рабочая программа по истории 5-9 кл
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: рабочая программа по истории 5-9 кл
Автор: Фомина Лариса Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 - «ШКОЛА СКОЛКОВО - ТАМБОВ»Рассмотрена и рекомендована Утвержденак утверждению: приказом директора МАОУ СОШ №1 - научно-методическим советом «Школа Сколково – Тамбов» МАОУ СОШ №1 – № 116-О/Д от 01.09.2017 «Школа Сколково - Тамбов» Протокол № 1 от 28.08.2017; Директор___________ И.П. Казначеевапедагогическим советомМАОУ СОШ №1 – «Школа Сколково - Тамбов» Протокол № 1 от 28.08.2017 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Составитель: Фомина Л. Н., учитель истории и обществознания г. Тамбов20181.Пояснительная записка.Рабочая программа по истории для 5-9 класса , составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ¹ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., , требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897, в ред. от 31 декабря 2015 г.), положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, разработанного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /. – Просвещение, 2015. – 77с.).В связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по всеобщей истории основывается на Примерной программе основного общего образования по истории.Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.Торкунова и предметную линию учебников под редакцией А.А.Искандерова. . Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень):-Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М. "Просвещение"-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение"-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800. Под редакцией А. А. Искендерова. 7 класс.- М. "Просвещение"-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. - М. "Просвещение"-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"Все учебники соответствуют требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом. В данной программе используется УМК по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова, издательства «Просвещение». Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень. В соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15) была проведена синхронизация курсов всеобщей истории и истории России.Общая характеристика учебного предметаИсторическое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.Отбор учебного материал рабочей Программы по истории для 5-9 классов осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания обучающихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.Преподавание курса «История» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Особенность программы - её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «Всеобщей истории» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в разные исторические периоды. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль «Всеобщей истории», без которой невозможно представить современную цивилизацию.Цели изучения предмета «История» в основной школе:-образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности,- осуществление проектной деятельности, разработка интерактивных приложений по истории с использованием IT –технологий, способствующих мотивации к обучению и эффективности учебной деятельности.Задачи изучения предмета «История» в основной школе:— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;- развитие мотивации к учебно-исследовательской, проектной деятельности через использование IT –технологий;— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;— формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;— воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;— развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, используя ИКТ.— формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.- формирование IT-компетентности.Рабочая программа по истории на 2017/2018 учебный год для 5-9 классов соответствует цели и задачам основной образовательной программы основного общего образования, реализуемой МАОУ СОШ № 1 – «Школа Сколково-Тамбов».Образовательная программа МАОУ СОШ №1 – «Школа Сколково-Тамбов» определяет следующие направления развития исторического образования: «создать условия для получения обучающимися прочных знаний по истории ; сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства; показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян. Одной из актуальных проблем остается подготовка к жизнедеятельности в информационном обществе» Следовательно, изучение предмета «История» будет направлено на реализацию данных направлений исторического образования ,связанных с формированием инновационной структуры школы, обеспечивающей проведение занятий с использованием современного цифрового оборудования, всестороннем включении в изучение высокотехнологичных процессов, информационно-коммуникационных технологий, в том числе применение мультимедиа-презентаций, использование видеофрагментов и видеороликов для постановки исследовательских задач; представление интерактивных плакатов по исторической тематике, применение системы онлайн- тестирования для закрепления материала, использование виртуальной библиотеки, Internet-трансляции, демонстрационно-энциклопедических программ.Образовательная программа МАОУ СОШ №1 – «Школа Сколково-Тамбов» для решения поставленных задач по изучению предмета «История» предлагает оснащение учебных аудиторий «современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, включая:• экран,• проектор,• электронная доска,• веб-камера,• доступ к Интернету (желательно WiFi),• многофункциональное устройство с функцией цветной лазерной печати),• портативные компьютерные устройства для обучающихся»Наличие данного оборудования позволит на уроках истории использовать IT-технологии. Например, программа PowerPoint даст возможность использовать ресурсы в таких формах представления, как тексты, слайды, видео- и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы, звуковые сигналы, показывающие переход от одного вида работы к другому. Компьютерные презентации в этой программе позволяют создать слайд-фильм урока, подобрав нужные исторические карты, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить раскадровку, содержащую информацию по персоналиям, хронологии и картографии, терминам и понятиям, привлекая информацию из электронного словаря. Этот опорный конспект ученики смогут применить при подготовке полученного задания, обращаясь к слайд-фильму в классе по локальной сети или дома, пользуясь сайтом школы или учителя, размещенными в Интернете. Для обучающихся также предусматривается использование технологии вебинаров для дистанционного участия в научно-образовательных мероприятиях социо-гуманитарной направленности.В ходе изучения предмета «История» обучающиеся будут охвачены проектной деятельностью как особой формой учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Также на основе метода проектов возможна интеграция урочной и внеурочной деятельности по истории, осуществление межпредметных связей с такими предметами как обществознание, литература, краеведение.Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края, дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Играет важную роль в осознании обучающимися исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для формирования толерантного отношения, понимания и уважения ими других людей и культур.Место учебного предмета в учебном планеСтруктурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в 5-9 классах. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет по 2 часа в 5-9 классе. В соответствии с учебным планом в рамках основного общего образования в МАОУ СОШ № 1 «Школа Сколково-Тамбов» на освоение программы основного общего образования по истории (5 – 9 классы) выделяется 340 часов учебного времени.Распределение часов, предназначенных на изучение курсов всеобщей истории и истории России с V по IX классы, осуществляется в соответствии со стандартом и авторской программой:Основной формой организации образовательного процесса является урок. Применяется ряд личностно-ориентированных технологий: технология интерактивного обучения, игровая технология, технология развития критического мышления, технология деятельностного подхода. Формирование ключевых компетенций происходит через личностно-ориентированные технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, технологии деятельностного подхода. Используются следующие виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная, формы: текущая, контрольная. Текущая аттестация проводится в форме письменных самостоятельных, фронтальных, групповых работ, контрольная в форме контрольных работ по разделам.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «История»5 КЛАССПрограмма обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:•представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;•приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения, осуществляемый том числе с использованием IT-технологий.•освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;•опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:•способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;•готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;•умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);•способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.Формирование ИКТ-компетентности.Обучающиеся научатся:-искать информацию, используя различные базы данных, в том числе электронные каталоги;-выступать с аудио и видео поддержкой; работать с программами:- MicrosoftOfficePowerPoint – при подготовке м/м презентаций;-WindowsMovieMaker – для работы с видеоматериалами;-MicrosoftOfficePublisher – при оформлении буклетов, публикации материалов об исторических событиях.Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:•целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;•яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;•способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических вопросов далекого прошлого;•представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;•умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»•уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;•уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам, в том числе применяя ИКТ.•уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;•умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;•умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;•умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;•готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.6 КЛАССПрограмма обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;• познавательный интерес к прошлому своей Родины;• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями,с использованием ИКТ;• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предше-ствующих эпох;• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);• использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде обра-зовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.Формирование ИКТ-компетентности.Обучающиеся научатся:-искать информацию, используя различные базы данных, в том числе электронные каталоги;-выступать с аудио и видео поддержкой; работать с программами:- MicrosoftOfficePowerPoint – при подготовке м/м презентаций;-WindowsMovieMaker – для работы с видеоматериалами;-MicrosoftOfficePublisher – при оформлении буклетов, публикации материалов об исторических событиях.Предметные результаты изучения истории включают:• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;• определение и использование исторических понятий и терминов;• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;• анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.7 КЛАССЛичностными результатами изучения отечественной истории являются:• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями), используя IT-технологии;• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.Формирование ИКТ-компетентности.Обучающиеся научатся:-искать информацию, используя различные базы данных, в том числе электронные каталоги;-выступать с аудио и видео поддержкой; работать с программами:-Microsoft Office Word – при составлении программ и технологических карт, аналитических справок и отчётов;- MicrosoftOfficePowerPoint – при подготовке м/м презентаций;-WindowsMovieMaker – для работы с видеоматериалами;-MicrosoftOfficePublisher – при оформлении буклетов, публикации материалов об исторических событиях.Предметные результаты изучения истории включают:• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв,используя IT-технологии;• составление и анализ генеалогических схем и таблиц, с использованием ИКТ.• определение и использование исторических понятий и терминов;• использование сведений из исторической карты как источника информации;• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.), атакже с применением IT-технологий;• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.8 КЛАСС Личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями,используя IT-технологии;• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.Формирование ИКТ-компетентности.Обучающиеся научатся:-искать информацию, используя различные базы данных, в том числе электронные каталоги;-выступать с аудио и видео поддержкой; работать с программами:-Microsoft Office Word – при составлении программ и технологических карт, отчётов по проведенным исследованиям;- MicrosoftOfficePowerPoint – при подготовке м/м презентаций;-WindowsMovieMaker – для работы с видеоматериалами;-MicrosoftOfficePublisher – при оформлении буклетов, публикации материалов об исторических событиях;- ABBYY FineReader, FoxitReader – для работы с текстовыми материалами.Предметные результаты изучения истории включают:• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;• способность применять понятийный аппарат исторического знания, втом числе применяя IT-технологии;• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;• изученные виды исторических источников;В результате изучения курса учащиеся должны уметь:• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.9 КЛАССЛичностные результаты изучения истории включают:• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия,используя IT- технологии;• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.Формирование ИКТ-компетентности.Обучающиеся научатся:-искать информацию, используя различные базы данных, в том числе электронные каталоги;-выступать с аудио и видео поддержкой; работать с программами:-Microsoft Office Word – при составлении программ и технологических карт, отчётов по проведенным исследованиям;- MicrosoftOfficePowerPoint – при подготовке м/м презентаций;-WindowsMovieMaker – для работы с видеоматериалами;-MicrosoftOfficePublisher – при оформлении буклетов, публикации материалов об исторических событиях;- ABBYY FineReader, FoxitReader – для работы с текстовыми материалами.Предметные результаты изучения истории включают:• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп, применяя IT-технологии;• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);• определение и использование основных исторических понятий периода;• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;• составление и анализ генеалогических схем и таблиц,с использованием IT-текхнологий;• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.),с использованием IT-текхнологий;• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курсаПредметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.История Древнего мира (5 класс). Выпускник научится:• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.Выпускник получит возможность научиться:• давать характеристику общественного строя древних государств;• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6 класс). Выпускник научится:• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности;• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.Выпускник получит возможность научиться:• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс). Выпускник научится:• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях;• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.Выпускник получит возможность научиться:• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.2.Содержание учебного курса «История»История России. Всеобщая история.Всеобщая история5 класс ) 68 ч)Ведение. Что изучает история.Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам.Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей».Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая.Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков.Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу.Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле.Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской.Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи.Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители.Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.6 класс (26ч)Введение. Живое Средневековье.Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье.Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века.Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.7 класс (28ч)Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.На основании методических рекомендаций для образовательных организаций Тамбовской области по реализации требований Историко-Культурного стандарта, при переходе на линейную систему изучения в 2017-2018гг., изучение Всеобщей истории в 7классе на основе использования УМК под редакцией Юдовской А.Я. «Новая история» будет заканчиваться второй половиной 17в.8 класс (28ч)Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в.Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.9 класс (68ч)Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному.Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий.Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.История России.6 класс (40 ч)Введение. Наша Родина Россия.Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи.Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности.Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.7 класс (40ч)Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.8 класс (40ч)Введение. У истоков российской модернизации.Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны.Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.9 класс (40ч)Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.3.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:Учебная литература:-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение"2017-Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М. "Просвещение.2017-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение".2017-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение".2017-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение.2017"-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение".2017-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. - М. "Просвещение".2017Программное обеспечение курса:MicrosoftOfficeWord;- MicrosoftOfficeExcel;MicrosoftOfficePowerPoint;-Windows Movie Maker;-Microsoft Office Publisher;- ABBYY Fine Reader, Foxit Reader;- 1 С: Образование;- Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС);- КонсультантПлюс;- Гарант.Интернет-ресурсы.Министерство образования РФ: ; ; .Единая Интернет - коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: Архив учебных программ и презентаций: Тестирование online: 5–11 классы: .Портал готовых презентаций: Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: .Новые технологии в образовании: .Мир энциклопедий: ;