Внеклассное занятие с элементами тренинга "От студента до специалиста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеклассное занятие с элементами тренинга "От студента до специалиста"
Автор: Павлова Христина Петровна

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия с элементами тренинга«От студента до специалиста»Павлова Х.П., педагог-психолог, преподаватель ГБПОУ «Якутский коммунально-строительный техникум»Выбирая ту или иную профессию, выбирая, кем стать, – Вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей.АннотацияМетодическая разработка внеклассного мероприятия «От студента до специалиста» содержит аннотацию, введение, основную часть, которая включает в себя план и сценарий мероприятия, заключение и литературу.Данное мероприятие способствует целям воспитания и образования личности студента, подготовке конкурентоспособных специалистов, развитию активного познавательного интереса и привитию любви к специальности «Монтаж и эксплуатация оборудований и систем газоснабжения», создает условия для более полного раскрытия их способностей.Представленная методическая разработка имеет практическую значимость и служит повышению имиджа рабочих специальностей и профессий, востребованных на рынке труда республики.Цель: формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на основе выбранного интереса.Задачи:- воспитать осознанную ответственность за выбранную профессию;- повысить уровень знаний и представлений в выбранной профессиональной деятельности;- научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами.«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу,счастье само вас отыщет».Ч. ДарвинВведениеСовременные требования к качеству выпускаемых специалистов определили ряд задач для формирования профессиональных качеств, которые начинают создаваться преподавателями и кураторами с первого курса. Исходя из этого, очень важно во внеурочное время знакомить студентов с особенностями будущей профессии, ориентировать их в незнакомой среде, прививать любовь к избранной специальности, развивать коммуникативные навыки общения. Становится важным, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит важнейшие социальные роли – роль гражданина и мастера своего дела.Техникум предоставляет осознанный выбор своим студентам – тех знаний, которые они получат, уже достаточно, чтобы найти востребованную на сегодняшний день должность и начать работать, либо продолжить свое обучение, зная, что именно эта профессия необходима и имеется смысл в повышении квалификации. В связи с переходом к новым экономическим отношениям в России существенным образом изменились условия труда, жизнь предъявляет новые требования к квалификации и подготовке специалистов среднего звена. Для успешного освоения, быстрого внедрения и рационального использования новой техники, будущие специалисты должны иметь глубокие профессиональные знания и, в связи с большим многообразием оборудований, быть специалистами широкого профиля. Образование – это та сфера, которая во многом определяет будущее человека, его характер, его стиль жизни, его внутренние стремления и мотивацию.На современном этапе главная задача техникума – воспитать и вооружить студентов такими знаниями, чтобы они смогли занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Этому способствуют внеклассные мероприятия по специальностям, которые предусматривают развитие познавательной деятельности студентов, формирование умений применить полученные знания в нестандартных ситуациях, создание условий для самореализации личности, самостоятельности и творчества, а также развитие мотивации к более углубленному изучению дисциплин общетехнического и специального циклов. СПО это возможность осознанно и полноценно освоить актуальную специальность или профессию и начать свой собственный путь в жизни – путь к успеху.Сценарий внеклассного мероприятия с элементами тренинга «Старт-профи»Участники – студенты 1 курса по специальности «Монтаж и эксплуатация оборудований и систем газоснабжения» и преподаватели техникума.Форма проведения – внеклассное мероприятие с элементами тренинга.Методические средства:- сценарий мероприятия;- программа;- тексты выступлений;- демонстрация презентации в среде Power Point.Технические средства:- компьютер;- проектор;- презентация.Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии. Н. ЧернышевскийВедущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня вас ждет развлекательная программа, требующая внимания и эрудиции. Наш тренинг проводится с целью развития познавательного интереса и привития любви к выбранной Вами профессии.Наше сегодняшнее мероприятие еще раз подтверждает тот факт, что сейчас нужны грамотные, конкурентоспособные специалисты. И мы уверены, что вы станете именно такими.
  • ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
  • «ЗЕРКАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ»- 2-3 минуты
  • Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу.Участники стоят в круг. Ведущий стоит в центре аудитории и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку:- «аплодисменты» (хлопаем ладошками);—«смотрим по сторонам» (упражнение для головы);—«удивляемся» (упражнение для плеч);—«ловим комара» (хлопок под коленом);—«притаптываем землю» (притопы) и т. д.Музыка: любая ритмичная, темп средний.
  • «ТРАНСФОРМЕР»-3-4 минуты
  • Цель; побудить участников к взаимодействию и взаимопо­ниманию, развить чувство ориентации в пространстве.Ведущий дает команды:—построиться в колонну, шеренгу, диагональ;—сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;—сделать два круга — круг в круге;—встать по парам, тройкам и т. д.Таким образом, группа «трансформируется», принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (на­пример, на счет до пяти; до десяти).Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.
  • ЖРЕБИЙ – 2 минуты
  • Обучащиеся выбирают карточки 4 разных цветов, а затем по подобию формируются 4 группы.Все этапы проводятся как соревнование между группами. Будут выставлены баллы.1.3. ЗНАКОМСТВО с составом жюри:1.2.3.Баллы выставляются на протоколах.
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • СОСТАВЛЕНИЕ МОЗАИКИ- 2-3 минуты
  • Оборудование: 4 одинаковые или разные мозаики.Команды составляют мозаику по специальности.
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Интересные факты о природном газе» - 7 мин.
  • Показ слайда на проекторе.
  • ИГРА «Газовые трубы»-
  • «Слепые фигуры»Студенты встают в круг и берутся за руки. Им предлагается закрыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как студенты решат, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны увиденным, то вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треугольник, равнобедренный треугольник и т.д.Примечание: в данном задании можно использовать веревку со связанными концами, за которую берутся все студенты группы.«Газоснабжение»Все игроки стоят по кругу, крепко держа друг друга за руки «замком». Между первым и вторым студентами висит веревочка со связанными концами. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится между вторым и третьим студентами, потом третий повторяет действия второго и так далее по кругу. Главное: во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Длина веревки – 1 м. «Крепкие трубы»Необходима крепкая веревка, концы которой связывают (получается кольцо). Группа берется за веревку руками, распределяясь равномерно по всему кругу. Затем начинают осторожно отклоняться назад, растягиваясь в стороны до тех пор, пока смогут держать равновесие. Далее можно предложить студентам:всем присесть, а затем встать;отпустить одну руку;пустить волну по веревке (покачать веревку).Затем обсуждают работу в группе: чувствовали ли студенты поддержку друг друга; старались ли помогать соседям; насколько были аккуратны; было ли чувство безопасности (или наоборот опасения, что можно упасть) и т.д.
  • КОНКУРС «ЛЕГЧЕ И ВЕСЕЛЕЕ» - 5 минут.
  • Ведущий: В этом конкурсе будет работать сразу вся команда, заниматься умственным трудом и соревноваться в быстроте написания слов. Вам предлагается слово «газоснабжение». Используя метод «мозгового штурма», из букв, входящих в это слово, нужно за 1 минуту составить как можно больше новых слов. Команда, составившая больше всех слов, получит 5 баллов. Время пошло!
  • КОЛЛАЖ «НАША СПЕЦИАЛЬНОСТЬ В КАРТИНКАХ»-
  • 15 минут.Оборудование: старые журналы, ножницы, клей, ватман.10 минут – на составление коллажа.5 минут – на рассказ о содержании коллажа.
  • ИГРА «АССОЦИАЦИЯ»- 5 МИНУТ.
  • Инвентарь: мячВыстраиваются команды и передают мяч друг другу. За каждое слово – 1 балл. Если до 3 счетов не придумает игрок ассоциацию, то передает мяч дальше и балл не ставляется.Со словом «газотехник», «добыча газа»
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
  • КОНКУРС «ПОСТУПЬ ПРОФЕССИОНАЛА»
  • Ведущий: вот мы все очень разные – у каждого из нас есть свои мечты, желания, устремления, но одно, как минимум, нас объединяет это окончить техникум, получить специальность, стать грамотным, квалифицированным специалистом, подняться по своей лестнице успеха. Обратите внимание на изображение символической лестницы, ступеньки которой приведут нас к успеху. Для того чтобы подняться по ней – нужно вначале сложить ее из кирпичиков. Каждый кирпичик – это не что иное, как качество, которым должен обладать человек, стремящийся подняться по лестнице успеха. Задача каждого – написать на листиках, символизирующих кирпичики из лестницы успеха, те качества, которыми должен обладать человек, стремящийся стать успешным. НО! Одно условие – качество должно начинаться с одной буквы, входящей в слово «У С П Е Х». Итак, мы начинаем возводить ЛЕСТНИЦУ УСПЕХА!!! У: Упорство Усидчивость Удача Умение владеть собой С: Сила воли Сосредоточенность Самодисциплина П: Просвещенность Последовательность Предприимчивость Е: Единство целей и действия Ежедневный труд Х: Характер Хладнокровие (Каждая из команд прикрепляет свои ступеньки, выстраивая символическую лестницу). Мне нравится построенная вами лестница. Вы – молодцы!
  • УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ РАБОТЫ: «ЛАДОШКА»
  • Каждому учащемуся раздается лист цветной бумаги, на котором он обводит контур своей ладони и подписывает свое имя и напишет одно качество, присущее ему и еще одно качество, присущее специальности газотехника. Затем все участники тренинга приклеивают свои «ладошки» на ватман.
  • РЕФЛЕКСИЯ.
  • Дай мне рукуКаждый член группы получает по листку бумаги и маркеру. Им нужно обвести по контуру свою кисть. Переходя от одного листка к другому, все члены группы записывают что-нибудь на «руке» каждого своего товарища. Не забудьте подчеркнуть, что все записи должны быть положительными. Все игроки могут взять листки домой в качестве сувенира.Сердце классаВырежьте заранее из красного картона большое сердце.Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего группы есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.Упражнение «Восход солнца» (упражнение разработано составителями тренинга)Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.Материалы: медленная, спокойная музыка, видео-запись с восходом солнца.Время: 3 мин.Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...» После слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.