Игры с палочками Кьюзинера в средней группе.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры с палочками Кьюзинера в средней группе.
Автор: Лушникова Юлия Викторовна
Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и педагогами разных стран в работе с детьми начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.Числовые фигуры; количественный состав числа из единиц и меньших чисел – эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада.Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а так же и самостоятельно. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным особенностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создпть полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерение. С помощью цветных детей легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше – меньше на …», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.Набор содержит 116 палочек. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют различную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например , в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное семейство.Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе; с палочками можно «играть» и на полу.Для детей разных возрастов предполагаются следующие дидактические пособия:Альбом-игра (для детей 2-3 лет) «Волшебные дорожки»Альбом-игра (для детей 3-5 лет) «Дом с колокольчиком»Игра «Посудная лавка» математикам 5-8 летИгра «Кростики» математикам 4-7 летИгра « На златом крыльце сидели» В качестве рекомендации предлагается следующая литература:Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизинера как средство предматематической подготовки дошкольников.Носова Е.А., Непомнящая Р.А. логика и математика для дошкольниковСумина И.В., Михайлова З.А., Серова З.А. формирование элементарных математических представлений с использованием игровых предметов.Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения. План работы с детьми II младшей группы.Тема: Знакомство детей с палочками Кюизенера.Задачи:1.Познакомить детей с палочками Кюизенера.2.Закрепить понятия « цвет», « величина».3.упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине. План работы с детьми средней группы Тема: Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов через палочки Х. Кюизенера.Цель: Формирование представлений о числах первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира.Задачи:1. Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления.2. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.3. Развивать логическое мышление. План работы с детьми старшей группы.Тема: Палочки Кюизенера, как средство предматематической подготовки дошкольников.Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: 1.Развивать начала логического мышления. 2.Формировать элементарные математические представления. 3.Закреплять понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда. План работы с детьми подготовительной группы.Тема: Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста.Цель: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста.Задачи:1.Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.2. Развивать соотношение числа из ряда палочек.3.Воспитывать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. Кружок «Занимай-ка» (средняя группа)Алия Касимова Кружок «Занимай-ка» (средняя группа)Пояснительная записка1. Актуальность:Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.Организация кружка «Занимай-ка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет развить умственные способности детей. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируем желания детей заниматься математикой. Особое внимание в кружковой работе уделяется развитию логических форм мышления.2. Обоснованность выбора: Родители стремятся к тому, чтобы их дети были интеллектуально развиты. Кружок направлен на, то чтобы помочь родителям в воспитании у детей интеллектуальных способностей, познавательной активности. А также познакомить детей с играми, способствующими логическому мышлению, в которые они могут играть дома вместе с родителями.3. Цель кружка: Развитие умственных способностей у детей в комфортной среде, расширение математических представлений у детей дошкольного возраста4. Задачи:• Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.• Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики.• Развивать способность мыслить самостоятельно, проявлять творческий подход, умение обобщать, сравнивать, анализировать.• Воспитывать инициативность, настойчивость в достижении целей.• Воспитывать умение радоваться своим успехам и успехам сверстников.5. Образовательная область – Познавательное развитие6. Превышение программы:В соответствии с программой предусматриваются следующие задачи образовательной деятельности:1. Обогащать сенсорный опыт детей;2. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству).3. Учить сравнивать объекты по пространственному расположению (слева (справа, впереди (сзади от, определять местонахождения объекта в ряду (второй, третий);4. Учить определять последовательности событий во времени по картинкам и простым моделям.5. Продолжать учить делить целое на части, соизмерять величины с помощью предметов заместителей6. Закреплять у детей понимание и использование числа как показателя количества, итога счета.В рамках моей программы кружка предусмотрены следующие задачи:-учить решать задачи-головоломки;- учить действовать по образцу, видоизменять образец, получая новую картинку;-развивать смекалку6. Краткая характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет.Умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, эстетическом и физическом отношениях.В этом возрасте содержание заданий должно обеспечить, прежде всего, развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка, и таким образом, углублять и расширять те достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. А достичь этой цели можно, если учить ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, пользоваться условными заменителями вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи и др., отображающие отношения между предметами и их частями. Для того, чтобы такое обучение было успешным оно должно быть включено в доступные и интереснее для ребенка виды деятельности – игру, рисование, конструирование, лепку и др. особого обсуждения заслуживает вопрос о занятиях, связанных с усвоением математики. Опыт в работе педагогов доказывает, что обучение математике не только можно, но и вполне целесообразно начинать в дошкольном детстве при условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста ребенка и задач умственного развития.В этом возрасте целесообразно ввести новые для детей области деятельности – область количественных отношений вещей. Введение должно осуществляться при помощи тех же средств, которые обеспечивают умственное развитие, в других видах занятий – организации действий самих детей с количественными отношениями, построения и использования моделей этих отношений, максимального использования игровых приемов. При этом является главным – научить детей навыкам счета. Возраст 4-5 лет – это средняя группа. Как и младшим дошкольникам, предлагаются игры на обозначении е отдельных предметов, на анализ строения предметов, на ориентировку в пространстве и на развитие воображения. В средней группе дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства, такие как длительность звука, вес предмета и др. начинают анализировать с помощью схем все более сложные предметы, состоящие из большего числа частей.Выполняя задания на развитие воображения, дети создаю не толь отдельные образы, но и представляют в уме различные ситуации, детализированные и развернутые. Они более свободно определяют взаимное расположение предметов в пространстве, используя планы такого расположения.7. Особенности организации совместной деятельности (данного кружка):• Время действия кружка: 2015-2016 учебный год.• Количество занятий (в месяц): 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 20мин• Количество детей: 10.• Место проведения: групповая комната.• Конечный результат работы: итоговое занятие для воспитателей сада и родителей8. Оценка индивидуального развития детейВ начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.№Список детей «Количество и счет» «Ознакомление с геометрическими фигурами» «Определение величины» «Ориентировкаво времени, пространстве,на плоскости» «Решение логических задач»123456789101балл - ребенок не ответил2 балла – ребенок ответил с помощью взрослого3 балла – ребенок ответил правильно самостоятельноИтоги:5-8 баллов – низкий уровень9-12 баллов – средний уровень13-15 баллов – высокий уровеньМетодика диагностикиДиагностика по математике детей 4-5 лет1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке. 2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну. 3. Умение узнавать цифры в пределах 104. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 55. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т. д.)6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр. 7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность. 8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.Предлагаются логические задачи: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Найди отличие», «Продолжи цепочку» и т. дМетодическое и техническое обеспечение программы:1. Л. Д. Камарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет)2. В. Н. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет)3. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ»4. Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша)5. Е. Бортникова «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет)6. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества и развивающие игры» (сложи квадрат)7. В. А. Козлова «Умейка» (математика в играх и задачах для малышей)8. Т. М. Бондаренко “Комплексные занятия в средней группе детского сада”. Воронеж 2009г.9. З. А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников”. Москва 1985г.Взаимодействие с семьейФорма работы Срок Отметка о проведенииРодительское собрание на тему «Давайте поиграем» сентябрьКонсультация для родителей «Развитие мышления детей 4-5 лет» октябрь-ноябрьПапка-передвижка «Интеллектуальное игры как средство познания мира математики» декабрь-январьИзготовление схем В течение года по мере необходимостиОткрытое итоговое занятие Конец маяКомплексно-тематическое планированиеНеделя Тема Интеграция образовательных областей Программное содержание Игровой материал Методы и приемы Практическая значимостьСЕНТЯБРЬ1 Знакомство с палочками Кюизенера.Познавательное, речевое, худож-эстетич., соц-коммун. развитие Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям соорентироваться в данном материале. Выяснить начальные знания группы детей, уровня развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.Набор палочек Кюизенера Рассказ воспитателя, игра Дети знакомятся с палочками Кюизенера, с их свойствами.2 “Разноцветные палочки”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Познакомить детей с эталоном цвета, закрепить название основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление Набор палочекКюизенера Сюрпризный момент, показ, беседа, указание Знание цветов, умение группировать по цвету3 1)Потешка “Я по лесу, по зеленому бреду”2)Игровое упражнение “Кто назовет как можно больше признаков отличия?”3)Игра “ Сложи узор”.Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Познакомить с русской народной потешкой. Учить сравнивать, находить характерные признаки предметов. Развивать воображение.Кубики Никитина, картинки для игры «Найди отличия» Худ. слово, игра, указание, беседа Умение складывать узор из кубиков игры «Сложи узор»4 Игра “Поезд”.Познавательное, речевое, худож-эстетич., соц-коммун. развитие Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение. Картинки с изображением поезда, набор палочек Кюизенера Рассматривание картинок, беседа по картине, вопросы, индивид помощь Составить поезд из палочекОКТЯБРЬ1 Путешествие в страну “Вымышляндию”Познавательное, худож-эстетич., соц-коммун. развитие Развивать логическое мышление, творческое воображение,мелку рук, внимание, усидчивость, самостоятельност. Счетные палочки, игра «Сложи квадрат», карандаши, альбомы Показ воспитателя, объяснение, пример, разъяснение,указание, индивидуальная помощь Закрепить навыки игры «сложи узор», умение решать головоломки с счетными палочками2 “ Колумбово яйцо”Познавательное, худож-эстетич., соц-коммун. развитие Познакомить с игрой “ Колумбово яйцо”, с ее названием, отдельными частями, уточнить их названия. Упражнять в сознании новых геометрических фигур из фигур данного набора по образцу с помошью воспитателя. Образцы к игре, доска, мел Показ, объяснение, разъяснение, индивидуальная помощь Знакомство с игрой «Колумбово яйцо»3 Тема: 1. Игра Вопрос – ответ”.2. Игра “Сложи узор”.Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Развиватьсмекалку, фантазию, умение слшать, доказывать. Воспитывать умение слушать. Мяч, игра «Сложи узор» Игра с мячом, вопрос, указание, разъяснение Составить из кубиков игры «Сложи узор» пароход, машину и т. д4 Игра: “Построим забрчик”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Равивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопостовлять предиеты по высоте. Закреплять понятие “высокий”, “низкий”. Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи. Наборы палочек Кюизенера, мелкие игрушки Рассказ воспитателя, показ, указание, объяснение и разъяснение Умение сравнивать по высоте, различать цвета.НОЯБРЬ1 “Дорисуй иназови предмет”Познавательное, худож-эстетич., соц-коммун. развитие Развитие творческого воображения, мышления, смекалки.Развитие комбинаторных способностей, умение рассуждать.Развитие логического мышления, умение комбинировать, работать творчески Схематические рисунки Объяснение, указание, индив. помощь Научиться завершать незаконченные рисунки2 Игра “Составь фигуру”Познавательное, худож-эстетич., соц-коммун. развитие Развитие творческого воображения, мышления, смекалки.Развитие комбинаторных способностей, умение рассуждать.Развитие логического мышления, умение комбинировать, работать творчески Схемы, геометрические фигуры Индив. помощь, указание, объяснение, разъяснение Научиться действовать с геометрическими фигурами, умение преобразовывать их3 “ Знакомство с Монгольской игрой”.Познавательное, речевое, худож-эстетич., соц-коммун. развитие Познакомить с игрой, ее назначением. Правилами: при состовлении фигур использовать все части присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать мышление, воображение, память, усидчивост. «монгольская игра», образцыОбъяснение, беседа,вопросы, инд. помощь Научиться играть в новую игру4 ”Пальчиковая игра”, “Вкладывание узоров из пуговиц”Познавательное, речевое, соц-ком. развитие Развивать навык, выполнять действие по задонному образцу, воспитыватьусидчивость, терпение, внимание, мышление, речь, мелкую моторику рук, точность восприятия. Доска, мел, пуговицы в чашечках Показ воспитателя, объяснение, худ. слово, поощрение Научиться выкладывать из пуговиц рисунокДЕКАБРЬ1 “ Соедини точки”Познавательное, речевое, худож-эстетич. развитие Развивать зрительное воображение, смекалку, творчество, фантазию, сообразительнось. Схемы, карандаши,орешки,альбомы Показ воспитателя,Худ. слово, педагог. оценка, поощрение, объяснение Умение ориентироваться на листе бумаги2 Игра “ выкладывание фигур из палочек”Познавательное, речевое, худож-эстетич., соц-коммун. развитие Развитие смекалки, комбинаторных способностей, умение обобщать, пребразовывать, делать логические выводы. Счетные палочки, чертежи задач-головоломок Показ, объяснение,Индивид. помощь Научиться решать чертежи -задачи3 “Сложи квадратПознавательное, соц-коммун. развитие Продолжит знакомить с игрой “Сложи квадрат”. Учить собирать сложные квадраты по образцу. Игра “Сложи квадрат” Показ, объяснение, разъяснение, индив. Помощь Научиться собирать сложные квадраты по образцу4 “Монгольская игра”. “Собери фигуры”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Учить составлять более сложную фигуру, используя все части игры, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Развивать мышление, внимание, речь, сообразительность. “Монгольская игра”, образцы, доска, мел Показ воспитателя, указание, разъяснение,объяснение Научится играть в “Монгольскую игру”ЯНВАРЬ1 “Сложи оленя, жирафа” (“Монгольская игра”)Познавательное, речевое, соц-коммун. Развитие Учить составлять сюжетную фигуру по образцу. Развивать мышление, внимание. “Монгольская игра”, образцы, доска, мел Образец, показ, объяснение, индив. помощь Складывать сюжетные картинки по образцу из “Монгольской игры”2 “Знакомство с игрой “Танграм”Познавательное, речевое, соц-коммун. Развитие Познакомить с игрой “Танграм”, ее названием, частями, уточнить их названия, показать способы их соединения между собой. Учить собирать новые геометрические фигуры из фигур данного набора. Развивать мышление зрительную память, воображение. Игра “Танграм” Индивидуальная помощь, показ, разъяснение, объяснение. Научится играть в игру “Танграм”3 Игра с блоками Дьенеша “Конструктор” (выкладывание различных фигур”Познавательное, речевое, соц-коммун. Развитие Воспитание вежливости, умения общаться друг с другом. Учить упорядочивать геометрические фигуры по форме. Подводить детей к образной передачи птиц. Учить рисоватьткруглую и овальную форму. Блоки Дьенеша Сюрпризный момент, показ, рассказ воспитателя Научится упорядочивать геомерические фигуры по форме, рисовать круглую и овальную форму4 Игра “Лесенки”Познавательное, речевое, соц-коммун. Развитие Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание и панять. Наборы палочек Кюизенера Проблемная ситуация, вопрос, объяснение Научится установливать эквивалентность длины и цветаФЕВРАЛЬ1 Игра “Башенки”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание и панять. Наборы палочек Кюизенера Разъяснение, объяснение, показ, индив. помощь Научится установливать эквивалентность длины и цвета2 1)Загадки о животных2)Речавая логическая задача “Что закрыто на картинке?”Познавательное, речевое, соц-коммун. Развитие Закрепить знания детей о животных, воспитывать любовь, доброе отношение к ним. Тренировать зрительную память. Картинки с изображением животных Беседа, загадки, рассматривание картинок, вопрос Закрепление знаний о животных, умение отгадывать загадки3 Игра “Лесенка для котенка”.Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Упражнять детей в прямом и обратном счете. Упрожнять в счете от 1 до 5. Познакомить детей с числовым значением палочек: 1 – белая палочка, 2 – розовая, 3 – голубая, 4 – красная, 5- желтая. Игрушка котенок, наборы палочек Кюизенера Объяснение, показ, рассказ воспитателя, образец Умение считать до 5 в прямом и обратном порядке4 “Составь картинки или собери пазлы”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Развивать воспитание, внимание, зрительную память, воображение, мышление. Учить детей собирать пазлы по образцу – рисунку. Пазлы и разрезные картинки Показ воспитателя, объяснение, разъяснение, указание, пед. оценка, помощь воспитателя Научится собирать пазлы по образцуМАРТ1 “Игры со счетными палочками”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Развивать логическую мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, самостоятельность. Счетные палочки, образцы, доска, мел Показ и помоь воспитателя, худ. слово,указание, разъяснение, пояснение Умение составлять из счетных палочек по образцу фигуру2 Игровое упражнение “Я начну, а ты закончи”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие 1)Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.2) Учить решать задачи – головоломки3)Закрепить знания геометрических фигур картинки Показ, помощь воспитателя, указание, разъяснение Научиться решать задачи-головоломки3 “Игра “Пифагор””Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Познакомить детей с игрой “Пифагор”, с ее 7 частями. Учить собирать простейшие фигуры, не накладывая части игры друг на друга, а прикладывая друг к другу; находить правильное решение путем проб и ошибок. Развивать мышление, зрительную память, внимание Игра “Пифагор” Показ, помощь воспитателя, указание, разъяснение Знакомство с игрой “Пифагор”, умение собирать простейшие фигуры4 Игра “Найди лишнюю”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие 1)Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.2) Учить решать задачи – головоломки3)Закрепить знания геометрических фигур Счетные палочки Проблемная ситуация, показ воспитателя, разъяснение, оюъяснение Научиться решать задачи-головоломкиАПРЕЛЬ1 Игра “Блоки”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие 1)Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.2) Учить решать задачи – головоломки3)Закрепить знания геометрических фигур Блоки Дьенеша Проблемная ситуация, рассказ воспитателя, объяснение Решать задачи-головоломки2 Игра “Конструирование геометрических фигур”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольк, прямоугольник. Наборы палочек Кюизенера, карточки-схемы с геометрическими фигурами, образцы геометрических фигур Загадки, показ, объяснеие Конструирование геометрических фигур из палочек3 Игры – конструированиеПознавательное, речевое, соц-коммун. развитие Упражнять в различении и название цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять такие понятия как “Над”, “Под”, “справа”, “слева”. Составлять рассказы по составленным картинкам. Наборы палочек Кюизенера, карточки-схемы Худ. слово, загадки, наглядный материал Умение работать со схемой4 Игра “Сложи узор”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Учить собирать рисунок по образцу, путем наложения на сам образец. Развивать мышление, зрительную память, воображение, речь. Игра “Сложи узор” каждому, образцы Объяснение, указание, разъяснение, индивидуальная помощь Собрать рисунок по образцуМАЙ1 “Танграм”, “Собери фигуру”.Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Учить детей анализировать способ разложения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец. Доска, мел,образцы к игре “Танграм” Объяснение, разъяснение на доске, показ помощь воспитателя, указание Составить картину-силуэт по образцу2 “Кто летаем?”, “Кто плавает”Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Развивать мышление, умение выделять главные существенные признаки предметов, внимание Картинки к играм Объяснение, разъяснение, помощь воспитателя Научиться выделять главные признаки у предметов3 Игра “Монгольская” (аналогичная “Танграму”) Познавательное, речевое, соц-коммун. развитие Учить составлять более сложную фигуру, не накладывая части игры друг на друга; находить правильное решение путем проб и ошибок. Развивать внимание, зрительную память, мышление “Монгольская игра”, образцы Показ воспитателя, помощь, разъяснение, указание Научиться составлять более сложные фигуры4 “ Путешествие в волшебный лес”Познавательное, речевое, соц-коммун., худ-эстетич. развитие -развивать умение расшивровывать (декодировать) о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знако-символическим обозначениям;-развитие умения классифицировать предметы по одному 2-м свойствам-развитие внимания, памяти, логического мышления Логические блоки Дьенеша, таблицы, карточки с обозначением свойств, логические таблицы, игрушки Сюрпризный момент,загадки, объяснение, индив. Помощь, наглядные методы Научится составлять число 5 из меньши чисел, сравнивать.ИТОГО: 36 часов.