Подготовка кадров по инклюзивному образованию


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка кадров по инклюзивному образованию
Автор: Куртышова Ирина Юрьевна

Подготовка кадров для работы по инклюзивному обучению в ДОУИнклюзивное обучение нацелено на формирование доступной среды для получения знаний и навыков. Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные сады не предоставляют варианты для развития у детей социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы должна помочь детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя наравне с другими.Главная наша задача состоит в том, чтобы дети ОВЗ будут поступили в общеобразовательную школу и после окончания её были готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУВыход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:
  • обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
  • сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
  • построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
  • поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.
  • Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе ФГОС ДО определяет требования к содержанию и осуществлению программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.Содержание инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ.Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.Главное при работе с детьми с ОВЗ, чтобы воспитатели, педагоги, работники медицинских учреждений и родители работали в команде . С детьми с ОВЗ занимаются педагог-дефектолог, педагог-логопед, педагог- психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и медицинский персонал ДОУ.Педагог-логопед и педагог-дефектолог определяют степень понимания и воспроизведения речи, готовит индивидуальные планы коррекции речи, ведёт персональные и групповые занятия.Педагог-психолог подготавливает индивидуальные программы для коррекции, проводит психодиагностику дошкольников и даёт консультации для родителей. Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов. Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.Инструктор по физкультуре ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у детей.При организации инклюзивной практики руководство ДОУ может привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе. Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.