Растения - наши друзья
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Растения - наши друзья
Автор: Александрова Вера Николаевна
МБДОУ «Детский сад № 140» г. Чебоксары.Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитиюРАСТЕНИЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ(старшая группа) Воспитатель 1 квалификационной категории Александрова Вера Николаевна ЗАДАЧИ Образовательные. Закрепить представление о том, что растения – живые. Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растений(корень, стебель) используя модели. Уточнить и закрепить представления детей о целительных свойствах растений. Учить обобщать представления о растениях ( растения – это деревья, кустарники, травы) Развивающие. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения.Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. Воспитательные.Воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни, желание помочь растениям, если им требуется помощь. Развитие речи. Активизировать словарный запас детей. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение художественной литературы, разучивание стихов, физкультминутки, дидактических игр, просмотр презентаций «Чьи плоды?» «С какого дерева лист», наблюдения, рассматривание альбомов «Деревья», «Полевые цветы», «Садовые цветы», «Кустарники» Индивидуальная работа с Даниилом, Славой - закреплять диалогическую форму речи. Приоритетные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Методы и приёмыЧтение стихотворения воспитателем.Беседа.Повторение ранее выученного стиха.Отгадывание загадок.Д/и «С какого дерева лист». Рисование модели дерева.Д/и «Чьи плоды?»Д/и «Что лишнее?»Д/и «Помоги растению»Проблемные вопросы.Итог. РАСТЕНИЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ. Ход образовательной деятельности - В. Словно крыша над землею, Голубые небеса А под крышей голубою - И поляны, и цветы, И, конечно, я и ты!- В. Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? - Д. Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т. д. - В. И сегодня мы с вами совершим путешествие в мир природы, в царство растений. - В. Что же это такое – растения? - Д. Это травы, кустарники, цветы, деревья. - В. Мы с вами познакомимся сегодня с некоторыми жителями этого царства, и вы узнаете много нового. - В. Скажите-ка мне ребята зачем, кому нужны растения? - Д. Людям, животным, насекомым, птицам. Чтобы дышать, питаться. - В. Ребята , представьте себе такую ситуацию: все растения исчезнут. Что же тогда будет? - Д. Все живое может погибнуть, так как в природе все взаимосвязано. -В. А что мы с вами можем сделать, чтобы этого не случилось? -Д. Не рвать цветы, не ломать деревья и т. д.Повторяем ранее выученный стишок. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если мы: и я, и ты Если все сорвем цветы Опустеют все поляны И не будет красоты. - В. В царстве растений было три государства. А чтобы узнать, кто жил в этих государствах мы с вами совершим небольшое путешествие. Но чтобы попасть в то или иное государство вам надо будет отгадывать загадки. - В. Первое государство и первая загадка: «Нога одна, а рук много» -Д. дерево(слайд 1) - В. Правильно, в первом государстве жили деревья. Сейчас мы отправимся к ним в гости.Раз, два, три, четыре, пять,Мы пошли в лесок гулять.Мы идем дорожками,Мы идем тропинками Как красиво все кругом,Хорошо в краю родном. - В. Назовите, какие вы знаете деревья . - Д. Береза, дуб, липа, клен. - В. Как вы узнали, что это деревья? - Д. Высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой. - В. Ребята, посмотрите, тут на пенёчке лежат какие- то карточки. Смотрите, что здесь изображено (дерево), а здесь (листочек). Подул ветер, и деревья потеряли свои листочки. Поможем им? Берите все по одной карточке, бегайте, ищите свой лист или дерево. Игра «С какого дерева лист» - В. А как можно с помощи модели обозначить дерево? Кто хочет нарисовать модель дерева? - В. Кто живёт во втором государстве, вы узнаете, ответив на вот такой вопрос: эти растения ниже деревьев, у них несколько стволов. - Д. Кустарники. (слайд 2) - В. Правильно, жителями второго государства являются кустарники. И я предлагаю отправиться к ним.Раз, два, три, четыре, пять,В сад идем мы погулять,За малиной, за калинойИ за вкусной облепихой. - В. И мы с вами попали государство кустарников. - В. Какие вы знаете кустарники? - Д. сирень, акация, шиповник, орешник, малина, крыжовник, смородина и др. - В. Как же вы узнаете, что это все кусты? Они такие разные. - Д. Они ниже деревьев, у них много стволов. - В. А теперь давайте поиграем. «Чьи плоды» (слайды). На экране по очереди появляются плоды кустарников, дети называют. - В. Ребята, а кто нарисует нам модель кустарника (дети рисуют). Молодцы, идем дальше. - В. А теперь мы познакомимся с жителями третьего государства. Слушайте третью загадку: Росла на лугу – оказалась в стогу (трава). Отправляемся в государство травянистых растений. (слайд 3)Раз, два, три, четыре, пять,На лужок идем гулять,На лугу среди цветов бабочки порхают,Разноцветные кругом крылышки мелькают. - В. Какие травянистые растения вы знаете? -Д. Ромашка, колокольчик, одуванчик - В. Как вы их узнали?- Д. Они невысокие, стебель зелёный, не покрыт корой. - В. А теперь мы с вами поиграем в игру «Что лишнее?» Вам надо будет догадаться, что здесь лишнее и назвать. (Две картины с изображением травянистых растений, третий что-то другое) - В. Кто нам нарисует модель травянистого растения? (дети рисуют) - В. Вот мы и познакомились с жителями царства растений. - В. Ребята, давайте ещё поиграем. Я буду называть деревья, кустарники, травянистые растения. Если я назову дерево, поднимайте руки вверх, если назову кустарник, разводите руки в стороны, если травянистое растение – приседайте. Будьте внимательны.- В. Вы называли цветы, деревья, кустарники, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений? Прежде чем ответить на этот вопрос, выложите у себя на столе модель растения из частей. - В. Скажите, чем похожи все растения, что у них общего? - Д. Корень, стебель, листья, цветы, плоды- В. Давайте подумаем, для чего растениям корень? - Д. Питает, удерживает в земле.- В. А как вы думаете, зачем нужен стебель? - Д. По стеблю вода поднимается к листьям, цветкам.- В. Мы сейчас проведем опыт и проверим ваши предположения. Опыт. У детей баночки и марлевая веревочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше. Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.- В. Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели? (свет, тепло, вода, почва, удобрения) Д\и «Помоги растению». Дети по карточкам рассказывают, в какой помощи нуждается растение (бледное – нужен свет, высыхает – нужна вода). - В. Мы помогли растениям, а как растения помогают людям? - Д. Они помогают нам дышать - В. Растения не только всем живым существам дышать помогают, но также они помогают им лечиться от болезней. - В. А вы знаете какие-нибудь лекарственные растения? - Д. Ромашка, когда горло болит, василек, для глаза, подорожник, когда поранишься - В. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живём в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это природа. Все свои сокровища природа отдаёт нам и за всё просит только одного: беречь её! - В. Ребята, мы и не заметили, как пролетело время, нам пора возвращаться в садик. Закрепление. О чём мы сегодня говорили? Чего интересного узнали?Раз, два, три, четыре, пять,Вернемся в садик мы опять.