«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Автор: Кузнецова Татьяна Сергеевна
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»ВведениеПеред педагогами и родителями в последнее время остро стоит проблема развития воображения у детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания. Дошкольный возраст является сензитивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной.Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка.Воспитатели часто обращают внимание на нетрадиционные техники рисования. Ребенок должен включить воображение на первых же минутах занятия: «а как можно изобразить бабочку с помощью ладошек?», «для чего на занятиях понадобятся ватные палочки?» и т.д. Ставя перед детьми подобную проблемную ситуацию, педагог побуждает к работе детское воображение, логику и мышление. Работая в технике нетрадиционного рисования, ребенку еще самому неизвестно, какое изображение получится, тем самым усиливается интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируется деятельность воображения.Целью работы является формирование творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.Актуальность «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. С. Сухомлинский.Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.Дети 2-4х лет могут освоить такие нетрадиционные способы рисования как рисование пальчиками и ладошками, ватной палочкой, печатками от картофеля и оттиск пробкой.Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги («Разноцветный дождь», «Цыплята», «Цветы», «Деревья»). Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т. д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Но для маленьких детей желательно, чтобы кляксы сделал взрослый.Детям среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по силам такие нетрадиционные методы рисования, как оттиск поролоном, печатки из ластика и листьев, сочетание восковых мелков с акварелью, рисование акварелью «по свече», рисование мятой бумагой и монотипия предметная.При печатке из листьев ребенок покрывает лист, упавший с дерева, красками, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки у листьев можно дорисовать кисточкой.При рисовании мятой бумагой ребенок мнет кусочек бумаги в ладошке, затем прикладывает смятую бумагу к штемпельной подушечке с краской в мисочке, и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и бумага.При рисовании свечой получаются “картинки-загадки”. Маленькой тонкой свечкой, можно церковной, рисуем на белом листе, а затем тонируем лист акварельной краской любого цвета. Изображение, прорисованное свечой, не прокрашивается, и создаются причудливые узоры.Есть еще один очень интересный и необычный способ рисования. Он называется монотипия. Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка. Например, как мы будем рисовать бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками.Для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) доступны такие нетрадиционные техники, как монотипия пейзажная, дорисовывание, расчесывание краски, набрызг, воздушные фломастеры, кляксография с трубочкой, фотокопия-рисование свечой, граттаж, рисование нитками (ниткография, рисование солью, рисование песком, а также сочетание техник: восковые мелки+акварель+гуашь+фломастеры.При дорисовывании ребенку предлагают лист бумаги с нарисованными линиями. Но рисунок не закончен. Ребенок смотрит и представляет, от каких вещей или живых существ могут быть эти линии, и дорисовывает. Очень развивает фантазию и воображение.Рисование нитками или «ниткография» - это обычно сочетание техник. Ребенок выбирает, что на рисунке он будет рисовать нитками, намазывает контур клеем, раскладывает нить нужного цвета и длины, и, при необходимости, использует другие известные ему техники рисования.Очень интересные рисунки получаются при сочетании техник: восковые мелки+акварель+гуашь+фломастеры. Дети могут рисовать и кисточкой, и руками: и правой и левой, сочетая гуашь, краски акварельные, мелки и фломастеры. После работы руки вытираются влажной салфеткой, потом сухой.Очень красивые и необычные работы получаются при рисовании по мокрой бумаге. Для чего мы будем наносить краски на мокрую бумагу? Чтобы цвета получались прозрачные, размытые и смешивались друг с другом.Интересна техника рисования мыльной пеной, которую добавляют в краски, разводят на стекле цветовые пятна и отпечатывают фон на лист бумаги.Задачи в работе с детьми:1. Способствовать преодолению детских страхов;2. Развивать уверенность в своих силах;3. Развивать пространственное мышление;4. Учить детей свободно выражать свой замысел;5. Побуждать детей к творческим поискам и решениям;6. Учить детей работать с разнообразным материалом;7. Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;8. Развивать чувство фактурности и объёмности;9. Развивать мелкую моторику рук;10. Развивать творческие способности и воображение;11. Получать эстетическое удовольствие.Основные принципы работы:От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;Принцип наглядности, так как у детей дошкольного возраста более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;Принцип индивидуализации – обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.Формы организации занятий:Беседы;путешествия по сказкам;наблюдения;целевые прогулки;экскурсии;фотовыставки;выставки рисунков;конкурсы;развлечения.Методы:наглядный;словесный;практическийС детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:рисование пальчиками;оттиск печатками из картофеля;рисование ладошками.Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:тычок жесткой полусухой кистью.печать поролоном;печать пробками;восковые мелки + акварель;свеча + акварель;отпечатки листьев;рисунки из ладошки;рисование ватными палочками;волшебные веревочки.А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:рисование песком;рисование мыльными пузырями;рисование мятой бумагой;кляксография с трубочкой;монотипия пейзажная;печать по трафарету;монотипия предметная;кляксография обычная;пластилинография. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения.Работа делилась на три этапа.1 этап – констатирующий.Этот этап направлен на изучение теоретических основ, чтобы выбрать формы, методы и приемы нетрадиционного рисования.На первом этапе подбирался программно-методический материал по направлению работы, создавалась предметно-развивающая среда, изучались индивидуальные особенности детей.2 этап – формирующий.На этом этапе выявлялся уровень технических навыков и умений детей, развития их творчества в рисунке; также выявлялся уровень развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.На втором этапе ставились цели и задачи, составлялось перспективное планирование по нетрадиционным техникам рисования детей с учетом особенностей детей.3 этап – заключительный.На заключительном этапе проводился мониторинг творческих способностей, чтобы составить вывод о проделанной работе.Ожидаемые результатыдети научатся работать с разными материалами;научатся использовать в работе традиционные и нетрадиционные методы и приемы рисования;будут искать творческие выходы и решения;у детей будут развиты творческие способности и воображение.