Ранняя профориентация школьников как важнейшее направление профессионального становления личности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ранняя профориентация школьников как важнейшее направление профессионального становления личности
Автор: Дунаева Наталья Васильевна
Ранняя профориентация школьников как важнейшее направление профессионального становления личности«Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни» С.Л. РубинштейнСреди важнейших задач, обозначенных в «Послании президента РФ В.Путина Федеральному собранию» от 1 марта 2018 г. ранняя профориентация школьников занимает важнейшее место.Во все времена проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками, и в настоящее время она становится очень актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Школьники мало знают про новые профессии, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.Профессиональная ориентация школьников является не только и не столько проблемой педагогической, а правильней сказать общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Сущность профессиональной ориентации школьников проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями выпускников. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодёжи, адаптацию ее к профессии. Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди этих факторов можно выделить несколько групп: 1. Социально-экономические: - разнообразие профессий; - перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются); - способы и орудия производства (например, еще двадцать лет назад компьютер был редкостью, использовали их только на промышленных предприятиях, в организациях; сегодня компьютер можно встретить почти в каждом доме, он превратился в совершенно новый вид человеческой деятельности и культуры);- потребность общества в тех или иных специалистах, недооценка этого фактора приводит к перепроизводству (например, сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток экономистов, юристов); - престиж профессии; - материальные и моральные стимулы труда. 2. Социально-психологические факторы: - социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение); - мотивы выбора профессии. Выделяют несколько разновидностей мотивов профессионального выбора, причем наметилась довольно определенная иерархия этих мотивов.1) материальные мотивы: стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы; 2) социальные мотивы: желание занять достойное место в обществе; 3) моральные мотивы: желание приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться; 4) группа престижных мотивов: желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится среди друзей и знакомых; 5) профессиональные и познавательные мотивы: стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству; 6) утилитарные мотивы: возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.д.; 7) мотивы творчества: возможность быть оригинальным, неповторимым; 8) эстетические мотивы: стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с созданием красивого. 3. Психологические факторы: - интересы и склонности; - общие и специальные способности; - уровень интеллектуального развития; - самооценка и уровень притязаний; - особенности памяти, внимания. 4. Психофизиологические факторы: - состояние здоровья; - свойства нервной системы (сила – слабость, лабильность – инертность, подвижность); - особенности темперамента (флегматикам, например, больше подойдут профессии, в которых деятельность осуществляется по редко меняющимся алгоритмам, не требующая спешки и принятия решений при дефиците времени). Необходимость учета всех перечисленных факторов, высокая неопределенность при выборе профессии приводят к ошибкам, затруднениям.Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта определена направленность среднего образования, на всех его ступенях, на личностное развитие детей; приобретение опыта разного рода деятельности, самопознания и познания, подготовки школьников к осознанному выбору жизненного маршрута профессиональной деятельности. Образовательные Стандарты нового поколения уточняют основные ориентиры современного образования: от предметно центрированной модели образования – к модели вариативного личностно центрированного образования.Главным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей). Знание становится особой ценностью. Школа как социальный институт ставится перед проблемой формирования этой ценности. Профориентация протекает параллельно с процессом идентификации учащихся с определенной профессией. Она реализуется на личностном уровне через ценностный выбор школьником вариантов профессионального развития и представляет собой процесс согласования желаний, жизненных планов, ценностных ориентации, склонностей с социально-экономическими условиями и требованиями общества.Выделены основные направления профессиональной ориентации школьников: (рис.1)помощь семье в определении будущей профессии учащегося;предоставление возможностей в получении достаточного образования;изучение рынка труда со школьниками;использование индивидуальных особенностей и способностей учащихся при определении будущей профессии;идентификация школьников с определенной профессией и социальной группой и другие.Рисунок 1. Основные направления профессиональной ориентации школьниковМожно выделить также факторы, которые необходимо учитывать при организации работы со школьниками: позиция родителей;влияние референтной группы;поддержка со стороны педагогов;знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.Существует ряд проблем профориентации. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией. Среди социально – экономических противоречий, главным является то, что между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом. Недостаточная информированность со стороны родителей о деятельности различных профессий и их сферах деятельности. Ведь в профориентации должны быть заинтересованы не только учителя или воспитатели общеобразовательных учреждений. В родительском контроле над детьми должна присутствовать не только воспитательная деятельность, но и профориентационная.Профориентация в школе должна решать комплекс социально-экономических,психолого-педагогических и медико-физиологических задач, предусматривающихсоблюдение и реализацию следующих принципов:Систематичности и преемственности, т.е. профориентационная работа не должна ограничиваться работой только с учениками старших классов. Эта работа должна вестись с первого по выпускной класс и вестись в системе профессионального образования.Дифференциации и индивидуализации, предусматривающие опору на дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывая возраст, социальный статус, уровень сформированности интересов, отличий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровень успеваемости и состояние здоровья.Оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы со школьниками и родителями.Продуктивности, обеспечивающей четкую нацеленность образования на реальный, конкретный, конечный продукт (проект и образовательный отчет), создаваемый школьниками в рамках его объединенной учебной и трудовой деятельности.Взаимосвязи школы, семьи, СПО и ВПО, центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите, общественных молодежных организаций, средств массовой информации.Учета потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах.Психологизации профориентационной работы. Обобщая сказанное можно выделить главное в ранней профессиональной ориентации школьников как возможность изучить свои потребности; соотнести их с требованиями к интересующим профессиям; сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.