"Развитие речи младших школьников в условиях двуязычия"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие речи младших школьников в условиях двуязычия"
Автор: Бикмаева Гульсина Няиловна

  • Описание педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Белозерьевская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района
  • Бикмаевой Гульсины НяиловныВведение “Развитие речи младших школьников в условиях двуязычия» Свою педагогическую деятельность я начала в 1998 г. в Белозерьевской средней общеобразовательной школе в качестве учителя начальных классов. Окончила Мордовский Государственный институт имени М.Е. Евсевьева по специальности “Педагогика и методика в начальных классах” Педагогический стаж работы составляет 21 год.Имею высшую квалификационную категорию , работаю над проблемой “Развитие речи младших школьников” .В настоящее время работаю по программе “Школа России”. Недельная нагрузка составляет 21 час.В 2017 году я повысила свою квалификационную категорию в Мордовском республиканском институте образования по темам :”Инновационные подходы в преподавании учебных предметов” , “ Особенности организации обучения и воспитания обучающихся в ОВЗ в условиях введения ФГОС”Несколько лет являюсь руководителем методического объединения учителей начальных классов в МБОУ “Белозерьевская СОШ”. Являюсь общественным инспектором по защите прав ребенка в МБОУ “Белозерьевская СОШ”, а так же являюсь членом всероссийской политической партии “Единая Россия”.1.1.Актуальность и перспективность опыта.Язык – это важнейшее средство общения людей. Однако из непременных свойств живого языка – его развитие вместе с его развитием того общества, той группы людей, к которой он принадлежит.Проблема развития речи детей в младших классах хорошо известна педагогам. Особенно для детей с неродным русским языком большое значение имеет развитие речи. Для этого необходимо с первых дней обучения в школе у детей воспитывать любовь к книгам. Пересказы прочитанного развивают у учащихся связную речь. Поэтому я работаю над проблемой «Развитие речи младших школьников». Актуальность проблемы заключается в том, что на сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем.
  • Речевая культура.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Испытывают трудности выражать свои мысли в связи двуязычием.
  • Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить рассказ на предложенную тему или пересказа своими словами.
  • Отсутствие правильного произношения и интонации русской речи.
  • Развитие красивой и правильной речи учащихся на русском языке.
  • 1.2.КонцептуальностьЯ поставила цель: помочь ребенку стать творческой личностью.Совершенствовать навыки говорения и чтения на русском языке, расширить словарный запас.1.3.Наличие теоретической базы.В своей работе использую пособия В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению», Е.В. Вальчук «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста», «Устные и письменные сочинения по картине в начальной школе». А.А.Бондаренко, М.Л.Каленчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников». Мной разработаны поурочные планы-конспекты уроков, кружковых занятий , большое количество дидактического материала, в том числе к проверочным и тестовым работам, планы-конспекты открытых уроков по развитию речи. На заседании методического объединения учителей начальных классов были прочитаны доклады на тему «Развитие речи учащихся», «Использование информационных технологий на уроках развития речи».1.4.Ведущая педагогическая идея.Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование речи как основы создания на уроках развивающей среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения, а также составление рассказов по картине.Все выше названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать различные формы работы с детьми по формированию связной речи.1.5.Оптимальность и эффективность средств. С недостаточным словарным запасом у детей я столкнулась с первых дней своей педагогической деятельности. И поэтому я стала искать пути выхода из создавшейся ситуации «Как быть?». В этом мне помогли разработки занятий Е.В. Вальчук «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста». Трудно не оценить роль сказок в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых задач, не менее важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий раздел схемы методики – “Речевая зарядка”. Методы и приемы, способствующие воспитанию красивой речи: это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, по мнению отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Но, гораздо труднее ребенку будет поставить шуточный вопрос героям сказки. Особое внимание уделяю развитию устной монологической речи, т.к. ее развитие закладывает основы успешного обучения в школе и именно этот раздел программы по развитию речи является проблемным. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка, а это основные задачи развития речи детей. Долг учителя научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли. Это и подтолкнуло меня на поиск путей и способов более эффективных, облегчающих путь познания, на то, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она была радостной и желанной и обеспечивала “психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению” (В.В. Давыдов.) Использовала богатую палитру методов и приемов – это и художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, моделирование.Педагогическая технология - это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. То есть программа отвечает на вопросы "что делать?" и "зачем делать?". А технология — на вопрос "как делать?". Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:
  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Словарная работа.
  • Развитие предпосылок связной речи происходит:
  • в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса);
  • в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т.к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);
  • в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.
  • Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе я активно это использую и создаю условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаю рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка.Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому я периодически меняю книги, иллюстрации в книжном уголке, ставлю новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводилась не только с детьми, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Вся работа, проводимая с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи. Учебник — средство овладения умениями. Я работаю по УМК «Школа России». В данных учебниках значительное место занимает материал, с помощью которого происходит обучение школьников способам деятельности. Во второй части учебника «Русский язык» разработаны уроки по развитию речи. Также эта часть учебника учит работать с разными видами словарей русского языка: «Толковый словарь», «Орфоэпический словарь», « Орфографический словарь », «Словарь однокоренных слов», «Словарь синонимов», «Словарь антонимов». Это способствует обогащению речи и пополнению словарного запаса детей. Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки. Дети умело пишут изложения и сочинения. Особенно нравится работа по картинам известных мировых художников. Рассматривание картин на уроке, беседа, сочинение по картине служат эффективным средством развития речи. Сочинение по картине, как и любой вид сочинений, - творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. «Если ученик в школе не научится сам творить, - писал Л.Н.Толстой, - то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». При написании сочинения решается одна из важных задач развития речи: развитие способности точного употребления слов в письменной речи, развитие пространственного мышления.
  • По развитию речи в этом учебном году во 2 классе во внеурочной деятельности я взяла занятия « Школа хороших манер» . Дети с первых занятий учатся высказывать свои мысли , тем самым не только пополняя словарный запас, но и развивают свою речь. В ходе усвоения курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении разных ситуаций . Обучающиеся осваивают лексику, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что хорошо , и тем, что выходит за рамки приличия. Мои ученики уже во2, 3 и 4 классах участвуют в различных Всероссийских олимпиадах и конкурсах.1.6.Результативность опыта.Подводя итог своей работы можно смело сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практикероводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся. Положительной динамикой продвижения детей являются занятия в кружках, призовые места и победы в конкурсах , олимпиадах. Мои ученики охотно стали отзываться на творческие задания. Стали участвовать во Всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок» и в различных дистанционных олимпиадах. Они пишут сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение повествование. И в заключении хочется отметить еще то, что работу по развитию речи в педагогической деятельности считаю важной и обоснованной, т.к. время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность, поэтому важно совершенствовать методы и приемы обучения и воспитания детей именно сейчас. С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО и ШМО учителей начальных классов.1.7.Возможность тиражирования.Стараюсь поделиться с опытом своей работы с коллегами- проведение открытых уроков, Выступления на семинарах, Заседаниях методического объединения учителей начальных классов.Материалы (сценарии уроков, внеклассных мероприятий, презентации, работа учащихся) размещена на сайте:МБОУ «Белозерьевская СОШ»belrom.schoolrm.ru  Список литературы
  • Н.В. Зайцев “Резервы обучения чтению”.
  • В.В. Давыдов “Психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению”.
  • Е.В. Вальчук “Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста”.
  • А.А. Бондаренко ,М.Л. Каленчук “Формирование навыков литературного произношения у младших школьников”.