Адаптированная программа кружковых занятий "Делаем сами"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная программа кружковых занятий "Делаем сами"
Автор: Никитин Максим Юрьевич
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Ирменская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Утверждаю Согласовано
Директор школы - интернат: зам. Директора поВР
_______В.А.Аршинова _______С.В.Толокнова
_______20__г. _______20__г.
Адаптированная
ПРОГРАММА
Кружковых занятий
Делаем сами
7-9 класс
1 год – 34 часов
Рассмотрено на МО
Учителей трудового обучения
Протокол
Составил: М Ю Никитин
с. Верх-Ирмень
Ордынского района
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа содержит учебный и практический материал для учащихся, с учетом возрастных и психофизических особенностей подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья, желающих на кружковых занятиях углубить свои знания по деревообработке древесины на токарных и фрезерных станках. А также предусматривает дальнейшее совершенствование практических умений и навыков воспитанников в механической обработке древесины.
Работа в кружке по токарной обработке древесины - направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности. Учитывая, что при токарной обработке древесины богаче раскрываются декоративные свойства древесины. создается возможность использования древесины широко распространенных пород деревьев, имеющих невыразительную текстуру, а также обрезанных весной ветвей плодовых деревьев, отходов при переработке древесины на предприятиях. Изучая токарное дело кружковцы знакомятся с различными видами отделки точеных поверхностей - выжиганием, аппликацией, резьбой.
С первых занятий стимулируется творческий подход к выполнению изделий, ведется работа по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у учащихся творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся.
Настоящая программа составлена в соответствии с новой программой по трудовому обучению, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Научить учащихся выполнять качественные и красивые поделки при самостоятельной работе.
Совершенствовать общетрудовые и специальные навыки пользования инструментами и станками.
Работа в кружке направленна на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора.
ПОЗВОЛЯЕТ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1.Развивать интерес и мотивацию к учению через практическую работу на станках.
2.Познакомить с различными видами художественного оформления поделок
3.Формирование правильных эмоционально - социальных навыков в процессе творческой деятельности.
Учащиеся 7-9 класса занимаются один час в неделю в течение года. Учитывая то, что на занятия кружка приходят учащиеся, с ограниченными возможностями здоровья с особенностями умственного, психофизического развития, имеющие разный уровень теоретической и практической подготовки, используется принцип индивидуальности, преемственности, доступности и результативности, при планировании работы упор делается на практические занятия.
Весь курс занятий кружка Делаем сами целесообразно разделить на 4 этапа:
1этап включает знакомство и приобретение навыков работы на токарном станке.используется групповая (фронтальная) форма организации работы, при которой всекружковцы одновременно выполняют одно задание, но на разных изделиях. Объясненияотносятся ко всем кружковцам и воспринимаются ими одновременно. Итогом занятийпервого этапа является приобретение учащимися устойчивых навыков работы на токарномстанке.
2этап позволяет учащимся овладеть навыками вытачивания деталей разных профилей,на занятиях используется сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы., итогомработы является изготовление кружковцами чаши
В ходе занятий на третьем этапе учащиеся изготавливают разнообразные поделки на деревообрабатывающем станке, с последующим художественно - декоративным оформлением. Знакомятся с различными видами художественного оформления поделок. Итогом занятий является выставка работ учащихся.
4 этап - этап творческих самостоятельных (индивидуальных) работ, как по замыслу учащихся, так и с использованием образцов, рисунков, фотографий. К концу 4 этапа учащиеся осваивают навыки самостоятельного планирования работы, составление творческого проекта изготовления поделки сложной конструкции. Преобладают практические занятия.
По окончанию года на заключительном занятии, подводится итог занятий, анализируются успехи и неудачи каждого члена кружка. Лучшие работы представляются на выставку изделий.
В ходе выполнения программы кружка Делаем сами учащиеся приобретают и закрепляют знания:
представления о современных производствах;
о видах художественного оформления поделок:
о ручной и механизированной обработке древесины;
об разнообразных видах ручного и электрического инструмента;
Умения:
работать по чертежу и технологической карте (уметь по чертежам сделать разметку, изготовить деталь, поделку)
работать столярным инструментом,;
-работать на разнообразных станках с применениеминструментов при токарной обработке по дереву, знать технику безопасности работы на станке.
-уметь художественно оформить (украсить, оформить) поделку.
Учащиеся должны овладеть навыками
-самостоятельного планирования работы по изготовлению изделия;
уметь качественно и красиво выполнять токарную работу по изготовлению и оформлению поделок;
совершенствовать навыки в применении разнообразных инструментов при токарной обработке древесины, знать технику безопасности работы на станке.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Образцы готовых изделий;
Станки, станочное оборудование.
Чертежные и разметочные инструменты, измерительные инструменты.
Столярные инструменты.
Технологические карты.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (68 часов)
Тема
Кол-во
часов
Практическая работа
1 ЭТАП
I
Токарный станок
2
Пуск и остановка станка, уход за станком
2
Разметочный и
контрольный
инструмент
2
Разметка
цилиндрических
деталей
3
Резцы для токарных работ
2
Заточка резцов, работа на токарном станке
2 ЭТАП
4
1.Вытачивание удлиненных деталей
3.Разметка удлинённых деталей
4
2.Настройка токарного станка для точения конусов
4.Вытачивание удлиненных деталей
5
1.Вытачивание объёмных конусообразных деталей
3.Приёмы точения конусов.
6
2.Настройка токарного станка для точения конусов
4.Разметка конусных заготовок для будущих поделок
5. Вытачивание конусных заготовок (смещением центров задней бабки)
6. Вытачивание конусных заготовок (с поворотом суппорта)
б
1.Вытачивание широких деталей
6
2.Настройка токарного станка для точения широких деталей
3.Подбор и установка заготовки на планшайбе.
4.Разметка Чаши
5.Вытачивание Чаши
6.Художественное оформление Чаши
3 ЭТАП
7
1.Изготовление разнообразных поделок с использованием патрона, планшайбы
2. Определение темы работы
6.Определение необходимых инструментов и материалов для изготовления проекта
8-9.Сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам
20
3-4.Работа с литературой по теме проекта
5.Составление плана работы по реализации проекта
7.Рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта, выбор оптимального
10.Разработка конструкции изделия
11.Изучение технологии изготовления задуманного объекта труда
12-13.Подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов
14-15.Выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна, контроль поэтапного выполнения работ
16.Обработка заготовок по чертежам до нужных размеров
17.Подготовка готовых деталей к сборке
18.Доводка деталей шлифованием, полированием
19.Приёмы сборки (клей, гвозди, саморезы)
20.Сборка изделия
8
1.Художественное (декоративное) оформление своих поделок.
4.Выбор и подготовка рисунка.
8.Виды насадок для электровыжигателя.
11.Виды кистей и красок.
15.Виды морилок и лаков.
16
2.Виды работ акварельными, гуашевыми красками, пирография.
3.Выбор одного из видов оформления.
5.Способы переноса рисунка на заготовку.
6.Техника безопасности при работе с электронагревательным инструментом.
7.Приёмы работы электровыжигателем.
9.Приёмы прожигания линий.
10.Приёмы выжигания фонов и оттенков.
12.Приёмы нанесения красок на рисунок.
13.Способы придания фона и оттенков.
14.Приёмы создания рельефа рисунка при помощи красок.
16.Покрытие изделий лаком.
4 ЭТ АП
9
1.Творческая работа (Оформление своего проекта)
3.Сбор теоретического материала по теме проекта.
10
2.Самостоятельная работа над своими проектами
4.Подготовка чертежей на компьютере с помощью программы Компас
5.Составление подробного плана работы
6.Работа в текстовом редакторе Word
7.Подбор фотографий для проекта
8.Вставка фотографий в текст.
9.Оформление проекта на компьютере
10.Презентация проекта
Итого
68
Содержание программы:
1ЭТАП
Тема 1. Токарный станок. (2 ЧАСА)
Назначение токарного станка, устройство назначение основных частей: станина, шпиндель, электродвигатель, задняя бабка, передняя бабка, центр.
Пуск и остановка станка, Техника безопасности при работе на токарных и фрезерных
станках, Правила ухода за станком.
Тема 2. Разметочный и контрольный инструмент (2 ЧАСА)
Устройство и правила работы штангенциркулем, линейкой нутромер.
Приемы работы штангенциркулем при разметке деталей.
Тема 3. Резцы для токарных работ. (2 ЧАСА)
Назначение резцов. Классификация и виды резцов для токарной обработки древесины:
косые, прямые, полукруглые, профильные. Углы заточки и приемы заточки резцов.
2ЭТАП
Тема 4. Вытачивание удлиненных деталей (4 ЧАСА)
Заготовки, способы крепления. Заготовок на токарном станке, подбор заготовок,
обтачивание цилиндра.
Разметка удлиненных деталей линейкой, шаблоном, циркулем. Изменение режима работы
токарного станка в зависимости от массы детали. Техника безопасности при работе на
токарном станке.
Тема 5. Вытачивание объёмных конусообразных деталей. (6 ЧАСОВ)
Назначение патрона, крепление заготовки в патроне. Настройка токарного станка для точения конусов.
Приемы работы резцами.
Разметка и изготовление конусообразных деталей (заготовки к поделкам)
Тема 6. Вытачивание широких деталей. (6 ЧАСОВ)
Назначение планшайбы. Крепление и подбор заготовок. Склейка заготовок в блок (способы
склейки).
Обработка склеенного блока. Разметка и обработка широкой детали (чаши).
3ЭТАП
Тема 7. Изготовление разнообразных поделок с использованием патрона, планшайбы.
(20 ЧАСОВ)
Отделка поделок шлифованием.
Отделка поделок восковой мастикой.
Отделка поделок лаками.
Изготовление подцветочников, подсвечников, и т. д.
Тема 8. Художественное (декоративное) оформление поделок. (16 ЧАСОВ)
Краски, кисти, особенности окрашивания древесины водными красками (акварель, гуашь). Пирография, резьба. Знакомство с акриловыми красками. Виды и приемы работы:
а)Нанесение рисунков и узоров для окрашивания
б)Выжигание
в)Геометрическая резьба (декоративное оформление своих поделок)
4ЭТАП.
Тема 9. Творческая работа. (10 ЧАСОВ)
Практическая работа по выбору кружковцев. Выполняется по интересующей теме.
ЛИТЕРАТУРА
Цля учителя:
Резьба по дереву О. Ларина. Москва - 2008.
Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева В. Гришин Мартин Москва - 2007 г.
Резьба по дереву Крис Пай ТД Издательство Мир книги - 2007 г.
Основы мастерства резчика по дереву Л. А. Логачёва Москва Народное творчество - 2007 г
Резьба по дереву Денис Мур. Москва АСТ - ПРЕСС - 2007 г.
Домовая резьба И. Алексеев Москва - 2000 г.
Внеклассная работа по труду Москва -1981 г.
Для детей:
Журнал Делаем сами.
Журналы Домашний мастер.
Книга для сыновей и для пап А. Маркуша. Москва – 1990 г.
Пофантазируй с берестой Г. И. Перевертень – 2007 г.