годов. Как говорил Патриарх Алексий I, «это она, наша Церковь, укрепляла тогда дух народа верой в грядущее избавление, поддерживая в нём чувство национального достоинства и нравственной бодрости». Историками описаны все битвы на полях сражений Второй мировой войны, но никто не в силах описать битвы духовные, совершавшиеся великими и безымянными молитвенниками в эти годы. Почему же наше поколение знает так много примеров героизма проявленного разными участниками военных действий, но про подвиги русского православного духовенства и Церкви в целом известно так мало? Наше мнение таково, что Советская власть, хотя и признавала неоценимый вклад Русской Православной Церкви в Великую Победу, но атеистическая идеология не позволяла открыто во всеуслышание признать роль, которую Церковь сыграла в годы Войны. Наша задача как педагогов открыть забытые страницы истории и донести нашим детям информацию о том, как вера в Бога помогала вынести самые страшные испытания, не пасть духом и не только оружием, но и верой добыть святую Победу. Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания на материалах по истории Великой Отечественной войны, в нашей школе осуществляется в рамках внеурочной деятельности, в частности ведется кружок «Я –гражданин и патриот своей страны», а также на уроках Основ религиозных культур и светской этики». В данном учебном году, в связи с Годом памяти и славы, в программу кружка «Я –гражданин и патриот своей страны», включены следующие разделы и направления Разделы: «Дорогою добра» «Жизнь дана на добрые дела» «Жить – добро творить» Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, закон и правопорядок, доверие к людям. Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; представление о вере, духовной культуре. В конце каждого блока тем предполагается подготовка проектов по изученным темам. И мы решили внести в тематику проектов темы, связанные именно с Подвигом Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной Войны. Хотелось бы, чтобы учащиеся и их родители лично соприкоснулись с историей нашей страны и прочувствовали силу и могущество Веры в Победу. Великий союз Веры и Оружия принес нам мир, покой и благодать нашему народу!.