Мастер – класс. «ЛЕГО – конструирование, это что, модная игра или серьезное занятие?»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер – класс. «ЛЕГО – конструирование, это что, модная игра или серьезное занятие?»
Автор: Черных Наталья Викторовна

Мастер – класс.«ЛЕГО – конструирование, это что, модная игра или серьезное занятие?»Подготовила: Черных Наталья Викторовна.«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».В.А. СухомлинскийЦель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ЛЕГО-конструированию.Задачи:
  • Ознакомление с интеграцией ЛЕГО – технологии в образовательных областях ДОО.
  • обучение участников мастер-класса навыкам применения ЛЕГО–конструктора;
  • воссоздание перед участниками мастер-класса технологий работы с детьми дошкольного возраста в области ЛЕГО-конструирования;
  • формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности ЛЕГО-конструктора.
  • Оборудование и материалы: конструктор ЛЕГО, проектор, картинки с изображением моделей ЛЕГО, схемы для конструирования.Планируемый результат: информирование педагогического сообщества о системе работы по ЛЕГО – конструированию для детей дошкольного возраста.Ход мастер-класса.Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы окунемся в удивительный мир ЛЕГО.ЛЕГО - самая популярная игра на планете. У слова ЛЕГО два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия». Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:• Неограниченный потенциал игры.• Подходит для девочек и мальчиков.• Подходит для всех возрастов.• Подходит для любого сезона.• Здоровые и спокойные игры.• Можно долго играть.• Развивает воображение и творческие способности.• Чем больше кирпичиков Лего – тем лучше. Это возможность коллективной игры. В педагогике ЛЕГО – конструирование интересно тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. ЛЕГО - это конструктор для всех возрастных категорий. Дети очень любят играть им в свободной деятельности. И наши дети в группе не исключение. Они обожают строить из ЛЕГО. Этот конструктор побуждает работать и голову, и руки. После сборки модели превращаются в игрушку (потому как конструктор ЛЕГО очень прочный, а детали надежно крепятся друг к другу). Для детей основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития. В самом процессе конструирования ребенок получает удовольствие от того, что он делает, строит то, что он хочет и это позволяет развивать его фантазию в любом направлении.Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДОО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка.Формы организации обучения:1.Конструирование по образцу - (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании). Детям дается образец постройки - способы воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.2.Конструирование по модели. Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.3.Конструирование по условиям. Образца нет- рисунка(схемы) нет- способов возведения нет- Определяем только условия которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение. В процессе конструирования – формируется умение анализировать. Конструирование по условиям - способствует развитию творческого конструирования.4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.5.Конструирование по замыслу: Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее. ЛЕГО – технология является ярким примером интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей, способствуя развитию: - математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали. - речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства. -повышает эффективность усвоения материала детьми, имеющими особенности развития — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.). - совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным.Я познакомлю Вас с некоторыми из вариантов применения ЛЕГО- конструирования в образовательных областях ФГОС ДОО.Познавательное развитие: В процессе ЛЕГО - конструирования у дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: дети пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве. В НОД познавательного характера ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же».)Уважаемые коллеги, я предлагаю вам один из приёмов использования Лего в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. В зависимости от возраста детей мы используем разный вид конструктора ЛЕГО, для детей младшего дошкольного возраста, это крупный конструктор, для более старших мелкий. Примеры дидактических игр.«Собери цифру по образцу»Инструкция: необходимо выложить из ЛЕГО цифру, которая изображена на карточке.«Собери цифру по памяти»Инструкция: необходимо выложить на столе, цифру, которую озвучил воспитатель.«Соседи числа».Инструкция: необходимо выложить на столе из ЛЕГО необходимую цифру.«Количество и счет» (формирование представлений о числе и количестве).
  • «Состав числа»
  • «Больше – меньше» т
  • «Волшебная лесенка»Пример заданий:
  • Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.
  • Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
  • Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.
  • Основные понятия: Вверх, вниз, справа, слева.«Величина» (развитие представлений о величине).Сравнение величины построек.Развитие представлений о форме.Конструирование построек разных форм.Речевое развитие.Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.1. Изучаем предлоги.Я не знаю более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая), например, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т.д.(демонстрация игры)Если за время игры некоторые действия повторить неоднократно и с разными героями - ребенок усвоит предлоги намного быстрей и применяет знания на практике. Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог в каком месте можно обыграть.2. Изучаем понятия: маленький - большой, высокий - низкий, узкий-широкий, длинный-короткий, близко-далеко, слева - справа. Здесь от вас потребуется соорудить однотипные вещи, но с каким-либо явным отличием друг от друга - в зависимости от признака, который вы хотите освоить при игре.Например:- высокую башенку для медвежонка, низкую для зайчика,- большой домик для человека, маленький для собачки,- узкую дорожку для мальчика, широкую для машины и т.д.Обыгрываем эти понятия в ролевой игре. Только не за один раз, а постепенно. Возможно также, что последние 2 пары понятий будут доступны ребенку не ранее 2х лет.Развитие звукопроизношения и фонематического слуха.Задания приведены на примере звука автоматизации звука [С].«Произнеси звук кратко и протяжно»Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.Педагог: «Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато. » Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.«Продолжи узор и произнеси слоги»Предварительная работа: выложить на плато ряд из красного, желтого и зеленого элементов.Педагог: «Вы уже знаете, что наш веселый насос любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «СА», желтая – слог «СО», зеленая – слог «СУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно». Педагог просит ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.«Собираем чемодан»Предварительная работа: выложить на плато квадрат. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви.Педагог: «Наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть. Давайте поможем ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо положить только те картинки, название которых начинается на звук «С».«Поймай звук»Предварительная работа: выложить на плато длинную деталь конструктора.Педагог: «У нашего веселого насоса дома есть красивая полочка, такая же, как на ваших плато. Насос любит складывать туда разные звуки. Давайте и мы на свои полочки положим побольше звуков «С». Я буду произносить разные звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на свою полочку деталь конструктора». «Где находится звук? »Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.Педагог: «У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С»».Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета. Целый день кипит работаМы из «ЛЕГО» строим что-то!Схемы читаем, творим, собираем!Мы с удовольствием в ЛЕГО играем! Художественно-эстетическое развитие.Лего - конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. При помощи деталей ЛЕГО можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.Также конструктор можно использовать для изучения цветов и закрепления.Игра «Цветные домики (гаражи, заборчики и т.д.)»Оборудование (материалы): кубики цветные.Строим из кубиков несколько домиков (гаражей, заборчиков и т.д.) разных цветов.Подбираем предметы разных цветов.Инструкция № 1. Ребенку предлагается красную машинку привезти к желтому дому, поселить лошадку в синюю конюшню.Инструкция № 2. Ребенку предлагают собрать у зеленого дома только зеленые предметы, а у красного только красные.Задания можно усложнять и упрощать с учетом возрастных особенностей детей.Физическое развитие.Помимо мелкой моторики обеих рук ЛЕГО – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор ЛЕГО можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.Проведение физической культуры с использованием Лего – деталей.• ходьба/бег змейкой между деталями конструктора• челночный бег• удержание равновесия• упражнения на развитие координации движений• упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из Лего — конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей Лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.Подвижные игры«Собери детали» Ход игры: Дети делятся на две команды игроков, у каждой из которых своя деталь определённого цвета, например: два на два синего цвета и два на четыре красного. Игроки по очереди переносят детали из одной коробки в другую, побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.«Равновесие»Ход игры: Ребёнок кладёт кирпичик ЛЕГО на голову, остальные дети дают ему задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, покружиться. Если ребёнок выполняет три задания и не роняет деталь, значит, он одержал победу.«Допрыгай до игрушки».Ход игры: Заранее сконструированные и приготовленные игрушки (домики, мосты, башни, машины и т. д.) расставляются по игровой комнате. По сигналу дети начинают движение по направлению к игрушкам. Побеждает тот ребёнок, который первым достиг цели.Социально-коммуникативное развитие.Одна из основных целей в ЛЕГО онструировании – научить детей эффективно работать вместе. ЛЕГО позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.Игра: «Сделай по словесной инструкции» Цель: закрепить умение детей плотно скреплять летали между собой. Активизация речи детей.Правила игры: два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели. Итак, начинаем игру в парах!Время игры –2-3 минуты. Итак, игра окончена. Предлагаю провести анализ работы. Давайте посмотрим на работы.1. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?2. Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий? Я вам продемонстрировала лишь несколько вариантов игр с ЛЕГО. Наверняка, вы можете придумать много своих игр и использовать их в разных видах деятельности.Я хочу подарить Вам буклеты с подборкой дидактических игр с использование ЛЕГО.В заключении я хочу попросить вас высказать свое мнение.Закончите фразу «После сегодняшней встречи, я…..»Задание «Выбери цвет» Если всё понятно и интересно - красный кубик конструктора Лего. Если понятно, но не очень интересно – жёлтый. Если не понятно, не интересно-зелёный.