"Трудоустройство молодёжи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Трудоустройство молодёжи"
Автор: Постная Ирина Сергеевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области«КРАСНОКУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»ПРОЕКТ на тему «Трудоустройство молодежи в современном обществе»Выполнил: Щепкин Романстудент 1 курса 16 группыРуководитель: Постная И.С. город Красный Кут 2019 годОглавлениеВведение Глава 1. Основные направления социальной работы с молодежью. 1.1. Проблемы занятости молодежи. 1.2 Пути решения проблемы занятости молодежи. 1.3. Пути совершенствования профессиональной подготовки. Глава 2. Моя законотворческая инициатива. 2.1. Моя законотворческая инициатива. Заключение. Список использованной литературы. Введение Будущее нашей страны – это молодежь, так как она играет важную роль в экономической, социальной и политической жизни общества. Сегодняшние молодые люди будут задействованы в дальнейшем развитии государства. В условиях экономического кризиса именно молодежь является наиболее социально и экономически уязвимой категорией граждан в вопросах труда и занятости. Острота данной проблемы определяет необходимость всестороннего изучения положения молодежи на региональном рынке труда. Рынок труда в России обусловлен формированием как сложившейся в стране экономической ситуацией, так и внешними условиями. Появление комплекса рыночных отношений в сфере занятости сильно изменило условия выхода трудоспособного населения на рынок труда и в то же время обусловило выделение человеческого ресурса в качестве приоритетного фактора экономического роста, а молодежи - как объекта долгосрочных инвестиций. Недостаточная занятость данной группы трудовых ресурсов приводит к негативным макроэкономическим и социальным последствиям: демографическому спаду, оттоку рабочей силы в теневой сектор экономики, ухудшению криминогенной ситуации, ослаблению пенсионных гарантий, отсутствию преемственности молодежи в сфере государственного управления. Обеспечение достойного уровня существования молодежи посредством эффективной трудовой занятости, поддержки молодых семей и долгосрочных вложений в человеческий капитал позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратить демографический кризис. Создание условий для адаптации и мобильности молодежи позволит ей быстро приспосабливаться к новым условиям труда, использовать новые технологии и продукты НТП, способствует накоплению человеческого капитала. На данном этапе развития общества молодежный рынок труда характеризуется избыточным предложением престижных и высокооплачиваемых специальностей и недостатком квалифицированных специалистов. Особую значимость приобретает устранение причин количественной и качественной асимметричности на молодежном рынке труда. Правовой незащищенности молодежи, низкой конкурентоспособности последней по сравнению с другими группами трудовых ресурсов, отсутствия у молодых людей мотивации к труду, адекватной сложившимся экономическим условиям, ограниченности территориальной мобильности, неполноты учета и регистрации безработной молодежи. Решение этих вопросов требует особого внимания к концептуальным основам исследования молодежного рынка труда. Есть необходимость его регулирования с целью разработки механизма обеспечения эффективной занятости. Все это и определяет социальную значимость данного исследования. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования теоретических и практических результатов исследования на практике работы с молодежью, связанной с проблемой трудоустройства трудоустройством. Из всего выше сказанного мы можем сформулировать цель нашего исследования. Цель исследования - изучение трудоустройство молодёжи, как социальную проблемы на примере городе Красный Кут. Объект исследования - проблема трудоустройства молодёжи в городе Красный Кут. Предмет исследования - факторы, влияющие на проблему трудоустройства молодёжи в городе Красный Кут. Задачи исследования:1. Исследование проблем современной молодежи. 2. Рассмотреть факторы, влияющие на трудоустройства молодежи на уровне местного рынка труда.3 . Способы регулирования и методы решения трудоустройства молодежи. Глава 1. Основные направления социальной работы с молодежью. Социальная незащищенность молодежи, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.1.1. Проблемы занятости молодежи. По результатам социологического исследования «Ориентации молодёжи в сфере труда и занятости» в ноябре 2018 года, работающая молодёжь ответила на вопрос о главных параметрах, на которые они опираются при выборе профессии. Так, для 27% респондентов таким параметром является любовь к профессии. Способность к определённому виду профессиональной деятельности главное для 20% опрошенных. Немаловажным аспектом при выборе является престижность, её выбрали 18%.Оказалось, что наиболее первостепенно при выборе места работы является возможность профессионального роста (59%). Не менее важным фактором является уровень предполагаемого заработка (57%). Далее идёт сфера деятельности, она важна для 46% опрошенных. Так же, как и получение практического опыта (41%).Как выяснилось, будущая работающая молодёжь и нынешняя в вопросе трудоустройства рассчитывают, прежде всего, на собственные способности (69%). 34% опрошенных надеются на содействие родственников и друзей. На благоприятное стечение обстоятельств рассчитывают 26% респондентов, почти также как на помощь службы занятости (23%). В завершении, молодые люди оценили ситуацию в области трудоустройства молодёжи в России. Большая часть опрошенных (33%) считает, что проблема трудоустройства молодёжи в России стоит очень остро, 28% думают, что лишь незначительные проблемы трудоустройства молодёжи имеет место быть, а 23% согласились, что молодёжь в России не имеет проблем с трудоустройством, однако, работу по специальности удаётся найти не всегда.Современный Молодежный рынок труда имеет свою специфику:1. Наблюдается дисбаланс спроса и предложения, обусловленный социально-профессиональной неопределенностью молодежи.2. Для молодежного рынка труда характерна низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами, поскольку ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.3. Увеличивается группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.4. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие профессии, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, не может трудоустроиться по специальности.5. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.6. Молодые женщины составляют значительную долю безработных на рынке труда, поскольку работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.В целом молодежь, которая нашла свое место на рынке труда, не удовлетворена ситуацией, из замечаний можно выделить невысокую зарплату и небольшие возможности карьерного продвижения. 1.2. Пути решения проблемы занятости молодежи. Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта. Решение этой проблемы возможно при обучении работодателями рабочих вторым (смежным) профессиям. Следует отметить, что обязанности работника проходить обучение по смежной профессии действующим законодательством не предусмотрено. И работник имеет полное право отказаться от такого обучения, соответственно, никаких мер взыскания за такой отказ применить к работнику нельзя. Стимулирование молодых специалистов, окончивших образовательные организации, к трудоустройству в сельскохозяйственные организации и закреплению их на селе осуществляется в виде государственной поддержки в соответствии с Законом Саратовской области от 28.10.2011 г. №148 «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области».Молодые специалисты, окончившие профессиональные образовательные организации, имеют право на получение единовременной денежной выплаты в размере 150 тысяч рублей.Молодые специалисты, окончившие образовательные организации высшего образования, в том числе молодые специалисты, получившие единовременную денежную выплату после окончания профессиональных образовательных организаций, имеют право на получение единовременной денежной выплаты в размере 320 тысяч рублей.Для получения государственной поддержки молодому специалисту (не старше 30 лет) необходимо трудоустроиться в сельскохозяйственную организацию согласно полученной квалификации в течение 3-х месяцев со дня выдачи диплома на следующие должности:для лиц с высшим образованием: агроном, инженер, зоотехник, ветеринарный врач, экономист, бухгалтер; для лиц с профессиональным образованием: агроном, ветеринарный фельдшер, электрик, техник, экономист, бухгалтер, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. В течение года с момента выдачи диплома необходимо представить комплект документов в министерство сельского хозяйства области.1.3. Пути совершенствования профессиональной подготовки. Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование СПО, разбит на несколько блоков, включающие в себя: работу над соответствием квалификации выпускников современным экономическим потребностям; сотрудничество бизнес-структур и государства в рамках развития системы СПО; отслеживание качества подготовки по программам СПО. Прежде всего, был сформирован список востребованных специальностей СПО на современном рынке труда, из которых выделено 50 наиболее нужных. Для последних разрабатываются и актуализируются профстандарты, ориентированные на зарубежный опыт и передовые технологии. Параллельно производится последовательное внедрение в СПО дуальной модели обучения, то есть такая модель предполагает теоретическое обучение в образовательном учреждении, и получение практических навыков – у работодателя в организации. На протяжении 2015-2019 года проводятся регулярные мероприятия в виде чемпионатов профессионального мастерства, всероссийские конкурсов и олимпиад по перспективным профессиям. Сюда относится чемпионат "Ворлдскиллс Россия" и конкурс "Лучший по профессии. И студенты нашего лицея являются регулярными участниками этих конкурсов и призерами. Обязательный компонент проекта – информационная кампания по повышению общественного престижа СПО в России и в нашем городе. Популяризации рабочих профессий является важнейшим элементом в развитие профессионального образования. Для мотивации предприятий в способствовании дуальному образованию и обеспечению учебных заведений необходимым оборудованием необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ и ФЗ "Об образовании". В перспективе ожидается, что внедрение комплекса мероприятий, направленных на модернизацию системы СПО в России, должно принести следующие результаты: определение самых востребованных специальностей в зависимости от потребностей экономики; внедрение новых профстандартов в сфере СПО; развитие материально-технической базы учреждений СПО; внедрение дуальной модели образования и подключение к этому заинтересованных предприятий; повышение престижа СПО; проведение разноуровневых чемпионатов и конкурсов. Это должно привести к увеличению числа, обучающихся в лицеях и техникумах, повышению качества образования по программам СПО. Таким образом, в перспективе рынок труда заполнят практикоориентированные специалисты, соответствующие запросам современного производства.Глава 2. Моя законотворческая инициатива.Закон РФ «О занятости населения в РФ» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд, социальной защите от безработицы.2.1 Таким образом, я считаю возможным в качестве рекомендаций предложить следующие меры:• на законодательном уровне обеспечить правовую и экономическую защиту молодежи;• ввести квотирование рабочих мест для молодежи;• ориентировать систему образования на практические потребности рынка;• содействовать профессиональной подготовке молодежи. Молодежь должна иметь право на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;• смягчить критерии приема на работу, трудоустройства без опыта работы;• создать гибкий график работы для студентов дневной формы обучения и др.;• расширить подготовку специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли и т.д.;• создавать специальные молодежные предприятия и организации для решения проблемы занятости;• рассматривать регулирование занятости молодежи как основную задачу социальной политики государства;• через имеющуюся систему образования формировать в каждом человеке активный тип трудового поведения;• провести модернизацию системы профессионального ориентирования школьников, создать более действенный механизм выявления способностей, учащихся к тем или иным видам профессиональной деятельности;• организовать доступ (открытые лекции, специализированные сайты, брошюры с методическими рекомендациями) для учащихся старших классов к информации по востребованности тех или иных специальностей не только на текущий момент, но и с перспективным развитием на 5 лет вперед. Но самое главное - государственные и федеральные социальные программы должны способствовать трудоустройству молодежи через создание новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики, привлекая для этого бюджетные средства, средства частных предприятий и инвесторов.Заключение Увеличение молодых и высококвалифицированных кадров на рынке труда – требование времени и общей стратегии государства, направленной на укрепление экономической независимости. На сегодняшний день проблема трудоустройства молодежи имеет следующие тенденции развития: несоответствие между требованиями рынка труда и полученным образованием, что приводит к не трудоустройству молодежи по своей специальности, несоответствие профессиональных требований к работникам со стороны работодателей и наличие у молодых специалистов определенных установок при поиске работы, которые не позволяют в полной мере оценить свои возможности, несовершенство законодательной базы в области защиты прав молодежи на рынке труда. Подведя итог, можно сказать, что в проблеме трудоустройства молодёжи в городе Красный Кут не уделяется достаточного внимания. Поэтому, следует решать эту проблему для положительной динамики на рынке труда. Предложенные мероприятия были рассчитаны для уменьшения количества безработных граждан в возрасте от 18 до 30 лет. После реализации мероприятий предполагается достижение главной цели - уменьшения числа безработной молодёжи. Как было описано ранее, трудоустройство молодёжи, как социальная проблема явление динамичное, постоянно изменяющееся. Если не заниматься этой проблемой постоянно, то в скором времени, численность безработной молодёжи будет увеличиваться. Поэтому проблема трудоустройства молодёжи социальна значима и не может оставаться без внимания.Список используемой литературы:1. 1. Гуртов В., Парикова Н. Цикличность в динамике численности безработных граждан // Человек и труд. 2010. 6. С. 38.2. Труд и занятость в России. 2009: стат. сб. / Росстат. M., 2009. С. 135.3. Дунаева Н., Салахутдинов Р. Эффективная занятость российской молодежи - стратегическая проблема // Человек и труд. 2010. 2. С. 22.4. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика.- М.: РАГС, 2004. - 384 с.5. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица. - М.: МГУ, 2004. - 368 с.6. 7. 13/04/17/33929408.html8.