Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка-дошкольника
Автор: Баринова Татьяна Николаевна

Игры, направленные на сенсорноеразвитие ребенка-дошкольникаПознание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), а развитая сенсорика это основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Одним из важных средств сенсорного развития является игровая деятельность, а именно дидактическая игра. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.Осязание. В этих играх осязаемые предметы скрыты от глаз игрока. Развить тактильные ощущения помогут следующие игры:- «Поймай кошку» - на определение качества поверхности (гладкий, мокрый колючий и т.д.);- «Чудесный мешочек» - на определение предметов по форме, величине, фактуре;- «Платочек для куклы» - на определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани);- «Узнай фигуру», «Узнай предмет по контуру», «Что внутри?» и другие.Зрение. Детей учат по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Слух. Дошкольников учат распознавать звуки. Сделать это можно при помощи таких приемов:- непрозрачные бутылочки с разными предметами: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др.;- включение зажигающей своим ритмом и темпераментом музыки, например этнической с последующей игрой детей на импровизированных музыкальных инструментах: банки с водой, бутылки с горохом, металлическая бумага, наждачная бумага, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы и т.д.Вкус. В этом случае так же рекомендуется отсутствие зрительного восприятия для того, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Можно предложить ребенку попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. А дальше игру можно усложнить в зависимости от возраста – или просто назвать, или нарисовать свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив.Обоняние. Обращать внимание детей на запахи необходимо везде: нужно говорить о том, насколько они обогащают и оживляют нашу жизнь. Можно обсудите самые приятные и неприятные запахи, обратить внимание на разные запахи. В совместной деятельности этому будет способствовать такая игра: в пустые не прозрачные бутылочки поместить вещества с характерными запахами (духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.). Попросить ребенок аккуратно понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений. После этого можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ. Итак, совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, педагог не только способствует гармоничному развитию ребенка, но и открывает для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.