«Что за прелесть эти сказки»(по произведениям К. Д. Ушинского)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Что за прелесть эти сказки»(по произведениям К. Д. Ушинского)
Автор: Тихонова Инна Анатольевна

муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 305 Тракторозаводского района Волгограда»400093, Россия, г. Волгоград, ул. им. Мясникова, 14а, Телефон: 79-25-15Проект по произведениям К. Д. Ушинского«Что за прелесть эти сказки»Авторы проекта: Воспитатели Тихонова И. А..Волгоград Тема проекта: «Сказки К. Д. Ушинского».Актуальность: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми. Чтобы это не переросло в комплекс, мы создаем условия для внутреннего комфорта, раскованности, раскрепощенности воспитанников .Средством для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, для обогащения словаря детей, использования в речи разнообразных языковых средств, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений служит создание предметно-пространственной среды. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.Объект исследования: Творчество К. Д. Ушинского для детей. Предмет исследования: Проект «Что за прелесть эти сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.Вид проекта: краткосрочный, творческий, коллективный, с участием родителей воспитанников.Срок реализации проекта: неделя.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ, воспитатели логопедической группы, учитель логопед. Целевая группа: реализация проекта позволит расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста, обогатить словарный запас детей, поможет сплотить и «раскрепостить» воспитанников группы, воспитать эмоциональную отзывчивость и умение сопереживать другим людям в различных жизненных ситуациях; приобщить родителей воспитанников к более плотному сотрудничеству и поможет родителям найти новые средства общения и воспитания своих детей через усвоение «уроков К. Д. Ушинского» .Цель проекта:Создание условий для реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Задачи проекта:1.Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.2.Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.3.Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений.Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.Описание проекта: Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым. Основная идея проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Средством служит создание выставки детских книг по произведениям К. Д. Ушинского и выставка детских рисунков-иллюстраций любимых сказок писателя. Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.Прогнозируемый результат:омпетенции: воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе, определяют жанровую принадлежность; владеют расширенным словарным запасом;владеют навыками продуктивной деятельности;владеют выразительными способами общения.оммуникативные навыки: получают удовольствие от совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;пользуются выразительными средствами речи.-предпосылки научной деятельности:имеют устойчивый интерес к художественной литературе;способны выражать эмоции, поддерживать диалог.Продукт проекта:Выставка работ детей совместно с родителями.Изготовление книжки-малышки по сказке К. Д. Ушинского «Спор животных».Создание коллажа по страницам знакомых сказок К. Д. Ушинского «Что за прелесть эти сказки».Консультации для родителей.Этапы реализации проекта:Подготовительный этап (аналитический)Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий атрибутов.Основной (реализация намеченных планов)Практическая работа (создание условий для социально-коммуникативной, речевой деятельности)Заключительный этап ( продукт деятельности)Обобщение и анализ результатов работы(вывод).План реализации проекта:Подготовительный этап:Выявление первоначальных знаний детей о сказках К. Д. Ушинского.Информация для родителей о предстоящем проекте.Подбор литературы, оборудования.Разработка конспектов, подготовка консультаций для родителей.Основной этап:Работа с воспитанниками1. Рассматривание иллюстраций сказок К. Д. Ушинского2.Чтение и рассказывание сказок писателя, беседа по прочитанным сказкам3.Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр.4. Продуктивная, изобразительная деятельность.Работа с родителями Подбор художественной литературы.Выполнение творческих заданий.Консультации для родителей.Заключительный этап: Обобщение результатов работы.План мероприятий по реализации проектной деятельности.Риски:1.Низкий познавательный интерес.2.Низкая информированность родителей, их пассивность.Предупреждение рисков:Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе индивидуальные беседы с семьями воспитанников по разъяснению запланированных задач по проекту «Что за прелесть эти сказки», привлечь родителей к активному участию в проекте со своими детьми, к созданию выставки домашних детских книг по произведению К. Д. Ушинского и созданию выставки совместных работ детей с родителями «Иллюстрации любимых сказок».Предполагаемые результаты проекта:Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, обогащение словаря детей, развитие диалогической речи, умения использовать в речи разнообразные языковые средства, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений.Вывод:В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность, способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития.Таким образом, наш краткосрочный проект, расчитанный на 1 неделю закончен, и в его завершение мы изготовили книжку-малышку «Спор животных», совместно с детьми создали коллаж «Что за прелесть эти сказки», подготовили консультации для родителей о творчестве детского писателя-педагога К. Д. Ушинского и о пользе его произведений в воспитании разносторонней личности в каждом ребенке, что позволило повысить интерес детей к общению и взаимодействию между собой, активизировать словарь детей, развивать воображение, умения использовать в речи разнообразные языковые средства. Перспективы дальнейшего использования:Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению или творчеству другого детского писателя, выбранному детьми. Продукты проекта