"Русская народная сказка как средство развития речи".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Русская народная сказка как средство развития речи".
Автор: Колесниченко Светлана Викторовна

Русская народная сказка как средство развития речи.(Консультация для воспитателей)При работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи, можно использовать ряд приемов. Опираясь на исследования О.И. Соловьевой и А.М. Бородич, условно разделим их на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.Приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения:- Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. («Расскажи про …», «Давай вспомним …»). Воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Другие – почувствовать особенности данного жанра. («Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.)- Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение. С помощью данного приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.- Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.)- Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.- Выборочный пересказ. Дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились. другой вариант организации работы, когда воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»- Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою. Большое значение для развития связной и образной речи имеет рассказывание сказок. Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, взрослый переходит в роль заинтересованного слушателя.Таким образом, русская народная сказка с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития связности речи старших дошкольников. Основными приемами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает для него особое значение.Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям сказки. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).Фольклорные тексты, а именно русские народные сказки, потешки, прибаутки, раскрывающие перед ребенком красоту и меткость русского языка, создают наиболее благоприятные условия для совершенствования вербальной (интонационная, лексическая, синтаксическая) и невербальной (мимика, движения, поза) выразительности речи, а также речевого самовыражения ребенка. Обучение творческому рассказыванию способствует развитию у дошкольников высокого уровня художественно- речевой деятельности, формирует умение самостоятельно придумывать рассказы и сказки.