" Деепричастие как часть речи"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Деепричастие как часть речи"
Автор: Прокопьева Наталья Викторовна

Урок русского языка в 7 классе по теме "Понятие о деепричастии"Дата урока: _____________Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: 1.Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи; 2.Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи; 3.Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах; 4.Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.Используемые педагогические технологии:- развитие критического мышления через чтение и письмо,-компьютерные технологии.Ход урока (сопровождается презентацией по теме)
  • Стадия вызова.
  • -Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть? (Берег Днепра. Линия горизонта, которая сильно опущена вниз, за счёт чего большую площадь картины занимает небо. Свечение луны отражается в реке.)- Русский художник А.И.Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».- Соберем рабочий материал к картине. Запишите в строчку:1) Манит, открывать, поднялся, затягивая.2) Высоко, изогнув, темно, вверху.3) Разорванные, сияющий, раскинувшись, замершая.- Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание.- А теперь поиграем.1. Игра «Четвертый лишний».Проверка.Проверка.- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?- Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку “Знаю” маркировочной таблицы:2. Объявление темы урока, формулировка целей урока. Заполняют графу Хочу узнать.II. Осмысление содержанияДеятельность учащихся.- Обратимся к учебнику.
  • Читают параграф 26 стр.76 , делают в тексте пометки:
  • V – знаю;+ – узнал новое;! – удивило.- Обсудим.(В это время попросить подготовить 4 вопроса - по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)Комментарий учителя.В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма… обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам.. похожа на наречие, так как не изменяется.В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола. -Проверка вопросов.-Это были «несложные вопросы». Почему?- А я задам вопрос посложнее:- Согласны ли вы с тем, что деепричастие - это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются ( изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.РЕФЛЕКСИЯ. Работа с таблицей.-Заполните колонку «Узнал новое». Проверка.- Кто попробует составить кластер деепричастия?Пример составленного кластераIII. РефлексияДеятельность учащихся: первичное закрепление нового материала. -Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях.Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.-Найдите грамматическую основу.- Какой объект действует?- Какое действие совершает?- Какое добавочное действие выполняет? -Поставьте вопрос к добавочному действию?- Какая часть речи перед нами?-Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу? (Фрагмент урока в виртуальном классе: используется фрагмент урока "Понятие о деепричастии" с мультимедийного диска "1С: Русский язык 5-6 классы под. ред. И.Руденко-Моргун", дети прослушивают урок и сами пытаются найти ошибку в предложении)- Дополним ТАБЛИЦУ, что узнали нового. (Д относится к тому же объекту, который совершает основное действие).Контроль полученных знаний, умений, навыков: анализ художественного текста.- Прочитайте вначале текст про себя. Прочитайте выразительно.Ночь пролетела над миром,Сны на людей навевая;С темно-лазуревой ризыСыпались звезды, сверкая.Радостно волны журчали, Образ ее отражая;Рожь наклонялась, сильнееПахла трава луговая…Трепет чуть шепчущих листьевИ соловьиные трели,В хоре хвалебном сливаясь,В воздухе тихом звенели.И улыбалася кроткоНочь, над землей пролетая;С темно-лазуревой ризы Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев)- Что вы себе представили, когда читали стихотворение?- Найдите в тексте деепричастия (сильным - словосочетания с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют (текст проецируется на экране), какой объект действует в предложении.- Проверка. - Д. помогают поэту изобразить картину ночи? Как? - Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.- Какой термин бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием? (Деепричборот)Оцените себя:
  • Нашел деепричастие правильно .
  • Нашел деепричастие неверно .
  • Вызвало затруднение :
  • не смог отличить деепричастие от глагола;
  • не смог отличить деепричастие от причастия .
  • IV. Подведение итогов урока. Поработайте с табличками. Подумайте, было ли что-то, что удивило на уроке?-Итак, что нового узнали?Выставление оценок. V. Домашнее задание. § 26, упр. 161 (п) - исправление речевых ошибок (у.), 4-5- предложений с использованием 3-х деепричастий на тему «Ночь на картине А.И.Куинджи»