"Лосось -рыба мира"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лосось -рыба мира"
Автор: Пугачева Марина Владимировна
Мини -проект «Лосось-рыба мира» Подготовила: Пугачева Марина Владимировна , МБДОУ д/с №6 с. Новоникольск с. Новоникольск2019г.Образовательный проектВид проекта: познавательно-творческий, краткосрочныйАннотация: Мини –проект «Лосось-рыба мира» направлен на исследование проблемных вопросов, которые помогут детям больше узнать о подводном мире и его обитателях.Актуальность.Именно в дошкольный период происходит формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды.Проект направлен на воспитание бережного и рационального отношения детей к рыбам лососёвых пород и среде их обитания.Обоснование необходимости проекта: Недостаточный запас знаний о подводном мире и его обитателяхПроектная идея, на решение которой направлен проект – Кто они и какие обитатели подводного царства.Цель: Воспитание бережного и ответственного отношения к сохранению лососей и их мест обитания. Закрепление положительного эмоционального опыта и знаний о важности сохранения лососевых в родном регионе. Задачи проекта: Образовательные: • Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; • Формировать понимание детей о внешнем виде рыб, их размножении, способах защиты от врагов, передвижения. • Способствовать развитию познавательного интереса к обитателям подводного мира.Развивающие: • Развивать умение сравнивать и анализировать • Развивать память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов. • Обогащать и активизировать словарь детей; развивать связную речь, побуждать свободно мыслить, фантазировать. • Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность. • Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Воспитательные • Воспитывать бережное отношение к природе. • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.Тип проекта: групповой, познавательный, краткосрочный. Сроки реализации проекта:2 недели С 6апреля по 17 апреля 2019годаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, родители. Ожидаемый результат: • Иметь представление об обитателях подводного мира • Владеть понятиями «морские животные, «рыбы», «мальки» и др. • Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения, маскировки, об уникальности каждого вида; • Знать о взаимосвязи с другими обитателями. • Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. • Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе • Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализацияОборудование: книги и иллюстрации с изображением разных видов тихоокеанского лосося (нерка, горбуша, чавыча, кета, кижуч, сима);, разных стадий жизненного цикла лосося и среде обитания «Схема обитания рыб»; цветные карандаши, краски; карточки с изображением рыб и модели с изображением среды обитания (для реализации дидактической игры «Найди рыбке свой дом»; «Что едят морские обитатели?»; «Найди, такую же рыбку»).Деятельность:I. Подготовительный этапПроанализировать знания детей по теме проекта.Сформулировать проблему, определить цель, составить план проекта.Организовать работу с родителями.Подбор художественной, методической литературы, иллюстраций, информации; видеоматериалов. Создать развивающую среду.II. Основной этапПросмотр презентации, просмотр видеороликов.Чтение художественных произведений, беседы по теме проекта.Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.Экскурсия в городскую библиотекуХудожественное творчество.III. Заключительный этапВыставка рисунков «Лосось-путешественник».Подвести итоги реализации проекта.Подготовительный этап1. Выявление первоначальных знаний детей о морских обитателях: Что знают? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать?2. Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы; видеоматериалов, фотографий и плакатов по теме проекта.Информирование родителей о предстоящем проекте;включение родителей через индивидуальную беседу в проектную деятельность.Основной этапООДРазвивающие образовательные ситуации на игровой основеВоспитательДетиЦикл бесед:1. «Пресноводные и морские рыбы»2. «Среда обитания лосося»Чтение художественной литературы:произведений и стихов поэтов Сахалина-Юрий Николаев «Лютога»Евгений Замятин «Горбуша»Сборник «Сказки Сахалина»Просмотр презентации«Путь лосося домой»,просмотр видеоролика «Природа Сахалина».Дидактические игры:«Найди рыбке свой дом»«Путешествие малька лосося»«Что едят морские обитатели?»«Найди, такую же рыбкуПодвижные игры:«Убеги от нерпы»«Обойди препятствие на речке»«Улов рыбака»Сюжетно-ролевые игры:1. «Путешествие икринки к океану»2. «Морские спасатели»Художественное творчество:Рисование лосося и среды его обитания «Лосось-путешественник»Заключительный этапОформление выставки рисунков «Лосось-путешественник»Изготовление фотоальбома и его презентация «По следам пути лосося»Практическая значимость.В рамках акции «Марш парков» по теме «Свободу лососю» в МБДОУ д\с №6 с. Новоникольск проводилась большая работа. В доступной форме детям была рассказана история проведения акции, её цели и задачи. В акции «Марш парков» приняли участие воспитанники 6 групп. Проведенная с детьми работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:- дети стали больше интересоваться морскими обитателями родного края;- у детей сформировались первоначальные представления о самоценности ресурсов ;- выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней бережно.В связи с этим, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к природным ресурсам и состоянию окружающей среды, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.Организация воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту, позволила:- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;- родителям понять значимость развития у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, приобретению детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Благодаря запланированным мероприятиям дошкольники узнают:- Какие виды лососевых обитают в морях и реках Дальнего Востока?- Живут ли эти удивительные рыбы в наших реках?- Почему их называют «великими странниками»?- Какой путь проходят лососи, чтобы добраться до нереста?- В чем особенность этих рыб?- Чем питаются лососевые?- Что и кто угрожает лососю?- Как мы можем помочь сохранить тихоокеанских лососей?. и многое другое… Таким образом, проведения акции «Марш парков» по теме «Свободу лососю» детском саду прошёл целенаправленно, планово и надеемся эффективно. В дальнейшем мы планируем разнообразить работу с детьми с использованием новых дидактических и сюжетно-ролевых игр. «Сохраним лосося вместе!»Результаты проекта: • Дети освоили простейшие представления о некоторых особенностях строения тела рыб в связи с их жизнью в воде, способы передвижения и способы их защиты от врагов; изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей подводного мира. Путем сравнения формируют выводы о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, конечным покровом, наличием плавников, способом передвижения, повадками. • Владеют понятиями «морские животные, «рыбы», «мальки» и др. • Повысился уровень знаний детей о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; • Овладели расширенным словарным запасом; • У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе; • Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Рыбы»; • Разработаны рекомендации для родителей; • Оформлена выставка совместных работ детей и родителей; • Повысился интерес родителей к жизни детского сада. • Созданы альбомы «Аквариумные и речные рыбы»; «Морские обитатели», оформлена папка с детскими рисунками на тему «Подводный мир». • Участие родителей в реализации проекта. Перспективы: - участие в конкурсе среди групп детского сада «Самый лучший проект», в муниципальных конкурсах, - публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ, на сайте сетевых педагогических сообществ. Заключение: Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей о подводном мире; проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Рыбы» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.