"Дагестан - мой край родной"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дагестан - мой край родной"
Автор: Гаджимурадова Роза Наврузовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Журавленок»Конспект открытого занятия с использованием ИКТ«Дагестан – мой край родной»Старшая группаВоспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с №14 «Журавленок»Гаджимурадова Роза НаврузовнаКаспийск, 2019гЦели:-обогатить и закрепить знания о республике Дагестан, о ее природных богатствах;-закрепить знания о родном городе Каспийске, его достопримечательностях;-расширять кругозор детей за счёт усвоения представлений об окружающем мире;-уточнить представления о животных, птицах, рыбах, растениях Дагестана;-развивать познавательный интерес;-развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие;-совершенствовать знания в процессе нетрадиционной формы- викторина.Цели воспитательные:-воспитывать у детей стремление к познаниям;-воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма;-воспитывать дух соревнования, развивать умение работать в команде;-побуждать, выражать своё отношение к познавательным объектам;-воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.Цели речевые:-развитие связной речи, умение отвечать полным ответом;-побуждать свободно мыслить, фантазировать.Словарная работа: браконьеры, пустыня Сарыкум, барханы.Реализация образовательных областей-социально-коммуникативное-познавательное-речевое-художественно-эстетическоеПредварительная работа:-занятия по ознакомлению с окружающим миром;-о природных богатствах и достопримечательностях Дагестана;-чтение художественной литературы;-заучивание стихов;-наблюдения, экскурсии, беседы;-беседы о городе Каспийске;-подбор и рассматривание иллюстраций о РД и г. Каспийск;-игровая деятельность;-работа по карте;-ручной труд, изобразительная деятельность.Оборудование и материал:-карта, план-схема, экран, аудио и видео записи, предметы народных промыслов, ТСО, тематическая папка «Музеи города», тематическая папка «Достопримечательности города» (видеоматериал, альбом «Каспийск», глиняные кувшины, кисточки, белая гуашь.Действующие лица и исполнители:Воспитатель и дети старшей группыХод ООДВедущий. – Сегодня я приглашаю Вас в необычное путешествие по нашему краю. А поможет нам в этом путеводитель по нашей Республике. Давайте рассмотрим его. В нем 6 пунктов.1 пункт нашего путешествия это (карта, здесь мы с вами поговорим о (нашей малой и большой родине) Дагестане.2 –это наш мини-музей, здесь мы поговорим о народных умельцах.3 –природные зоны, мы поговорим о природе нашего края.4 – это экологическая катастрофа, здесь мы расскажем о катастрофах, которые происходят по вине человека.5 - викторина, где вы проявите свои знания.И 6 - мастерская, здесь вы превратитесь в народных умельцев и мастеров.Ну что? Начнём?Ведущий. –Это карта нашей Республики, которая называется?Дети –ДагестанВедущий. –В ладони сердце можно уместитьНо в сердце целый мир не уместишьДругие страны очень хороши,Но Дагестан дороже для души.-Эти строки написал великий дагестанский писатель Р. Гамзатов.- Как вы понимаете, что такое Родина?(звучит тихая дагестанская мелодия)Дети –Родина! Это самое великое, самое близкое и дорогое, что есть у человека.Дети - Наша Родина- великая страна Россия. Нужно любить и беречь Родину.Дети  для меня Родина это мой папа и моя мама!Дети ля меня Родина –это мои бабушка и дедушка.Дети  у нас есть малая родина, где мы родились –Дагестан!«Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор,страна ветров, озер великих,Так удивительно широк ее простор,Приветливы людские лики.Дети - Кто побывал один лишь только раз.Увидев красоту земную,Оставит память в сердце тот Кавказ,Который манит, радует, чарует».Ведущий. –Нам выпала честь родиться в этом удивительном крае- многонациональном Дагестане.- Давайте назовём и покажем столицу нашей малой Родины.Дети – Махачкала (показывают на карте)Ведущий. – А кто мне покажет город, в котором мы живём с вами?Дети – Каспийск (показывают)Ведущий.  Что изображено на гербе Дагестана? (перечисляют)- Как вы думаете, что означает рукопожатие?Дети - Дружбу народов всех национальностей, которые живут в Дагестане.(2 пункт карты-схемы –музей)Ведущий. ы переходим к следующему пункту – музею. Давайте рассмотрим, что здесь находится?Дети - Это предметы народных промыслов Дагестана (кувшины, глиняные тарелки, украшения, коврики, папаха, бурка и др.)Ведущий. агестан-это не просто страна гор. Это страна многочисленных народов. И у каждого народа есть свои прославленные мастера-умельцы. А какие мы с вами знаем народные промыслы Дагестана? (перечисляют, берут определённые предметы этих промыслов)Дети – Ковроткачество; гончарное искусство; художественная обработка металла; насечка металлом по дереву; выделка овечьей шерсти.1. –Аул Балхар славится гончарным мастерством.Расул Гамзатов сказал:Самые прекрасные кувшиныДелают из обычной глины,Так же, как прекрасный стихСоздают из слов простых.2. –Кубачи славятся чеканкой по золоту и серебру.Тайну кубачинского изделияНе ищите в нитках серебраНосят тайну этого искусстваВ сердце кубачинцы- мастера.Так сказал Расул Гамзатов.3. –Унцукуль славится мастерством насечки и резьбы.Хоть и веселый на ней узор,У тех, кто с нею, печален взорТак считает Расул Гамзатов.4.-Цумада славится выделкой бурок из белой и чёрной овечьей шерсти.Она хоть черна, но не даёт теплаТем людям, чья душа черна, а не белаГоворил Расул Гамзатов.5.-А еще Дагестан славится ковроткачеством.Ежели вы знать хотите,Я вам чудо покажу-Покажу я вам цветыВсех сортов и всех расцветок,Вытку светлые мечты.Солнце вытку на рассвете.На ковре все это будет.Кто увидит –не забудет.Ведущий. - Сколько прекрасных слов сказал великий поэт Р. Гамзатов о труде народных умельцев.(3 пункт с изображением животных и растений Дагестана)Ведущий. –А мы переходим к следующему пункту нашего путешествия- природные зоны. Какие природные зоны Дагестана вы знаете?Дети - Горная, лесная, степная и пустыня.Ведущий.- Давайте посмотрим на их красоту и обитателей (слайды)- Горная зона –-Кто там обитает? (туры, улары)-Растения (горные фиалки, клевер, мох)-Лесная зона – Животные – (олени, медведи, рысь, кабан, волк, лисица)-Растения (сосна, рябина, липа)-Степи- (суслики, зайцы)-Растения – (чабрец, тысячелистник, полынь)-Зона пустыни – Кто там обитает?-Животные –тушканчик, гюрза, жук песчаный.-Растения –-Барханы.- Здесь находится участок Дагестанского заповедника –песчаная гора Сарыкум (слайд). Особой охране подлежат растения, которые встречаются только здесь.Ведущий.- Как называется наше море? (Каспийское)-А знаете ли вы, что в нём водится более 70 видов рыб. Вот некоторые из них (просмотр слайдов рыб)-Природа много дала нашему краю. К сожалению, многие нерадивые туристы и жители республики варварски обходятся с природой.Ведущий. –Ребята, когда люди загрязняют природу, как это называется? (экологическая катастрофа)Ведущий. – Мы незаметно перешли к четвертому пункту нашего путешествия –экологическим катастрофам. Посмотрите на экран. Какая беда может случиться с нашей природой?(слайды экологических катастроф)Дети - Лесные пожары, разлив нефти, мусорные свалки…Ведущий.- Как мы можем решить эту проблему?Дети- Надо убирать мусор в специально отведенные места, не разжигать костёр в лесу, следить за транспортными средствами, не загрязнять море.Ведущий.- Но многим видам животных, растений и рыб угрожает большая опасность, они могут по вине людей- браконьеров исчезнуть из мира животных. Поэтому они занесены…Дети  Красную книгу Дагестана. (слайд)(следующий пункт на схеме- викторина)Ведущий. мы переходим к следующему пункту нашего путешествия- к викторине «Мой любимый Дагестан»Разделимся на 2 команды(Дети делятся на 2 команды)Ведущий. –Одна команда «Знайки», другая «Знатоки»«Знайки» (выбирают капитанов)Девиз: Знайки совсем не знают скукиВажнее нет для них наукиИм надо очень много знатьВедь в школе хотят они первыми стать«Знатоки»Девиз: Желанье учиться сплотит нас в едино,Мы –знатоки непобедимы!У нас есть желанье, стремленье, ура!Нам в школу пора, нам в школу пора!(дети сели)I раунд.«Общие вопросы о природных зонах Дагестана»1. Какие природные зоны Дагестана вы знаете? (горная, степная, лесная, пустыня)2. Какая зона является заповедником в Дагестане?3. Как называются горы Дагестана? (кавказские)4. Как называется песчаная гора в Дагестане?5. Какие промыслы Дагестана вы знаете?6. Перечислите реки Дагестана. (Сулак, Самур, Терек, Уллучай)- А сейчас общий вопрос. Будьте внимательны, не повторяйте ответы других команд.- Перечислите города Дагестана.Дети –Махачкала, Дербент, Кизляр, Хасавюрт, Буйнакск, Каспийск, Кизилюрт, Избербаш, Южно-Сухокумск и Дагестанские Огни.-МолодцыII раунд.- Первая команда.1. Что изображено на гербе города Каспийск?2. Какие достопримечательности находятся в старой части города? (магалы)- Вторая команда.1. Что изображено на новом гербе города Каспийска?2. Когда был утвержден герб Каспийска? 3. Какие еще достопримечательности вы знаете?III раунд. Конкурс капитанов- Видео-вопрос – узнать и назвать достопримечательности города.Ведущий.Команды справились и являются настоящими знатоками и патриотами своей большой Родины (России, малой родины (Дагестан) и любимого города (хором - Каспийска)Ведущий.- Сейчас пройдем в мастерскую и превратимся в народных умельцев. На гончарных станочках распишем изделия балхарских мастеров. (дети расписывают глиняные кувшинчики балхарскими узорами)(по окончанию работы дети выстраиваются для чтения стихов)Стихи1. Цахуры, Лакцы, Кумыки, Аварцы,Каспийск, Махачкала, Дербент, КизлярПереплетением городов и наций,Прославился прекрасный Дагестан.2. Лезгин, Рутулец, Табасаранец, Агулец,Даргинец брат, плечом к плечу стоят.И крепость их как горные вершины,В которых гордые орлы парят.3. В едином духе множества народов,В лезгинском танце горные орлы.В сердец единства сила Дагестанцев,В бесстрашии воинов душа Нарын- Калы.4. Долг горца оказать гостеприимствоОн никогда его не нарушалИ каждый там оставил своё сердце,Кто на Кавказе щедром побывал.5. И так заведено в горах Кавказских,Друзей навеки верных обретёшь.Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,За дружбу с ними тост произнесёшь.(по окончанию дарят работы гостям)