Тематическое планирование по факультативу "Речевичок" старшей группы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тематическое планирование по факультативу "Речевичок" старшей группы
Автор: Тен Марина Ильинична
ГКДОУ детский сад №9 «Звездочка»Казахстан, город Байконур.Воспитатель:Тен М.И.Календарно-тематическое планирование по факультативу «Речевичок» в старшей группе №1 на 2019 – 2020 учебный год.Пояснительная запискаОбразовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС дошкольного образования, который предусматривает урегулирование отношений в сфере дошкольного образования. Они, прежде всего, связаны:- с окончательным отказом от жестко регламентированных форм обучения детей и неоправданного увлечения предметным обучением;- с формированием у детей субъектной позиции в образовательном процессе;- с возвращением в жизнь дошкольников времени для свободной игры и самостоятельной деятельности, поддержки их собственной активности;- с уделением достаточного внимания развитию родительского потенциала, повышению его педагогической компетентности и родительской рефлексии и др. Одной из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а самое главное их эмоционального благополучия.Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развить его речь.Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, где они постепенно становятся активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть:Событийна;Ритмична;Процессуальна.Следующим условием развития речевой активности детей является организация совместной деятельности ребенка со взрослым доступной по форме и средствам. Это, конечно же, игра, именно она создает благоприятные условия для развития языка. Во время игры дети могут достаточно долгое время проявлять речевую активность, проявлять интерес, быть внимательными. Третье условие – правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса. Здесь необходимо следовать требованиям дидактики, предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Воспитатель должен четко определить программное содержание факультативной работы. Продумать какой материал давать детям, как эффективнее его преподнести. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно. Игры с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядный материал должен быть динамичным, ярким, звучащим. В соответствии с ФГОС ДО, четвертое условие – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.Книжный уголок в группе детского сада нужно оформлять с учетом рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по созданию предметно – развивающей среды.А именно:- уголок книги располагают автономно, вдали от мест игр детей, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Там, где ребенок мог бы внимательно, сосредоточенно строить процесс общения с книгой. В едином пространстве с уголком книги можно оформить уголок уединения (уголок психологической разгрузки). Что обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, а так же дает возможность ребенку для уединения. Что соответствует требованиям ФГОС;- уголок книги располагают в максимально освещенной зоне групповой комнаты. Освещение должно быть естественное (от окна, свет падает слава), равномерное искусственное (свет падает сверху или вдоль светонесущей стены). Это обеспечивает охрану и укрепления здоровья детей. Что соответствует требованиям ФГОС;- мебель для книжного уголка должна соответствовать возрасту и антропометрическим данным детей. Изготовлена, из материалов безвредных для здоровья детей и соответствовать принципу трансформируемости, чтобы обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.Таким образом, выполняя все перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребенка, но и способствуем его полноценному всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Основная частьОбразовательная область речевое развитие в факультативной работеДошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.Цель: комплексное развитие речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.Задачи:- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;- обогащать активный и пассивный словарь;- развивать фонематическое восприятие; развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.- развивать общую, артикуляционную и мелкую моторики, память и мышление;- совершенствовать интонационную выразительность речи;- развивать координацию движений, нормализовать речевое дыхание;- формировать умение изменять силу и высоту голоса;- расширять кругозор детей по окружающему миру.Условия реализации:Факультативное занятие проводится с подгруппой детей (12-15 человек) или индивидуально. Тематическое планирование в старшей группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 33 занятия в год, длительность одного занятия 25 минут.На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать воспитателя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.Каждое занятие состоит из 4 частей: зарядка для пальчиков, зарядка для язычка, стихотворения для развития речи, скороговорки и чистоговорки.Дидактическое оснащение: демонстрационные карточки по артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике, мяч, столы, стулья, маски животных, карандаши, тренажеры на развитие дыхания детей, зеркала на подставке. Планируемые результаты уровня развития интегративных качествСписок литературыФедеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программ дошкольного образования» (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования по редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва,2016Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010.Л.Н.Смирнова , С.Н. Овчинников «Логопедия в детском саду» Москва -Синтез.Москва 2009г.Н.В.Дурова «Фонематика». Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Москва. Москва-Синтез.Н.Ю.Костылева « Покажи и расскажи". Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. Творческий Центр Москва 2007г.Перспективное планирование факультативной деятельности в старшей группе