Развитие творческих способностей на уроках технологии.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей на уроках технологии.
Автор: Седова Валентина Викторовна
Развитие творческих способностей на уроках технологии. Учитель технологии МОУ Икшинская СОШСедова Валентина Викторовна.Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом “делай, как я”. Американский ученый Джон Дьюи сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.“Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась с проблемами: отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или учащийся работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине);Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов. Человек по своей натуре - художник. Ему свойственно восприятие видимого мира в зрительных образах. Города и парки, жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения, реклама, мебель создаются по своим законам красоты. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели. Они стремятся к совершенству в своем творчестве и тем самым связаны друг с другом. Ни одно из звеньев этой замкнутой цепочки не должно выпадать, иначе нарушится та самая гармония зримого мира, что-то уродливое вторгнется в нашу жизнь и обернется впоследствии серьезными духовными, эстетическими потерями.В каждом деле должны работать высококвалифицированные мастера. Никто не хочет жить в одинаковых городах, домах, квартирах и находиться в обществе одинаково думающих и одетых женщин и мужчин.Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях. Поэтому в первую очередь необходимо:- развивать интерес, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность;- научить разрабатывать идеи, при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;- воспитывать коммуникативные качества личности. Проектная деятельность имеет свои особенности. Она включает ряд компонентов:1. Определение потребности и краткая формулировка задач.Нужно с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему именно оно этому человеку необходимо. Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому человек должен находиться в самом центре процесса проектирования. Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать изделие или замысел. Формулировка задачи включает:- название проекта- функцию проекта - кто будет использовать “продукт” (категория пользователя)В данном этапе происходит и выбор темы проекта в соответствии с программой по предмету, т.к. этим проектом учащиеся будут заниматься в течение всего года. Если тема урока для них на определенном этапе неактуальна, то проект не будет “прожит” т. к. не будет понят.На самом первом уроке в начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными темами курса в логической цепочке. Моя задача показать, насколько полезными и практически значимыми они являются для каждого из них. Я предлагаю выполнить упражнения на краткую формулировку задачи и на составление краткого перечня критериев: Какие функции должно выполнять изделиеКак изделие должно выглядетьСведения о размерахКакие материалы и отделка могут быть использованы.Этап уточнения задачи сопровождается выполнением специального упражнения, направленного на определение потребностей людей.Вопросы проекта: Какие полезные вещи могут сократить количество текстильных отходов?Какие полезные вещи можно сделать из вторсырья?Как можно использовать старые вещи?2. Набор первоначальных идей.Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, я использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:- прием “Банк идей” Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей. (). - приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия. - приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. ) Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.3. Проработка одной или нескольких идей. Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн – анализ самостоятельно, который помогает обогатить и закрепить опыт по разработанной идее. . В практике я использую игры и упражнения для развития творческого воображения “Винегрет”, “Фантастический образ” и т.д.4. Изготовление изделия.Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию, дорогие продукты заменить более доступными. В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным знаниям, умениям и навыкам:- коммуникативным, - навык по преобразованию материалов, - навык работы с информацией.Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях, рабочих тетрадях.Некоторые технологические операции выполняются при помощи специального приема “Звездочка”. Например, при обработке кармана фартука ученица обрабатывает карман не своего изделия, а карман изделия одноклассницы, что повышает степень ответственности и тем самым повышает самоконтроль своей деятельности. 5. Испытание и оценка. Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации на уроке или дома. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в усовершенствовании изделия. Применяя метод проектов, я учитываю следующие моменты:Все пять компонентов могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон).С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся: см. Таблица1Таблица 1 Оценка проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее на каждом этапе проекта. Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому - сам продолжает совершенствоваться.Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают увеличение мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время. В тематике проектных заданий по своему предмету я учитываю вопросы домашней экономики, экологии Омской области, современного дизайна, одежды, интерьера, предметов быта, гигиены.Метод проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей.Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует его становлению как будущего специалиста, семьянина, гражданина. Список используемой литературы. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2003.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений – м.: АРКТИ, 2005.Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П. С. , Синица Н. В. Технология 8 кл.-М.: Вентана - Граф,1997.Смирнов А. Мир профессий: Человек - художественный образ.- М.: Молодая гвардия, 1989.Павлова М. Б., Сасова И. А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология 5 кл.- М.: Вентана- Граф, 2003