ТЕМА: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕМА: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Автор: Борисова Елена Анатольевна

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»Кафедра «Дошкольного и начального образования»УТВЕРЖДАЮЗаведующий кафедройНагаева Оксана Николаевна« » ___________ 2015 г.ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»ТЕМА: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»Научный руководитель:Канд.фил.наук доцент кафедры ТОВ и РИРОАгапов Ю.В.___________ ____________ ____________« » ___________ 2015 г.Выполнила:ФИОБорисова Е.А.___________« » ___________ 2015 г.Рязань 2015ОглавлениеВведениеУспех человека зависит не только от силы его характера и жизненного везения. Во многих делах определяющим фактором являются наши взаимоотношения с окружающими. В частности это наши коммуникативные способности, и от того, насколько они развиты, зависит успешность человека в трудовой деятельности и других различных областях жизни. Формирование коммуникативных способностей у человека начинается почти с рождения. Чем раньше ребенок научится говорить, тем проще будет его взаимодействие с окружающими. Коммуникативные способности личности у каждого человека формируются индивидуально. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе, а также собственная социальная роль человека в обществе.Также для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых. Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь. Ребенку недостаточно быть только физически здоровым: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической (развивающей) среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития).В последние годы, несмотря на увеличение информационного потока, на достижения науки и техники, стало распространенным явление, известное под названием «педагогическая запущенность». Причем педагогически запущенные дети часто имеют обеспеченных родителей, живут в полных семьях, но где налицо выраженный содержательный дефицит детско-родительских отношений.Помимо недостаточности биологического и социального факторов, препятствующих нормальному развитию ребенка, выделяют и третью причину, которая заключается в существенном снижении активности ребенка: эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой. Так как театрализованная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает развиваться эмоционально и физически, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.В настоящее время накоплен достаточно большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности у дошкольников. Исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в театрализованной деятельности (Л.С. Фурмина). Большое значение развития коммуникативных способностей определено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (Стратегия 2020), «Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе». Систематическое формирование базовых коммуникативных компетенций в дошкольных образовательных учреждениях происходит благодаря новой модели воспитания, утвержденных в Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155). На основании этого документа можно говорить, что формирование и совершенствование коммуникативных навыков имеет преемственность в дошкольном и начальном общем образовании.Согласно новым требованиям ФГОС Дошкольного образования в Российской Федерации п. 2.6 «Социально коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.».Таким образом овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее качество детей. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.Предмет исследования: влияние театрализованной деятельности на формирование и развитие коммуникативных способностей детей 4-6 лет. В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективно, если:– учить детей распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них;– использовать для этого различные театрализованные игры. Изучение научной и методической литературы, определение актуальности и условий формирования опыта, исходя из гипотезы позволили поставить цель и определить задачи ее реализации.Цель: Исследовать влияние процессов вовлечения детей в активную театрализованную деятельность на формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков.Задачи:
  • Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
  • Выявить уровни коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;
  • Повысить уровень развития коммуникативных способностей дошкольников;
  • Расширить представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации;
  • Обогатить образовательную развивающую среду;
  • Сформировать умение организовывать общение со сверстниками, с окружающими;
  • Повысить уровень педагогической компетентности родителей в области коммуникативного развития дошкольников;
  • Экспериментально определить роль и значение театрализованных игр в развитии коммуникативных способностей детей старшего возраста.
  • Новизна исследовательской работы заключается:В выявлении факторов, обеспечивающих позитивное влияние театрализованной деятельности на коммуникативные способности детей дошкольного возраста.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1.1 Методы, задачи и возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.Театрализованная деятельность относится к современным игровым технологиям, которая предполагает особый психологический климат, построенный на сотворчестве взрослых и детей. Театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребёнку, поскольку в основе её лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества. Этот вид деятельности является частью коррекционной работы, так как в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и формирование личности ребёнка в целом. Анализ детского творчества и изучение известных работ психологов и педагогов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.) доказывают необходимость специального обучения театрализованной деятельности детей в том числе с нарушениями умственного развития.Любая творческая деятельность это деятельность, рождающая нечто новое, несущее в себе отражение личностного «я», совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.С помощью театрализованной деятельности игра, шутка, юмор, творчество органично входят в жизнь каждого ребёнка. Сказки, игры, музыка формируют у детей эстетический вкус, развивают эмоции. Любую свою выдумку, впечатление окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.Основными методами работы являются: 1.Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).3. Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности).4. Наблюдение.5. Экспериментирование.6. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр на видеозаписи своих спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок. Принципы работы с детьми:1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. 2. Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год. Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.4. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.5. Принцип доступности. Обучение и воспитание идет с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.6. Принцип наглядности. В обучении используются разнообразные иллюстрации, информационно-коммуникативные технологии, видеозаписи.7. Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Театрально-игровая деятельность – это система совместных с педагогом игр в обогащённой развивающей среде, призванная не изменять основную общеобразовательную программу, а максимально увеличивать её эффективность. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.Если ребенок не получал должной поддержки со стороны близких, и не смог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе. Прежде чем разобраться, как развивать в себе эти данные, необходимо знать из чего они состоят. Коммуникативные способности – это осознанные коммуникативные действия людей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям дошкольного возраста, это еще и способность детей управлять своим поведением (Л.Р. Мунирова ).Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды: информационно-коммуникативная. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения; аффективно коммуникативная. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику; регуляционно коммуникативная. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями. (Е.В.Андриенко Социальная психология).Общение – сложный многоплановый процесс установления развития контактов между людьми, порождаемые совместной деятельностью и включающий в себя как минимум три различных аспекта: коммуникацию (обмен информацией) интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Средствами коммуникации являются различные знаковые системы: прежде всего речь «вербальные коммуникации», и другие системы знаков, составляющие «невербальные коммуникации». К ним относятся оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика), вокализация (качество голоса, его диапазон, тональность). Организация пространства и времени коммуникативного процесса изучаемые проксемикой (способы размещения партнеров по общению) М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, Р.С. Буре рассматривают общение как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие. Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности. Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали: на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, со взрослыми важно ставить перед собой такую задачу: воспитывать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. На протяжении дошкольного детства взаимоотношения дошкольников со сверстниками развиваются в общении, которое меняется по мере взросления детей: изменяются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста. Современный ребенок развивается в очень реалистичном мире, в котором его интуитивные, часто не вербализируемые представления и догадки остаются невостребованными, неразвитыми. Сложившиеся и традиционно существующие системы дошкольного воспитания фактически не содержат в себе специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие у детей воображения в литературном творчестве. Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования остается подбор средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.Имеющийся опыт (Э.Г. Чурилова, Л.В.Артемова) использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения дошкольников.1.2 Педагогический анализ влияния театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, развития речи дошкольников, они во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом героя. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.Таким образом, театрализованная игра - деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее интересной и увлекательной для детей. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном процессе.И воспитательные возможности театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста широки:– дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии;– умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения;– процесс работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняет словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный и грамматический строй;– театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия, выражать свое собственное отношение к добру и злу;– театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать героям разыгрываемых событий;– она позволяет формировать первичные социальные навыки поведения; каждое литературное произведение имеет нравственную направленность, любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления; театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей через театр медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способно лишь развлечь. Главным в театрализованной деятельности должно стать не просто желание развлечь детей или заучит с ними искусственные жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, создание соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах. Поэтому я решила более глубоко заняться с детьми театральной деятельностью, а именно инсценировками стихов, песен, сказок, игр.Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию коммуникативных качеств, настойчивости, эмоций при проигрывании ролей.Предполагаемый результат: Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка коммуникабельности, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость творчества.Созданные условия будут способствовать достижению оптимального уровня развития коммуникативных способностей дошкольника; разработка методических материалов для педагогов позволит повысить результативность образовательного процесса; повысится ответственность родителей за образование детей. Ожидаемый результат от работы с детьми: – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, ярко выраженная эмоциональность; – способность сопереживать героям сказок, умение включаться в образ, находить наиболее выразительные средства для воплощения; – желание участвовать в театральных постановках и праздниках; – умение преодолевать страх в публичных выступлениях. Дети должны знать: виды театров; правила поведения в театре; назначение театральных билетов, афиш, программок;театральные термины; оформление, костюмы, декорации; структуру сказки (зачин, присказка, развитие действия, развязка, концовка).Дети должны уметь: выразительно и чётко говорить; узнавать по лицу настроение, эмоциональное состояние и характер персонажей; пользоваться мимикой, жестом; общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях; отличать произведения различных жанров.Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, а также проведенная диагностика, которая отражена ниже показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1 Диагностика уровня знаний о театре.В соответствии с методиками Л. В. Таниной, Е. Г. Юдиной, Е. Н. Денисовой, была проведена диагностика определения уровня знаний о театре у детей.Высокий (3) - ребенок знает виды театра и может рассказать об этом;- ребенок знает назначение театральных билетов, афиш, программок и может рассказать о них;- ребенок знает театральные термины и может назвать их;- ребенок знает о том, какие в театре декорации и костюмы и может описать их;- ребенок знает структуру сказки (зачин, присказка, развитие действия, развязка, концовка) и может перечислить их.Средний (2) - ребенок знает об устройстве театра и может рассказать о нем с помощью взрослого;- ребенок знает назначение театральных билетов, афиш, программок, театральные термины и может рассказать о них с помощью взрослого;- ребенок знает структуру сказки (зачин, присказка, развитие действия, развязка, концовка) и может перечислить их с помощью взрослого.Низкий (1)- ребенок не знает виды театра и может рассказать об этом;- ребенок не знает театральные термины и может назвать их;- ребенок не знает о том, какие в театре декорации и костюмы и может описать их;Оптимальным считается 3 и 2 уровни.Результат данного исследования показал, что высокий уровень знаний о театре вырос на 30%, средний остался прежним, а низкий уровень знаний о театре снизился на 30 %.Для более полного отражения результатов вовлечения детей в театрализованную деятельность и приобретения умений и навыков проведена диагностика, также по методикам Л. В. Таниной, Е. Г. Юдиной, Е. Н. Денисовой приобретенных умений и навыков.Высокий (3).- ребенок имеет развитое воображение;- ребенок умеет выразительно и чётко говорить; узнавать по лицу настроение, эмоциональное состояние и характер персонажей;- ребенок постоянно проявляет актерские (исполнительские) способности, а именно: умеет выражать чувства с помощью мимики и жестов.- ребенок не в полном объеме умеет общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях;- ребенок умеет отличать произведения различных жанров.Средний (2).- ребенок имеет слабо развитое воображение;- ребенок не всегда умеет выразительно и чётко говорить; узнавать по лицу настроение, эмоциональное состояние и характер персонажей;- ребенок иногда проявляет актерские (исполнительские) способности.- ребенок не всегда умеет отличать произведения различных жанровНизкий (1).- ребенок имеет неразвитое воображение, мыслит и действует шаблонно;- ребенок не умеет выразительно и чётко говорить; узнавать по лицу настроение, эмоциональное состояние и характер персонажей;- ребенок имеет низкий уровень творческой активности;- ребенок не умеет проявлять актерские (исполнительские) способности, имеет неразвитую мимику;- ребенок не владеет навыками общения, не умеет слушать товарища, поддерживать беседу;- ребенок не умеет отличать произведения различных жанров.Таким образом, из результата проведенной диагностики видно, что высокий уровень вырос на 20%, средний уровень остался прежним, а низкий исчез.2.2 Диагностика уровня развитости коммуникативных способностей у детей.В группе воспитываются дети 4-6 лет. Из них 12 мальчиков и 10 девочек. В соответствии с методикой М.И. Лисиной можно выявить три уровня развития коммуникативных способностей дошкольников.Уровни развитости коммуникативных способностей (методики М.И Лисиной, Л.В. Таниной, Джеральдины Чейпи).Низкий уровень развития коммуникативных способностей.К низкому уровню отнесены дети, которые не любят действовать со сверстниками сообща, а лишь под руководством взрослого. Не умеют сдерживать себя, контролировать своё поведение. Прерывают, мешают действиям других детей.Не умеют сосредоточенно воспринимать литературное произведение, представленное в форме драматизации. Восприятие содержания поверхностное, отсутствует понимание смысла произведения, нет сопереживания героям. Дети не способны проявить самостоятельность при исполнении роли. Речь и движения не выразительны. Дети затрудняются в выстраивании сюжета, не соблюдают логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствуют. Текст излагается монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедлен. Встречается много остановок, пауз, повторов слов. Дети положительно откликаются на участие в драматизации, но не могут преодолеть связанные с этим трудности.Средний уровень развития коммуникативных способностей.Дети легко идут на контакт со взрослым, устанавливают дружественные отношения со сверстниками. Успешно участвуют в игре предложенной другими детьми. Дети при рассказывании сказки соблюдают композицию, однако, их сюжет не отличается большой оригинальностью. В сказках встречаются диалоги персонажей, которые были заимствованы из других литературных произведений. Знают большинство художественных произведений программы. Могут объяснить их смысл, обращают внимание на поступки героев, но игнорируют их внутренние переживания. Охотно принимают участие в играх, драматизациях, литературных развлечениях, но не проявляют творческой инициативы. Речь и движения не очень выразительны, нуждаются в помощи взрослого.Высокий уровень развития коммуникативных способностей.Дети хорошо себя чувствуют в большой группе людей. Проявляют качества лидера. Умеют занимать других детей. Успешно разрешают конфликты со сверстниками. Умеют сдерживать себя, контролировать своё поведение. Дети проявляют стремление к общению с книгой. Испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений и их драматизации. В процессе деятельности стремятся к самостоятельности, качественному выполнению задания, поиску способов выразительного исполнения. Правильно осознают мотивы поступков героев, их переживания, мысли, чувства. Дети умеют придумывать сюжет, соответствующий предложенной теме, четко выделяют композиционные части высказывания (начало, средину, конец). В рассказанных ими сказках встречается диалог действующих лиц, описание обстановки, раскрываются чувства героев. Текст излагается в логической последовательности, диалог передается очень выразительно, с изменением силы голоса и интонации.Для определения уровня развития коммуникативных способностей использовалось литературное произведение в форме драматизации народная сказка «Волшебный цветочек». Сказку прочитали и прослушали в грамзаписи. Ребята соглашались на любую роль, а моя задача была распределить роли в соответствии со способностями детей: кто может запомнить более длительный текст, кто эмоциональнее может передаст характер того или иного персонажа , кто больше соответствует герою по внешнему виду и своему характеру и т.п. Например: если Игорь медлительный, а его голос более низкий, ему отводилась роль медведя. Полненькому Саше, достаточно эмоциональному - роль Лесовичка.После проведения инсценировки этой сказки по результатам диагностики была определена динамика и эффективность процесса влияния театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.До проведения занятий.Высокий уровень – 30 %.Средний уровень – 50 %.Низкий уровень – 20 %.После проведения занятий.Высокий уровень – 60 %.Средний уровень – 30 %.Низкий уровень – 10 %.Также для того, чтобы получит более точный и полный результат для исследования использована методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисиной) для детей 4-6 лет.Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно - познавательную и внеситуативно личностную.Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.Материал: игрушки, книги.Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут. В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей: порядок выбора ситуаций; основной объект внимания впервые минуты опыта; характер активности по отношению к объекту внимания; уровень комфортности во время эксперимента; анализ речевых высказываний; желательная для ребенка продолжительность деятельности.Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:1 ситуация (совместная игра) ситуативно деловое общение;2 ситуация (чтение книг) внеситуативно познавательное общение;3 ситуация (беседа) внеситуативно личностное общение.Обработка результатов.Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно -личностному общению со взрослыми.Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми.Таким образом, после проведенного исследования в данной группе преобладает внеситуативно - познавательная форма общения (56 %), хотя для детей 4-6 лет должна быть уже характерна преимущественно внеситуативно – личностная форма общения. Такая форма общения очень важна, особенно при подготовке к школе и если она не складывается к 6-7 годам, то ребенок будет психологически не готов к школьному обучению. Но такую форму общения выбрали лишь 8 % детей, а также ситуативно – деловой формы общения (36 %).С целью выявления понимания детьми особенностей литературных произведений использовалась методика Л.В. Таниной. Детям читали сказку «У страха глаза велики», рассказ И.Соколова Микитова «В берлоге» и стихотворение А.С. Пушкина «Ель растет перед дворцом».После чтения всех трех произведений, детям задавали вопросы: Что тебе прочитали? Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)? Как описывается лиса в рассказе? Какая она в сказке (стихотворении)? Можешь ли ты повторить разговор лисы и козла? Если бы мы попросили тебя разыграть по ролям эту сказку, кого бы ты показал? Какие сказки ты знаешь, и что тебе больше нравится: сказки, рассказы или стихотворения? Чем они отличаются?Анализ результатов дало, что у детей еще нет четких представлений о жанрах, их специфических особенностях, хотя они называли много сказок (этот жанр оказался самым любимым). Рассказ является самым трудным для дошкольников жанром, дети не называют отличительные особенности рассказа, отмечая только его объем (он короче сказки).Для того, чтобы результат был положительный, необходимо сделать среду наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, чтобы полученные навыки дети смогли применять в повседневной жизни. Смысл и значение этой работы должны быть в том, чтобы эти навыки углубляли, расширяли и обогащали эмоциональную жизнь ребенка, позволяли ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира. 2.3 Предметно-развивающая среда для организации театрализованной деятельности.Среда является из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, своеобразной формой его самообразования. (М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» М.2001 г.) Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды в нашей группе, и в детском саду, обеспечивающей театрализованную деятельность и развитие творческих способностей детей, мы соблюдали принципы построения предметно-пространственной среды и учитывали:
  • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.
  • Они предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении.
  • Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
  • В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или театрализацию любимого произведения. Поэтому у нас разные виды кукольного театра; пальчиковый, имеются шапочки-маски для игр драматизаций. Материал периодически обновляется с учетом интересов разных детей.
  • Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
  • Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами. Для этого у нас имеется необходимый природный и бросовый материал, ткани, костюмы. У нас имеются музыкальный зал, где проходят театрализованные занятий, репетиции, концерты и праздники.
  • Возрастные и половые особенности.
  • Нужно учитывать половые и возрастные особенности, оборудование и материал должен пополняться, учитывая как мальчиков, так и девочек.Предметно-развивающая среда нацелена на то, чтобы было комфортно, приятно находиться в этой обстановке, чтобы каждый день дарило ему радость, чтобы все стимулировало самостоятельную активность детей, создавал атмосферу эмоционального благополучия, творчества.2.4 Развития коммуникативных способностей детей в процессе игровой театрализованной деятельности.Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Ведущая педагогическая идея заключается в разработке картотеки игр по развитию коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности (Приложение №4).Цели данной картотеки игр знакомить детей со сказками, загадками, стихотворениями. Пополнять и активизировать словарь детей. Работать над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Воспитывать любовь к книге. Упражнять в составлении сказок, используя при этом образец, модель. Развивать интонационную речь. Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Учить детей договариваться с партнером, подчинятся правилам игры. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Развивать правильное понимание эмоционально-выразительных движений. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. Развивать фантазию, воображения. Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать перед публикой, поощрять участие в подготовке к спектаклям. В целом это будет способствовать развитию коммуникативных способностей детей.Педагогу в своей работе рекомендовано выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно - творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных). При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объему и нравственному значению. При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе.При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребенка. Даже если у ребенка есть дефект речи, нужно давать ему хоть маленькую, но роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя.Для реализации данной картотеки игр необходимо следующее оборудование: видео, аудио аппаратура, фонотека.Наглядный материал: настольный, перчаточный, теневой, пальчиковый театры; куклы, мягкая игрушка, маски-шапочки, ширма, декорации, костюмы, атрибуты. Художественные произведения для детей. Материалы для осуществления изобразительной деятельности.Также много и активно нужно работать над техникой речи – это произношение, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения направленные на произнесение гласных, согласных звуки (Приложение № 1).Для более полного представления о театре дети ознакомлены с театральными терминами (Приложение № 2).В трудах Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.Опыт работы основан на теории развития воображения и детского творчества, развития коммуникативных способностей и одаренности детей в разных видах художественной деятельности, сформулированная в трудах психологов и педагогов – Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохиной, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко.В основу опыта легли труды «Театр – творчество – дети» авторов Н.Ф. Сорокиной и Л.Г.Миланович, «Театр и дети» автора О.В. Каява. Анализ детского творчества в трудах Н.А. Ветлугиной, Л.А. Пеньковской, А.Е. Шибицкой, Л.С. Фурминой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов. По мнению авторов, детское творчество в театрально-игровой деятельности включает исполнение своего или авторского замысла.Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость). С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Содержание образовательной деятельности включает в себя: художественно-творческую деятельность с детьми, игровые обучающие ситуации с включением театрализованных игр, актерское мастерство; пантомимику, песенное и танцевальное творчество, основы кукловождения, двигательную активность. Помимо традиционных театрализованных игр, использованы модифицированные и авторские дидактические игры. Наиболее целесообразными стали следующие виды деятельности: игровая, музыкальная, коммуникативная.Безусловно, в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению трех целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к юному чтецу. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Педагог должен строго следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выйти «на сцену».Особенно следует обращать внимание на то, как говорят дети. Мы считаем, что театрализованная игра способна приучить детей к искусству речевой коммуникации. Поэтому, удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отмечать, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих.Такие авторы, как М.Д.Маханева и Н.Ф.Сорокина, считают, что подготовка к театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста должна проходить несколько этапов.Действительно, прежде чем предложить малышу включиться в театрализованную игру, нужно подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры. Сначала необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении мы используем весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для развития у детей умения внимательно слушать и запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, мы используем специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». После беседы о прочитанном (или рассказанном) и пробных упражнений мы вновь возвращаемся к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Затем учим детей имитационным движениям, учим подмечать характерные особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая и др).Имитационные движения можно отрабатывать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Для более эффективного вовлечения детей в театрализованную деятельность можно провести пальчиковую гимнастику. Как известно, педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной информации с легкостью и азартом.Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.1. Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволит подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длиться несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми упражнениями. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. Для использования пальчиковых игр, как метод вовлечения детей в дальнейшую театрализованную деятельность разработана картотека (Приложение3).На этапе творческого применения коммуникативных умений создаются условия для свободного оперирования коммуникативными умениями в разнообразной творческой деятельности и для творческого их использования в самостоятельном, свободном общении. Детей широко вовлекают в творческие задания сочинение рассказов из личного коммуникативного опыта, создаются условия для творческих игр и для принятия детьми различных ролевых позиций, требующих творческого изложения своих замыслов (ребенок в роли героя персональной выставки, экскурсовода). Основными формами творческого оперирования коммуникативными умениями в самостоятельном, свободном общении выступают совместные со взрослыми традиционные мероприятия, имеющие неформальный личностный характер (чаепития, беседы при свечах, спортивные праздники), самостоятельные дидактические игры.Работа с родителями:Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.Формы взаимодействия работы с родителями:- анкетирование;- индивидуальные беседы;- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;- выставки и фотовыставки;- совместная деятельность;- день открытых дверей, дружеские встречи;- помощь в изготовлении костюмов и декораций.Работа с воспитателями.Ведущая идея – активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театрализованной деятельности в детском саду.Задача – привлекать воспитателей к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе.Формы взаимодействия работы с воспитателями:- педсоветы, консультации;- мастер - класс;- создание банка данных инновационных методов и способов творчества дошкольников;- помощь в организации предметно-развивающей среды;- совместная деятельность;- работа с учебными наглядными пособиями;- индивидуальная работа;- праздники и развлечения;- выставки, фотоальбомы.Ребенок.1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.2. Идея – не навреди.Вся проводимая работа с детьми по развитию коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности показали, что используемые мною виды творческой деятельности, методы, формы организации способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка; раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности; проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей; помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Эти результаты отражены в повторно проведенной методики для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисиной) для детей 4-6 лет.Таким образом, в данной группе продолжает преобладать внеситуативно-познавательная форма общения (45 % детей), но более трети детей выбирают уже внеситуативно – личностную форму общения со взрослым, что несомненно говорит об их психологической готовности к школьному обучению. Дети стали самостоятельно разрешать многие конфликты, больше играть. Снизилась агрессивность, повысилось участие «замкнутых» детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, т.е. повысились коммуникативные способности. ЗаключениеВначале развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми (родителями). Затем круг его общения постепенно расширяется в его мире появляются незнакомые люди. Ведущую роль в накоплении опыта общения играет взрослый, передающий ребенку свои знания и мудрость. Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со взрослыми, у него появляется, а затем все более усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами это остро ощущают и всячески выражают. Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Исследования показали, что дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Дети в дошкольном возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению. Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.). Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты называют и театрализованные игры.Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет:1) использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми;2) любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребёнка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты;3) самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются;4) предметно – развивающая среда в театрализованной деятельности позволяет  включаться в активную познавательную творческую деятельность, развивать любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное происходит гармоничное развитие личности;5) картотека игр, используемая в театрализованной деятельности, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях, но и в самостоятельной деятельности;6) пальчиковые игры, как метод вовлечения в театрализованную деятельность оказывает положительное влияние, т.е., тренируя пальчики, малыши получают первые навыки межличностного общения друг с другом, ощущают радость взаимопонимания вербального и невербального общения, усиливается восприятие обучающего воздействия, что ведет к интенсивному "скачку "в развитии личности ребенка, в том числе и речи, интенсивная тренировка и массаж пальцев рук ребенка способствует укреплению организма, совершенствованию его физического и нервно - психического здоровья, а также, устойчивости положительных эмоций. Поэтому чем раньше начать работу по тренировке пальцев рук, тем лучше результат.Список литературы
  • Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва. Творческий центр Сфера, 2003
  • Андрианова И.А. - Голицына. Я познаю мир. Театр. Москва 2000
  • Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Москва. Просвещение: 1991
  • Бабаева Т.И., Михайлова З.С. Игра и дошкольник. С: Петербург Издательство Детство Пресс, 2004
  • Буренина И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 1985.
  • Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва. Мозаика - Синтез, 2005
  • Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. Академия развития, 1996
  • Казакова Т.Г.Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
  • Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина, 1999.
  • Куцакова Л.В. Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М., 2003
  • Лежнева Л.И. Научим детей общаться // Начальная школа. 1991. №10.
  • Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. Москва, 1980
  • Миканёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва. Творческий центр Сфера, 2001
  • Максимова А.А. Теория и технология подготовки студентов к развитию коммуникативных умений и навыков у младших школьников: Учебное пособие. - Орск, 2000.
  • Менжерицкая Д.В.Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
  • Михайлова М.А.Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. - Ярославль, 2002.
  • Молчанова Ю.А. Первые уроки театра. – М., 1996.
  • Прохорова С.П. Театрализованные игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
  • Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Занятия по развитию речи. – М.: Просвещение, 1983.
  • Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва. Владос, 2001
  • Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез, 2007
  • 22. Юдина Е. Г. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание № 9, 1999 (статья в журнале).23. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. Москва. Просвещение, 2002Приложение 1СКОРОГОВОРКИ· Кот ловил мышей и крыс, кролик грыз капустный лист.· Мокрая погода размокропогодилась.· По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.· У калитки - маргаритки, подползли к ним три улитки.· Три сороки – тараторки тараторили на горке.· Ткет ткач ткани на платок Тане.· От топота копыт пыль по полю летит.· Наш Полкан попал в капкан.· Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.· Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.· Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.· Слишком много ножек у сороконожек.· Кукушка кукушонку купила капюшон. Кушать стали, мышки и зубки поломали.· Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.· Сыворотка из-под простокваши.· Шесть мышат в камышах шуршат.· Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.· Сшила Саша Сашке шапку.· Шла Саша по шоссе и сосала сушку.· На дворе -трава, на траве - дрова.Приложение 2СЛОВАРЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВАвансцена- пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.Актер – деятельный, действующий (акт-действо)Амфитеатр – места, расположенные за партером.Антракт – промежуток между действиями спектакля.Аплодисменты – одобрительные хлопки.Афиша – объявление о представлении.Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения)Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу внешности, необходимой актеру для данной роли.Декорации (лат.)- украшение; художественное оформление действия на театральной сцене.Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.Жест – движения рук, головы. Передающие чувства и мысли.Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителя.Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.Мизансцена сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.Монолог – речь одного лица, мысли вслух.Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.Парик – накладные волосы.Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли, лицо, руководящее постановкой спектакля.Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.Репертуар – идущие в театре в определенный промежуток времени.Репетиция- повторение, предварительное исполнение спектакля.Театр – место для зрелищ.Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта. Приложение № 3Картотека пальчиковых игрМОЯ СЕМЬЯУ нас живет большая (Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках: Соединить одноименные пальцы рук, образуя шар.) И дружная семья: (Соединить пальцы обеих рук в рукопожатии.)Папа, мама, бабушка, (Разъединить руки, поочередно сгибать пальцыДедушка и я правой руки , начиная с большого.). На меня похожий, (Поочередно сгибать пальцы левой руки,Забавный младший брат начиная с большого.) Он подрос и ходит (Разжать кулаки, подняв пальцы обеих рук вверх.)Со мною в детский сад (Сложить руки «домиком».) ОВОЩИМы пришли в огород (Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках.)Что тут только не растет: (Хлопнуть в ладони, развести руки в стороны.)Тыква, репка и чеснок, (Поочередно сгибать пальцы сначала правой,Лук, капуста, кабачок а затем левой руки, начиная с большого.)Помидор и огурец (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты Вот хозяин молодец вверх) ФРУКТЫУ бабушки в деревне (Руки на столе ладонями вниз. Разводить пальцы правой руки в стороны.)Растет фруктовый сад. (Руки на столе ладонями вниз. Разводить пальцы левой руки в стороны.)Там на деревьях сливы (Руки, согнутые в локтях, поднять вверх, пальцы широко развести в стороны.)И яблоки висят, (Опустить кисти вниз, свободно свесив пальцы.)И груши прямо с дерева (Повернуть ладони вверх, пальцы расслаблены.)Могу я собирать. (Имитировать руками сбор урожая.)Как хорошо у бабушки (Хлопнуть в ладоши.)Мне летом отдыхать! (Развести руки в стороны.)ГРИБЫМы сегодня рано встали, (Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках.)За грибами в лес пошли. (Сжать кулаки, делать шагающие движения указательным и средним пальцами.)Грузди, рыжики, волнушки (Сложить пальцы обеих рук в щепоть.)В кузовочке принесли. (Округлить ладони, соединить обе руки Вместе, прикасаясь мизинцами.)ОСЕННЯЯ ОДЕЖДАЯ одежду надеваю (Поочередно соединять пальцы правой руки с большим.)И ее вам называю: (Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.)Майка, брюки, а еще (Поочередно соединять пальцы правой руки с большим.)Свитер, шарфик и пальто. (Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.)ОБУВЬНадеваю я сапожки, (Сжимать, разжимать кулаки.)Вниз по лесенке бегу. (Поднять руки вверх, затем, опуская руки вниз, совершать колебательные движения пальцами.)Сосчитаю все ступеньки, (Поочередно соединять пальцы правой руки с большим.)Ни одну не пропущу: (Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.) (Выполнить медленные хлопки руками.)Топ-топ-топ, (Произнести быстро.) (Выполнить быстрые хлопки руками.)Топ-топ. (Произнести медленно.) Приложение № 4Картотека театрализованных игр«Зеркало»В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.Сиамские близнецыЦель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.Количество играющих: кратное двум.Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.Давай поговоримЦель: развитие коммуникативных навыков.Количество играющих: 2 или больше человек.Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.КлубочекЦель: развитие коммуникативных навыков.Количество играющих: группа детей.Необходимые приспособления: клубок ниток.Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.Ведущим может быть выбран и ребенок.Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.