На тему " Развитие мелкой моторики у старших дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: На тему " Развитие мелкой моторики у старших дошкольников"
Автор: Соловьёва Татьяна Алексеевна

Подготовка руки детей старшего дошкольного возраста к письму
Истоки творческих способностей детей и их дарований на кончиках пальцев...
В.А.Сухомлинский.
Введение
В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя.
Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода.
Им необходима специальная система занятий дома. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома, позволяют не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения.
В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Гаврилина С.Е. , Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г., Щербинина С.В. в книге,,Развиваем руки, чтобы учиться писать красиво и красиво рисовать, (Ярославль,1997г.) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Детям 5-летнего возраста для развития ручной умелости авторами предлагаются освоение различных видов плетений из бумаги и тесьмы, работы с ножницами по вырезыванию фигурок, шитье. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В.Цвынтарный в пособии, Играем пальчиками и развиваем речь (С.П.б., 1996г.) указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.
Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора Кольцовой М.М. , которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук.
Следовательно, уровень речевого развития тонких движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую память, но и подготовленную руку, владел зрительно- моторной координацией.
Триггер Р.Д. и Владимирова Е.В. в пособии , Я учусь писать(М.,1994г.) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., таким образом, основывая подход к развитию кисти руки к комплексному и заблаговременному.
1. Теоретические основы определения развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время у значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно - двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой моторики, графического навыка.
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, показывает, что у многих из них движения недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Как следствие этого большие сложности вызывает освоение предметных действий. Современная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.
Механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна, на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами кисти руки, качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:
1)умение ощущать движения мышц;
2)достаточной эластичности мышц;
3) достаточном уровне сформированности переключаемости движений, которая зависит от своевременного дифференцировочного торможения в коре головного мозга;
4) осознанном выполнении движений;
5) достаточном зрительно - моторном контроле.
Все эти условия взаимосвязаны.
Процесс написания каждой буквы – это процесс приведения в действие сформированного мыслительно - моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы запуска алгоритма цепочки последовательных моторных действий при написании буквы идут из центра к периферии, т.е. из коры головного мозга к мышцам кисти руки. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов. Написание только одной буквы требует частой переключаемости от одного стереотипа к другому, что обусловлено своевременной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Если торможение возникает преждевременно, то элемент буквы при ее написании окажется укороченным (недописанным) , а если торможение запаздывает , то элемент буквы будет длиннее, чем это нужно. Так как мышцы пальцев рук являются исполнителями сигналов из центра, то упражнять в переключаемости следует именно мышцы.
Таким образом, причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) при нормальной работе зрительного анализатора являются:
- недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных (обратных) сигналов с периферии в центр;
- снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти руки;
- недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений;
- недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц) – ограничивают объем движений;
- недостаточная сила мышц – снижает выносливость при нагрузке во время письма, которая увеличивается при необходимости удерживать ученическую ручку.
Поскольку трудности обучения письму могут быть вызваны разными причинами недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и др., то и дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. И хотя происхождение трудностей , их причины, а так же проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
Взгляд исследователей на проблему при подготовке руки к письму.
Письмо - сложный координационный навык, требующий сложной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под – над, около – внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки:
-правильное обращение с письменными принадлежностями;
-координация движений руки при письме;
-соблюдение гигиенических правил письма;
Графические навыки:
-правильное изображение букв;
-соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д.
Орфографические навыки:
-обозначение звуков соответствующими буквами;
-соблюдение орфографических правил.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказывается на овладении графическими навыками и, более того, на развитии обучении ему. Важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи:
1)косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка; 2) готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.
Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики пальцев, при подготовке руки к письму.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики у дошкольников, мной была проведена углубленная работа в этом направлении.
2.1. Цели и задачи развития мелкой моторики пальцев рук.
Цель моей работы заключается в подготовке руки ребенка к письму и развитии навыков письма с помощью развития мелкой моторики руки и пальцев рук.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2.Определить особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
3. Создать условия, способствующие развивать мелкую моторику рук воспитанников.
4. Провести диагностику уровня развития мелкой моторики воспитанников.
5. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию мелкой моторики дошкольников.
2.2. Выявление исходного уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
Работа проводилась в течении нескольких лет с детьми предшкольного класса..
На первом этапе выявлялся уровень развития мелкой моторики руки детей.
Опираясь на исследования Кольцовой М.М., Триггер Р.Д., Владимировой Е.В., Цвынтарного В.В., Гаврилиной С.Е. и др. я выделила критерии развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста:
- умение выполнять пальчиковую гимнастику сопровождая ее стихотворной речью;
- умение работать с разными видами бумаги;
- умение ориентироваться на листе бумаги;
- умение работать с ножницами;
- умение работать с пластилином.
На основе данных критериев я выделила три уровня подготовки руки ребенка к письму.
Высокий уровень – у ребенка графический навык сформирован достаточно хорошо, характер линий ровный, прямой; размер и форма элементов соответствует эталону, последовательность больших и маленьких элементов воспроизведена правильно.
Средний уровень – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений.
Низкий уровень – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
С целью выявления уровня подготовки руки к письму и развития мелкой моторики мною использовались тесты предложенные Солнцевой В. и Беловой Т. , а так же наблюдения за детьми во время образовательной деятельности и в режимных моментах.
За основу были взяты 5 серий заданий:
1серия заданий – пальчиковые упражнения:
- пальчиковая гимнастика с сопровождением стихотворной речи;
- пальчиковые упражнения с использованием предметов ( карандаш, катушка, шишки, мячик с шипами и т.д.)
2серия заданий – игры с использованием мозаики:
- составление пазлов;
- собирание бус;
- сортировка горошин (мелких камней, пуговиц, палочек и др.)
3серия заданий – работа с ножницами:
- вырезывание ножницами;
- конструирование из бумаги (оригами);
- аппликация путем обрывания.
4 серия заданий – работа с карандашом (ручкой): - графические упражнения, штриховка;
- раскрашивание картинок в книжках-раскрасках; - рисование простым и цветными карандашами;
5 серия заданий – занятия с пластилином;
Детям было предложено выполнить 5 заданий.
При определении уровня развития мелкой моторики руки у старших дошкольников я использовала следующие критерии:
-высокий уровень– 3 балла; - средний уровень – 2 балла; - низкий уровень – 1 балл.
Как видно из диаграммы детей с высоким уровнем развития мелкой моторики оказалось меньше, чем детей с низким уровнем развития.
На основании проведенного обследования был сделан следующий вывод:
У детей отмечается низкий уровень подготовленности руки к письму и недостаточное развитие тонкой моторики.
Это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей.
2.3.Разработка системы по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста.
После проведенных обследований детей была поставлена цель: разработать систему работы по развитию мелкой моторики руки и пальцев рук детей 6-7 лет.
Содержание работы строится поэтапно:
1 этап – подготовительный.
Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделён на блоки и включает в себя:
• Сбор информации по данной теме.
• Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.
• Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями
• Подбор материала (игрового и методического).
Предметно-развивающая среда создана таким образом, что в ней используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.
В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, т.д.
В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, бумага, природный материал и т.д.
В учебной зоне: пеналы с ручками, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр, всевозможные образцы рисунков по клеточкам.
2 этап – основной.
Работа по развитию мелкой моторики руки на этом этапе реализуется через разные виды деятельности.
Содержание работы построено так же по 4 блокам педагогического процесса, с использованием комплексного подхода. Развитие мелкой моторики присутствует в любом виде деятельности (игровой, продуктивной, художественно-речевой, театрализованной, режимных моментах)
1.блок – непосредственная образовательная деятельность.
Включает цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных). Взрослый здесь всегда инициатор.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребёнка к письму. Все эти виды непосредственной образовательной деятельности способствуют развитию мелкой моторики.
Оптимальный, вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток в непосредственно образовательной деятельности. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.
2.блок – совместная деятельность воспитателя с детьми.
Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры...).
Нравятся детям пальчиковые игры. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.
Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Каждое упражнение выполняется правой, левой рукой, а так же обеими руками вместе, вовлекая в действие все пальчики.
Очень любят дети игры со счётными палочками. Они выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.
3.блок – свободная самостоятельная деятельность. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Здесь взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, но в то же время, являясь потенциальным партнером, который готов подключиться к их активности при просьбах: о помощи, в реализации их свободных замыслов, в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства.
Игры с пластилином полезны для детей со слабыми мышцами рук. Работа с пластилином является подготовительной овладению разными инструментами.
Шнуровка – идеальная игрушка для развития руки и развития устной речи.
Игры с пуговицами развивают усидчивость, воображение, творческие способности, мышление.
Разнообразный конструктор и мозаика способствуют развитию мелкой моторики, внимания, мышления.
4. блок – взаимодействие с родителями.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
В рамках данного блока используются как традиционные, так и не традиционные формы работы:
- родительские собрания;
- широко используется наглядная информация;
- семинары-практикумы;
- проведение конкурсов, выставок, праздников, развлечений совместно с родителями:
- проведение мастер-классов.
Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников - помощников по решению проблем по данному направлению.
3 этап – итоговый.
Он включает в себя диагностический блок, цель которого - подведение итогов работы, выявление результатов и определение дальнейшей работы.
Следует сказать, что работа, проводимая по данному направлению, оказывает влияние на развитие ребёнка в целом. Благодаря целенаправленной системы работы с детьми у детей улучшилась:
- зрительно-двигательная координация;
- улучшилась речь;-ловкость руки;-переключаемость с одного вида движений на другой;-внимание;-глазомер;-зрительная память;-усидчивость;-аккуратность;-фантазия;-образное мышление.
2.4. Сравнительный анализ уровня развития мелкой моторики у детей.
После проведенной системы работы было проведено повторное обследование детей.
Из данной диаграммы видно, что уровень развития мелкой моторики
значительно улучшился. Разные виды деятельности, используемые мной в работе, при целенаправленном применении определили успешную работу по подготовке рук детей к обучению в школе, способствовали развитию мелкой моторики, координированным движениям пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Следовательно, проделанную мной работу по развитию мелкой моторики у детей можно считать успешной.
ВЫВОДЫ
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук , навыки детей стали более совершенными. Я увидела качественный скачок в развитии детей. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеют огромное значение для правильного и своевременного развития движения рук. Результаты проведенной работы подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этой темы.
Библиография 1. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004. 4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд.- СПб.: Питер, 2007. 5. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – К.:ГИППВ, 1998, 400с. 6. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009. 7. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001. 8. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. 9. Узорова О.В. Игры с пальчиками, Астрель, М-2008г.
10. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, Академия Развития, Ярославль - 2007г.
11. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников, Астрель, М-2003г.
12. Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет, журнал Дошкольное воспитание, №3, 2005г.