Тематическое планирование по факультативу "Речевичок" старшей группы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тематическое планирование по факультативу "Речевичок" старшей группы
Автор: Тен Марина Ильинична

ГКДОУ детский сад №9 «Звездочка»Казахстан, город Байконур.Воспитатель:Тен М.И.Календарно-тематическое планирование по факультативу «Речевичок» в старшей группе №1 на 2019 – 2020 учебный год.Пояснительная запискаОбразовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС дошкольного образования, который предусматривает урегулирование отношений в сфере дошкольного образования. Они, прежде всего, связаны:-  с окончательным отказом от жестко регламентированных форм обучения детей и неоправданного увлечения предметным обучением;- с формированием у детей субъектной позиции в образовательном процессе;- с возвращением в жизнь дошкольников времени для свободной игры и самостоятельной деятельности, поддержки их собственной активности;- с уделением достаточного внимания развитию родительского потенциала, повышению его педагогической компетентности и родительской рефлексии и др.        Одной из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а самое главное их эмоционального благополучия.Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развить его речь.Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, где они постепенно становятся активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть:
  • Событийна;
  • Ритмична;
  • Процессуальна.
  • Следующим условием развития речевой активности детей является  организация совместной деятельности ребенка со взрослым доступной по форме и средствам.  Это, конечно же, игра, именно она создает благоприятные условия для развития языка. Во время игры дети могут достаточно долгое время проявлять речевую активность, проявлять интерес, быть внимательными.        Третье условие – правильный подход  воспитателя к организации образовательного процесса. Здесь необходимо следовать требованиям дидактики, предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Воспитатель должен четко определить программное содержание факультативной работы. Продумать какой материал давать детям, как эффективнее его преподнести. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно. Игры с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядный материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.        В соответствии с ФГОС ДО, четвертое условие – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.Книжный уголок в группе детского сада нужно оформлять с учетом  рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по созданию предметно – развивающей среды.А именно:-  уголок книги располагают автономно, вдали от мест игр детей, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Там, где ребенок мог бы внимательно, сосредоточенно строить процесс общения с книгой. В едином пространстве с уголком книги можно оформить уголок уединения (уголок психологической разгрузки). Что обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, а так же дает возможность ребенку для уединения. Что соответствует требованиям ФГОС;- уголок книги располагают в максимально освещенной зоне групповой комнаты. Освещение должно быть естественное (от окна, свет падает слава), равномерное искусственное (свет падает сверху или вдоль светонесущей стены). Это обеспечивает охрану и укрепления здоровья детей. Что соответствует требованиям ФГОС;- мебель для книжного уголка должна соответствовать возрасту и антропометрическим данным детей. Изготовлена,  из материалов безвредных для здоровья детей и соответствовать принципу трансформируемости, чтобы обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.Таким образом, выполняя все перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребенка, но и способствуем его полноценному всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.                                                                     Основная частьОбразовательная область речевое развитие в факультативной работеДошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.Цель: комплексное развитие речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.Задачи:- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;- обогащать активный и пассивный словарь;- развивать фонематическое восприятие;   развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.- развивать общую, артикуляционную и мелкую моторики, память и мышление;- совершенствовать интонационную выразительность  речи;-  развивать координацию движений, нормализовать речевое дыхание;- формировать умение изменять силу и высоту голоса;- расширять кругозор детей по окружающему миру.Условия реализации:Факультативное занятие проводится с подгруппой детей (12-15 человек) или индивидуально. Тематическое планирование в старшей группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 33 занятия в год, длительность одного занятия  25 минут.На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.Каждое занятие состоит из 4 частей: зарядка для пальчиков, зарядка для язычка, стихотворения для развития речи, скороговорки и чистоговорки.Дидактическое оснащение: демонстрационные карточки по артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике, мяч, столы, стулья, маски животных, карандаши, тренажеры на развитие дыхания детей, зеркала на подставке. Планируемые результаты уровня развития интегративных качествСписок литературы
  • Федеральный закон  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программ дошкольного образования» (приказ  Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении  СанПиН 2.4.1 3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
  • «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования по редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва,2016
  • Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010.
  • Л.Н.Смирнова , С.Н. Овчинников «Логопедия в детском саду» Москва -Синтез.Москва 2009г.
  • Н.В.Дурова «Фонематика». Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Москва. Москва-Синтез.
  • Н.Ю.Костылева « Покажи и расскажи". Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. Творческий Центр Москва 2007г.
  • Перспективное планирование факультативной деятельности в старшей группе