Творческий проект по технологии "Пень светильник"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческий проект по технологии "Пень светильник"
Автор: Галлямов Илгиз Раилович

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА Знакомство с историей развития бытовых све тильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам. Первое литературное упоминание о светильнике мы встречаем у Гомера. При описании Одиссея и Телемаха, выносящих оружие женихов, говорится: «…и Афина Паллада им, невидимо держа золотую лампаду, светила». Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна. Источники искусственного света древнего мира — факелы, лучины и масляные светильники. Масляные светильники состояли из сосуда для конопляного или льняного масла и фитиля. Мате- риалом для их изготовления чаще всего служила глина, реже — бронза. Как широко распространённый предмет быта светильники стали объектом художественного творчества ещё в глубокой древности. Уже в то время их формы и конструкции были весьма разнообразны. Тогда же появились почти все существующие сегодня типы светильников по способу и месту их установки. Долгое время можно было встретить устройство для освещения помещения в виде свечи, да и сегодня такие есть, но рядом с ними может красоваться и современная люстра или настольная лампа. С появлением электричества искусственное освещение приобрело особый смысл. Светильники, в отличие от открытого огня свечи, стали более безопасны. Электрическая лампа накаливания позволила создать наряду с многоплановыми конструкциями светильники с замкнутой структурой, непосредственно встраиваемые в потолок или стену в виде люстры или бра. И как всегда, нововведение начинается с и пользования старых форм. Можно долго и много говорить об осветительных приборах, но и сегодня их внешний вид завораживает.2. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА На уроках технологии мы учимся обрабатывать различные конструкционные материалы. Пожалуй, нет ни одного наиболее доступного и простого в обработке материала, чем древесина. Лес всегда окружал, кормил и согревал человека. Из стволов деревьев он делал себе жилище, мебель, посуду. Предметы быта, выполненные из природного экологически чистого материала — древесины, всегда имели своё значение и цену. Хотелось бы в квартире, на рабочем столе, иметь предмет несколько необычный, который нельзя купить в магазине, но можно попробовать сделать самому. Возникла идея изготовить светильник из древесины.В основном конструкция настольных светильников одинакова, состоящая из подставки, плафона , лампы, проводов. Но прежде чем приступать к проектированию собственного изделия, необходимо исследовать собственные возможности. Представляю схему исследования (Схема 2). Моя цель — изготовить светильник, выполненную своими руками, которая должна отвечать следующим требованиям: быть оригинальной по внешнему виду; надёжной в эксплуатации; сравнительно дешёвой по себестоимости. 3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРОЕКТА Приступая к проектированию изделия, необходимо представить ряд вариантов подобного рода изделий, чтобы выявить ряд существенных признаков, которые можно использовать при разработке собственной конструкции изделия. При выборе конструкции и технологии изготовления этого изделия я определил параметры, которые следует учесть. Назначение: использовать как декоративное украшение, дополняющее интерьер моей квартиры,шкатулка для мелких деталей, а также как осветительный настольный прибор. Варианты можно комбинировать между собой, тем самым получая множество различных решений, в том числе представляющих интерес. Надёжность: зависит от качества подобранного материала. Материал для светильника (корпус) должен быть сухой, выдержанный, не иметь явных пороков и дефектов. Долговечность изделия: осуществляется за счёт выбранной конструкции при решении конкретных задач. Это, в основном, зависит от того, как и где будет стоять этот предмет. Чем прочнее мате- риал, тем долговечнее изделие. Это учитывается, в основном, при явных нарушениях эксплуатации изделия. Универсальность изделия: осуществляется за счёт использования его как осветительный прибор, так и предмет декоративно-прикладного назначения, украшающий интерьер. Лёгкость и  простота изготовления: достигаются путём применения простых приёмов работы: -разметка;-сверление;-работа со стамесками;Точение на токарном станке;-строгание;-пиление ножовкой, лобзиком;- 4. РАЗРАБОТКА ИДЕИ ПРОЕКТА Ваза деревянная (декорированная резьбой) вы- полнена на токарном станке с последующим деко- рированием резьбой, что видно на рисунке изделия (рис. 2, б). Это придаёт ей привлекательный вид, но работа очень сложная, требует определённых Схема 1 Схема 2 Ваза- светильник Ваза- светильник Высокая стоимость товара Простота изготовления Неудовлетворя- ющий потреб- ности Качество и ремонт Плохой дизайн Время на изготовление Отсутствие товара на рынке Наличие оборудования и инструмента Отсутствие оригинальности Техника безопасности Низкое качество товара Приятный и оригиналь- ный дизайн Несоответствие размеров Экономически выгодный материал Несоответствие эстетическим требованиям Контроль и испытания № 2 (26) февраль 2015 г. 32 ТЕХНОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД навыков не только резьбы на плоскостных издели- ях, но и сферических и цилиндрических. Так как токарный станок нам хорошо знаком и есть навыки резьбы, то вариант 3 мне наиболее интересен и на нём я и остановлюсь. Успех в работе гарантирован. Представленный вариант, с точки зрения ди- зайнерской задачи, выглядит вполне оригинально (рис. 3). В комплексе с абажуром изделие может занять достойное место в интерьере не только моей квар- тиры, но и любого помещения как осветительный настольный прибор. После выбора оптимального варианта для реше- ния общей идеи конструкции, необходима дальней- шая, чисто конструкторская работа по разработке технической документации, созданию и испыта- нию экспериментального образца. 5. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ, ИНСТРУМЕНТА И ОБОРУДОВАНИЯ Спецификация изделия Исследуя различные материалы, применяемые в производстве подобного рода изделий, я нашёл, на мой взгляд, оптимальное соотношение между стоимостью материала, сложностью обработки это- го материала и функциональными возможностями в результате эксплуатации (прочность, вес, долго- вечность). Проектируемый объект не должен быть гро- моздким, обладать большой массой и неустойчиво- стью, но в то же время, он должен соответствовать заводским аналогам. Для изготовления изделия я выбрал самый распространённый конструкцион- ный материал — древесину. Предлагаю схему, при помощи которой можно выбрать материал: недорогой, но простой и лёгкий в обработке (Схема 3). КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Металл медь алюминий сталь латунь Керамика стекло облицовочная плитка глина Древесина ДВП шпон фанера доска чурак картон Пластмасса целлулоид гетинакс карболит текстолит оргстекло Из перечисленных конструкционных материа- лов наиболее доступным для меня является чурак. Рис. 2. Ваза: а — ваза керамическая; б — ваза деревянная (декорированная резьбой); в — ваза деревянная для сухих и декоративных цветов Рис. 3. Ваза-светильник ТЕХНОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 33 № 2 (26) февраль 2015 г. ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД Этот материал экономически выгоден, он гаран- тирует качество изделия, к тому же хорошо под- даётся механической обработке. Желательно использовать готовые полуфабри- каты или остатки от промышленного производства. (Данные о выбранных материалах представлены в Таблице 1.) При изготовлении изделия необходимо учиты- вать простую технологию обработки, что немало важно, когда работа выполняется впервые. В то же время должны быть максимально компактными размеры изделия. В представленной таблице 1 п. 4 я предлагаю свой вариант. При подготовке изделия к обработке на токарном станке, торец чурака шли- фуется на шлифовальном круге с последующим приклеиванием к специальному приспособлению (план-шайба) токарного станка. Данный вариант я предлагаю в виду того, что обработка предусматривает определённую техноло- гию. Свободный торец заготовки просверливается под «горлышко» вазы, поэтому один из концов заготовки должен быть приклеен к план-шайбе специального приспособления токарного станка, а другой — свободен для сверла. В cхеме 4 пред- ставляю варианты крепежа. Решая дизайнерскую задачу, предлагаю свой вариант, который, мне кажется, удобным, дешё- вым и оригинальным (Таблица 1 п. 2, 3) по мате- риалу. В Схеме 5 представляю варианты дизайнер- ского оформления изделия.