Каким быть профессиональному образованию в ближайшии10-лет


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Каким быть профессиональному образованию в ближайшии10-лет
Автор: Юрченко Татьяна Владимировна

1 СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Каким быть профессиональному образованию в ближайшие -10 лет». Автор: преподаватель ФГБОУ ВО «ИРНИТУ» Образование — это любовь ко всему новому, к миру. Это прежде всего заинтересованность в новом знании о мире. Я знаю множество людей, которые не получили высшее образование, но они являются интересными людьми. С ними можно поговорить на многие темы и получить ответы на интересующие вопросы. Отсюда возникает проблема, а является ли эта схема: сад/школа/университет/работа действительно правильной? Я считаю, что стоит оторваться от общепринятых стандартов, и понять, что, прежде всего, интересно самому человеку. Ведь человек может развиваться и расти только в том случае, если окружающая среда благотворно влияет на его личность. И это именно так. Ведь есть много примеров тому, когда люди, имеющие способности к чему-то, оставляют любимое занятие под давлением сверстников, родителей, учителей. Что же можно сказать об образовании? Я считаю, что это некая грань между образованностью и эрудированностью. Ведь эрудиция не подразумевает под собой зубрежку или огромное количество домашнего задания. Это посещение кинотеатров, театров, выставок, чтение разной литературы и изучение всего того, что связано со сферой культуры, искусства и истории. Образование сегодня должно быть широким и разносторонним. Человек, который учится на факультете вычислительной математики и кибернетики может не знать, кто такой Б. Пастернак или В. Набоков. Он попадает в капсулу закрытого информационного пространства. С этим человекам трудно общаться и сложно вести разговор. Человек должен заниматься саморазвитием и расширять свои знания. Хорошо или плохо профильное образование? Многие говорят: «Мне не интересна история, и зачем же мне ее изучать?». Я считаю, что это не правильно, историю нужно изучать. А тот, кто так не считает, показывает свою безграмотность и узкомыслие. Конечно, интерес к предмету в большей части зависит от учителя и от желания ученика. А где найти людей, учителей, умеющих не просто отвести свой урок и пойти домой, а действительно болеющих своим делом? Таких учителей мало, но они есть. Они дарят свои сердца детям. Давать людям знания — это призвание, как и у художника, певца и актера. Профессия учителя не проста, но она благородна. Ученики всегда отвечают взаимностью учителям и благодарят их за полученные знания. 2 Но, изучая каждый предмет углубленно, все сложнее понять, к чему лежит душа и каково будущее. Так как же человеку определиться, кто он и чего он хочет? Что может ему в этом помочь? Родители с детства приучают детей к литературе, водят на танцы, в художественную школу, школу английского языка, спортивные секции. Все это помогает сформировать внутренний мир. Однако это усложняет выбор профессии в будущем. Как правило ребенок не знает, кем хочет стать. Но он точно знает, что профессия должна быть выбрана по душе. ШКОЛЬНАЯ ПАРТА – В ПРОШЛОМ Современных детей можно назвать «цифровым» поколением: они много времени проводят онлайн, а информацию черпают из интернета — в общем, жизни без технологий не представляют. Согласно прогнозу исследовательской организации Ericsson ConsumerLab и шведского фонда Riksbankens Jubileumsfond, к 2020 году «цифровые» дети будут составлять 50% населения планеты. В связи с этим среднее образование постепенно переместится в онлайн. Например, уже сейчас во многих американских школах ученики смотрят видеолекции по предметам дома, а уроки посвящаются обсуждениям. То же ждет и вузы. «Сейчас почти в любой точке мира, где есть интернет, можно слушать курсы лучших профессоров из Гарварда и Принстона. Традиционные лекции со скучным пересказом учебников будут вытесняться новыми формами обучения», — прогнозирует старший научный сотрудник Института высшего образования НАПН Сергей Курбатов. Единственные, кто не будет полностью учиться онлайн, — малыши. «Главная цель начальной школы — не дать знания, а научить ребенка учиться, приучить к работе в коллективе, помочь социализироваться. А для этого интернет не нужен», — считает директор экспериментальной школы-парка DIXI Ярослав Коваленко. НОВЫЕ ФОРМАТЫ «Ученик будет сам выбирать, какие знания получить, — говорит соучредитель частной школы «Афины» Алексей Греков. — Сейчас все больше школ переходит на продуктивное обучение: дети получают новые знания, реализуя командные или индивидуальные проекты, и знания в такой системе — уже не цель, а средство. То есть они сначала берутся за создание модели корабля, черпая конкретные знания для этого, а не наоборот — сначала изучают весь курс математики с физикой, чтобы потом применить это на практике». Большое место будет отводиться игре: образовательные ролевые или онлайн-игры включат в учебные курсы. А город, по словам психолога, бизнес-тренера, станет большой учебной площадкой: «Это может 3 быть урок астрономии в планетарии, химии — в лаборатории НИИ или имитация жизни первобытных людей на уроке истории». Один и тот же предмет школьники будут изучать по-разному. «Так, на информатике технари будут изучать техническую составляющую ПК-программ, гуманитарии — как их использовать для создания своих творений. Хоть дети и будут в одном помещении, каждый из них будет принадлежать к своеобразному виртуальному классу». «Привычная классно-урочная система может кануть в Лету. Возможно, как в Древней Греции, ученики разного возраста, прогуливаясь по парку с наставником, будут получать от него новые знания, дискутировать». ВУЗЫ ПОТЕРЯЮТ МОНОПОЛИЮ НА ЗНАНИЯ В высшем образовании тоже произойдут изменения. «Развитие проектов массовых онлайн-курсов, встряхнет существующую систему, ведь они открывают доступ к лучшим профессорам и лекциям мира. Поэтому ценность знаний, полученных на этих курсах, будет стремительно расти. Кроме того, некоторые провайдеры онлайн-образования уже объединяют отдельные курсы в долгосрочные программы. Так что со временем онлайн-проекты станут полноценными игроками на рынке, что приведет к потере вузами монополии на высшее образование. Но это не означает, что в вузах не будет студентов. Ведь есть те, кому нужно, чтобы их заставляли учиться. Для них разработают смешанные программы: например, лекции студенты будут слушать дома онлайн, а в институт будут приходить на практические занятия, консультации и т. д. Но в любом случае будущее — за онлайн-курсами. И те вузы, которые не начнут создавать свой онлайн-продукт, рискуют остаться просто местом, куда приходят подтвердить полученные онлайн знания и получить корочку». Кроме того, многие онлайн-проекты сейчас активно работают над признанием своих сертификатов. Так что не исключено, что в будущем они составят серьезную конкуренцию вузовским дипломам. «Следует ожидать и развития узкопрофессиональных корпоративных университетов, нацеленных на подготовку специалистов для конкретных компаний». Можно прогнозировать и развитие центров сертификации профпригодности: «Это могут быть как независимые центры, так и центры при компаниях и фирмах». ОЦЕНОК БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ «В мире появляется все больше школ, которые отказываются от оценок, потому что они перестают мотивировать детей. Более того, порой даже демотивируют. Кроме того, в стремлении получить наивысший балл многие школьники начинают учиться ради оценок, а не ради знаний». В оценках больше не будет потребности: так как в школе все будет построено на 4 проектной работе и сам проект будет результатом того, как ученик усвоил материал, то наставник, видя его качество, будет решать, что делать со школьником, студентом. Если проект качественный — наставник разрешит ему двигаться дальше в учебе, если плохой — не разрешит до тех пор, пока проект не станет лучше. УЧИТЬСЯ БУДЕМ В РЕЖИМЕ "24/7" Стремительное развитие современного мира приведет к тому, что образование станет делом всей жизни человека, то есть он будет учиться постоянно: «Одни отрасли появляются, другие — умирают. Через 15–20 лет представители определенных профессий останутся без работы — их заменят роботы или «умные» ресурсы. Уже сейчас существуют роботизированные автомобили, которые самостоятельно преодолевают сотни километров, автоматизированные бухгалтерские или туристические сервисы и т. д. Люди, потерявшие работу, будут вынуждены переучиваться. Все остальные — постоянно обновлять свои знания, проходя мастер-классы, тренинги, курсы. Ведь сейчас знания быстро стареют». ОСТАНУТСЯ ЭЛИТНЫЕ ВУЗЫ Хоть у вузов появятся конкуренты, элитные учебные заведения сохранятся. «Не случайно ведущие вузы — это прежде всего исследовательские университеты, где исследования доминируют над процессом обучения. Можно прогнозировать сохранение элитного сегмента университетского образования в качестве своеобразных «фабрик новых знаний», которые привлекают интеллектуалов». Будут завлекать в свои стены учебой в мини-группах, высочайшим качеством образования, отличным преподавательским составом. Но такое образование будет, как и прежде, доступно лишь немногим из-за высокой стоимости». УЧИТЕЛЯ ПРЕВРАТЯТСЯ В НАСТАВНИКОВ «Современный мир меняется так быстро, что люди, чтобы успеть за ним, в среднем каждые пять лет меняют сферу своей деятельности. Поэтому роль профессионального образования изменится: она не будет всецело ориентирована на подготовку к профессии. Вместо этого в детях будут развивать способности к переучиванию, учить их быстро меняться и т. д.». «Так как учителя больше не являются единственным источником знаний, ведь есть интернет, то они превратятся в наставников: будут учить обучающихся работать с информацией, применять полученные знания». Образование станет более индивидуальным, и у каждого появится своя учебная траектория. «По сути, наставник будет гарантом того, что ученик овладел нужными знаниями и умениями, и именно он будет оценивать то, 5 насколько подготовлен студент. Впрочем, это касается и вузовского образования, в котором тоже появится понятие наставников, мастеров, которые, не исключено, даже будут выдавать свои дипломы». В УЧЕБУ ПРИДУТ НОВЫЕ IT –РЕШЕНИЯ Развитие IT-технологий привнесет интересные технические решения в образование. уже сейчас начинают создаваться ресурсы для адаптивного обучения. «На основании того, какие онлайн-курсы проходит человек, какие оценки получает, с какими заданиями справляется, а с какими — нет, система будет выстраивать виртуальную карту знаний пользователя и «подсказывать», что ему еще нужно пройти, выучить. Не исключено, что такой виртуальный тьютор будет сопровождать человека с первого класса». Сыграет свою роль развитие технологий дополненной реальности, которые позволят получать новые знания везде: например, наведя камеру смартфона на разрушенный исторический объект, человек на экране сможет увидеть, каким он был. Подобные технологии будут применяться и в бумажных учебниках. Еще одно решение, которое изменит образование, — нейроинтерфейс, система, позволяющая нашему мозгу обмениваться информацией с компьютером и давать ему команды (образцы уже есть). Как минимум, это создаст еще одну возможность людям с ограниченными возможностями получать образование. ОХОТА ЗА ТАЛАНТАМИ Доступность образования сделает возможной глобальную охоту за талантами в будущем. «Такие проекты имеют возможность полностью анализировать, как себя вел студент во время учебы, например, был ли он активным участником обсуждений, быстро ли сдает онлайн-тесты и на какие оценки, сколько раз просмотрел лекцию. Доступ к такой информации позволит ведущим компаниям находить себе идеальных сотрудников, и движение в этом направлении уже началось. Также благодаря появлению полноценных бакалаврских или магистерских программ, которые будут проходить полностью в режиме массовых онлайн-курсов, любой человек, независимо от страны проживания, сможет получить диплом любой страны. Это тоже позволит развитым странам «выкачивать» таланты из развивающихся стран». Компании не только будут находить «звездочек», но и инвестировать в них. Так, уже сейчас создаются онлайн-платформы, на которых инвесторы встречаются с талантливыми молодыми людьми. Последние просят профинансировать их учебу, обязуясь после выпуска отработать определенное количество времени в компании инвесторе. 6