Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Дружные петельки»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Дружные петельки»
Автор: Николаева Екатерина Александровна
Государственное казенное образовательное учреждение «Тверская школа-интернат № 1»Рабочая программапо дополнительному образованиюкружок «Дружные петельки»Руководитель: педагог дополнительного образования Николаева Екатерина Александровна2019-2020 учебный годТверь, 2019ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная рабочая программа разработана в соответствии с:Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классов на 2019-2020 учебный год ГКОУ «Тверская школа-интернат № 1».«Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» приложение к письму Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09Комплексной воспитательной программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ГКОУ «Тверская школа-интернат № 1».СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год.Программа «Вязание крючком и спицами» ориентирована на самореализацию детей в вязании крючком и спицами, на побуждение к освоению знаний. Вязание способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, формированию общей культуры личности, эстетического вкуса. Актуальность программы обусловлена следующими факторами: 1. Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности учащихся. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. 2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг. В процессе обучения по данной программе учащимся дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир вязания , превратить его в предметы быта. 3. Возрастными психологическими особенностями школьников. Для успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в кружке помогают развивать мелкие мышцы кистей рук. Кроме того, вязание позволяет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от нагрузок, которыми чревата современная жизнь. Предлагаемый курс кружка «Веселые петельки» рассчитан на работу с детьми среднего и старшего школьного возраста и состоит из следующих этапов: ознакомительный и развивающий. Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям.Цель программы: обучение основам и техникам вязания крючком и спицами. Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные задачи: Обучающие: - изучение технологии и особенностей вязания изделий различной степени сложности; - умение пользоваться схемами и образцами для выполнения моделей; - овладение методами и приемами самостоятельной работы; - освоение правил безопасной работы с инструментами и материалами. Развивающие: - развитие усидчивости, аккуратности, внимания, моторных навыков; - развитие творческого мышления и добросовестного отношения к работе; - развитие эстетического вкуса. Воспитательные: - формирование интереса обучающихся к вязанию крючком и спицами;- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, взаимовыручки и взаимопомощи; - воспитание упорства в достижении желаемых результатов; - воспитание на лучших традициях женского рукоделия. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:репродуктивный (воспроизводящий);иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения. Формы работы с детьмиВ проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Основной формой работы являются учебные занятия, которые включают в себя:•постановка темы занятия;•актуализация знаний учащихся или вводная беседа;•анализ иллюстративного материала или работа со схемой;Предлагаемый курс кружка «Веселые петельки» рассчитан на работу с детьми среднего и старшего школьного возраста и состоит из следующих этапов: ознакомительный и развивающий. Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям. Программа кружка «Веселые петельки» носит практико-ориентированный характер. Она способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых умений и навыков, но и способствует развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, авторской программы «Вязание крючком» (автор – Объедкова В.В.), программы образовательной области «Технология», с учетом многолетнего опыта работы с детьми по вязанию крючком. Образовательная программа «Веселые петельки» предназначена для учащихся среднего школьного возраста (14-17 лет). Программа рассчитана на 1 год обучения. Предусмотрена групповая форма проведения занятия. Образовательная программа «Веселые петельки» предполагает, что группы могут быть разновозрастными с разноуровневой подготовленностью детей. Разный уровень подготовки позволяет разбить коллектив на пары «ученик-учитель». Для каждого занятия подбираются варианты заданий (для детей с опережающим развитием они усложняются, для отстающих дается упрощенный вариант). Это необходимо для того, чтобы интерес к творчеству не угасал и ребенок был избавлен от ненужных переживаний из-за неудач.Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, образцов, схем). Практическое обучение происходит при непосредственном вязании изделия (от простого к сложному) при участии педагога и самостоятельно. В организации занятий выделяются следующие этапы работы: - организационная часть, - вступительная часть (повторно-мотивационная), - основная часть (теоретический и практический этапы), - заключительная часть (подведение итогов). В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы обучения: 1) Словесные методы (объяснение, беседа, консультация, диалог). 2) Методы практической работы (вязание изделий, зарисовка схем, подготовка и участие в выставках). 3) Проектно-конструкторские методы (создание моделей, выполнение творческих заданий). 4) Наглядный метод (рисунки, схемы, таблицы, литература по вязанию, образцы изделий). 5) Метод игры. 6) Метод проблемного обучения (объяснение основных понятий, терминов, определений). Для реализации образовательной программы подготовлено дидактическое обеспечение: 1) образцы изделий; 2) изделия, изготовленные учащимися; 3) литература по вязанию; 4) схемы изготовления изделий. Ожидаемые результатыОценкой результатов обучения являются выставки творческих работ детей, участие в конкурсах и других мероприятиях.Личностные результаты:•воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;•развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;•овладение различными приемами в изготовлении игрушек из помпонов;•отработка навыков самостоятельной и групповой работы.Метапредметные результаты:Регулятивные УУД:Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно с педагогом обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью педагога.Познавательные УУД:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.Отбирать необходимую информацию среди предложенных педагогом источников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)Перерабатывать полученную информацию м помощью педагога: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД:Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.Учиться с уважением относиться к позиции другого, пытаться договариваться.Учебно-тематический планСодержание программыВводное занятие. Теория. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Ознакомительная беседа. Общая характеристика учебного процесса. Правила безопасности труда на занятиях. Демонстрация образцов изделий. Раздел I. Основные приемы вязания крючком. Тема 1. История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель. Теория. Из истории вязания крючком. Знакомство с различными видами нитей. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Правильный подбор крючка. Как держать крючок. Первая петля и цепочка из воздушных петель. Практика. Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель. Тема 2. Столбики без накида. Условные обозначения. Теория. Характеристика основных приемов вязания. Правила вязания столбика без накида. Условные обозначения. Обзор специальной литературы. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, описание работы, петли для начала ряда. Практика. Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида. Ровный край вязания. Тема 3. Столбики с накидом. Теория. Введение понятия: прямое вязание, столбик с накидом. Условные обозначения. Просмотр схем и образцов. Практика. Вязание столбиков с накидом. Ровный край вязания. Плотность вязания. Начало работы с «почерком». Тема 4. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом. Теория. Просмотр схем образцов вязания. Петли подъема. Лицевая и изнаночная сторона работы. Практика. Вязание полотна столбиками без накида и столбиками с накидом. Закрепление последней петли. Наращивание закончившейся нити. Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики). Раздел II. Пинетки. Тема 1. Виды пинеток. Теория. Обувь для самых маленьких (демонстрация готовых изделий, иллюстраций различных моделей пинеток). Способы вязания пинеток. Необходимые мерки. Плотность вязания. Используемые материалы для вязания и украшения пинеток. Практика. Выбор модели пинеток. Подбор пряжи, крючка. Снятие необходимых мерок. Разбор описания, схем. Тема 2. Практическая работа. Вязание пинеток. Теория. «Ребятам о зверятах» (знакомство с различными видами пинеток-зверят). Технология вязания пинеток. Практика. Вязание пинеток. Элементы украшения (бусинки, пуговки, ленточки и др. декоративные элементы). Анализ готовых работ. Раздел III. Круглая прихватка. Тема 1. Понятие о цвете, композиции. Виды прихваток. Теория. Ассортимент прихваток на основе круглого полотна (образцы, схемы, специальная литература). Возможные цветовые и композиционные решения (оттенки, насыщенность, сочетание). Технология вязания круглой прихватки. Практика. Выбор модели, ниток, крючка. Разбор схемы изделия. Тема 2. Как украсить прихватку. Теория. Отделочные элементы: цветы, листики, ягодки и др. Практика. Вязание отделочных элементов. Схема вязания листика. Тема 3. Практическая работа: вязание прихватки. Теория. Вязание наших бабушек: круглые коврики из полос ткани. Как украсить прихватку (цветы, листики, ягодки и д.т.) Круг превращается в…..(прихватки - звери). Практика. Совершенствование и закрепление полученных навыков. Вязание прихватки под руководством педагога. Выбор элементов украшения и их вязание. Оформление изделия. Раздел IV Основные приемы вязания спицами. Тема 1:.Материалы и инструменты.Теория.Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шёлковых нитей. Правила подбора спиц из стали, пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества и толщины нити. Раздел V. Техника вязания на спицах.Тема 1: Набор петель при вязании на двух спицах Виды набора петель. Правильное положение рук при наборе петель.Тема 2: Технология выполнения изнаночных петель.Теория.Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения изнаночной петли двумя способами. Первый способ расположить рабочую нить перед левой спицей. Второй способ: "бабушкина изнаночная".Тема 3:Технология выполнения лицевых петель. .Теория.Технология выполнения изнаночной и лицевой петель не одинаково, потому что в лицевых петлях рабочая нить находится за левой спицей Выполнения лицевых петель происходит двумя способами: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку, вывязывание лицевой петли за заднюю стенку.Тема4:Кромочные петли.Теория.Кромочным петлям в процессе вязания отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна.Тема5: Закрепление петель последнего ряда. Теория. Технология закрепления петель последнего ряда выполняется двумя способами.Тема 6: Накиды.Использование накидов в узорах со сложным переплетением нитей, для прибавления и удлинения петель.Тема 7:Способы убавления, прибавления и закрывания петель.Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Тема 8:Соединение петель.Соединение петель по лицевой стороне. Соединение по изнаночной стороне. Вязание двумя нитками различной толщины.Примерный перечень практических работ.1.Изготовление образцов вязания на спицах.2.Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для блузок, платьев.3.Изготовление шарфика в уменьшенном масштабе.4.Изготовление образца ажурной салфетки, воротничка или манжеты.5.Выполнение эскизов узоров.Оценка и контроль результатов.Выполнение практических работ. Тестирование. Итоговое занятие.Организация выставки лучших работ учащихся. Подведение итогов. Награждение. Условия реализации программы-Для реализации программы необходимо наличие кабинета. Площадь кабинета, мебель и освещение должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. -Для размещения работ нужны: полки, стенды, шкафы. -Для организации занятий нужны: ученические столы, стол педагога, школьная доска, компьютер. Информационное и методическое обеспечение программы- учебная литература (схемы, описания) по всем разделам программы; - методические разработки открытых занятий; - лекционные материалы;-электронные образовательные ресурсы.Материально-техническое обеспечениеСписок литературыЛитература для педагога 1. Белая Н.П. Мелодия кружев. – Мн., «Полымя», 1999г. 2. Терешкович Т.А. Школа вязания крючком. – Мн., «Полымя», 1995. 3. Гирич В.П. Вязание крючком – М., «Народное творчество», 2000г. 4. Гурбина Е.А. Технология. Поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7 классы. Волгоград: Учитель, 2007. 5. Чимейр А. Прекрасные прихватки. – Берлин, 2001г. 6. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград: Учитель, 2008. 7. Журналы по вязанию крючком. Литература для учащихся 1. Максимова М.В. Азбука вязания. Часть 3. – М., 1991г. 2. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., «Просвещение», 1992. 3. Журналы по вязанию крючком и спицами.Электронные образовательные ресурсы 1. Материалы сайтов: Календарно-тематическое планирование