РП по предмету "Окружающий мир", 2 класс, ПНШ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РП по предмету "Окружающий мир", 2 класс, ПНШ
Автор: Зубцова Галина Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
�ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №49�
Экспертиза пройдена
Руководитель МО
_______________
Протокол № ___ от
� � 2017 г.
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № от
� � 2017 г.
�Утверждаю�
И.О. Директора МБОУ
�Центр образования №49№
Плошкина О.Е.
Приказ № __ от
� � 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету окружающий мир
(указать предмет, курс, модуль)
ступень обучения (класс) начальное общее 2 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
количество часов 68 ч уровень базовый
(базовый, профильный)
Автор: Азовцева Елена Сергеевна – учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2017
Рабочая программа по курсу �Окружающий мир� 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу �Окружающий мир� для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, примерными программами начального общего образования (М.: Просвещение, 2014), и авторской программы �Окружающий мир� Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А (образовательная программа �Перспективная начальная школа�, М.-Академкнига/учебник, 2015), Закона �Об образовании в РФ� №273 от 29.12.12.
Программа полностью отражает базовый уровень образования школьников и конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса в соответствии с учебным планом МБОУ �ЦО №49�.
Рабочая программа по курсу �Окружающий мир� для 2 класса расчитана на 68 ч.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2015.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2015.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2015.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя, согласно приказа Министерства образования и науки от 31.03.2014 г. №253 �Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования�
Цели и задачи. Решаемые при реализации программы по курсу �Окружающий мир� 2 класс
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета �Окружающий мир�
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира ( частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма ( одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества ( осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать
инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе
изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада,презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса �Окружающий мир�, необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной
действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных
объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,
взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не
совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания
школьного клуба �Мы и окружающий мир�)
Содержание курса �Окружающий мир� 2 класс
Содержание
Количество часов
Человек и природа
40 ч
Человек и общество
24 ч
Правила безопасного поведения
4ч
Содержание учебного предмета �Окружающий мир� 2 класс (68 часов)
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса �Окружающий мир�, 2 класс
Личностными результатами изучения курса �Окружающий мир� во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса �Окружающий мир�
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная �энциклопедия внутри учебника�).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса �Окружающий мир�
во 2-м классе является формирование следующих умений:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Тематическое планирование по курсу
Окружающий мир 2 класс – 68 часов
№ урока
Содержание учебного материала
Стр. учебника
1
Мир живой и неживой природы. Классификация объектов окружающего мира.
С. 6-8Т. с. 2
2
Урок – экскурсия в школьный двор по теме: �Мир живой и неживой природы родного края�.
Рисунки дома.
3
Экскурсия на учебно-опытный участок �Наблюдение за развитием растений�.
4
Практическое занятие на учебно-опытном школьном участке �Виды осенних работ�.
5
Знакомство с правилами работы с книгой и другими источниками информации.
С. 9-13
Т. 3
6
Знакомство с новыми источниками информации – интернетом, словарем, энциклопедией.
С. 14-16
Т. 4
7
Представление о Солнце и Земле. Модель Земли.
С. 17-19
Хр. 7-12
Т . 5-6
8
Смена дня и ночи.
Уч. 20-23
Хр. 13-14
Т. 7-8
9
Представление о звёздах и созвездиях.
Уч. 23-28
Т. 9
10
Тайны звёздного неба. Цвет звёзд.
Хр. 15-20
Т. 9
11
Отличие планеты от звезды.
Уч. С. 29-34
Т. 11-12
12
Планеты Солнечной системы.
Хр. 21-26
Т. 13
13
Движение Земли вокруг Солнца.
Хр. 21-26
Т.14-16
14
Связь живой и неживой природы на планете Земле.
Уч. 35-44
Хр. 27-28
15
Свойства воздуха.
Уч. 45-49
Хр. 29-30
Т. 17-18
16
Вода и её свойства. Значение воды для жизни на Земле.
Уч. 50-58
Т. 19-21
17
Сравнение свойства воды со свойствами воздуха. Вопросы школьной олимпиады.
Уч. 59-60
Хр. 31-32
Т. 22-23
18
Условия, необходимые для развития растений.
уч. 61-66
т. 24-25
19
Части растений – корень, стебель и лист.
Уч. 66-70
Т. 26-28
20
Питание растений. Вопросы школьной олимпиады.
Хр. 33-38
Т. 71-72
21
Разнообразие растений. Лиственные и хвойные растения.
Уч. 73-75
Хр. 41-45
Т. 29-31
22
Новые виды растений: папоротники, мхи, водоросли.
Уч. 76-80
Хр. 46-50
Т.32-33
23
Красная книга России. Правила поведения на природе.
Уч. 87-91
Т. 36-38
24
Значение растений для человека. Культурные и дикорастущие растения.
Уч. 92-96
Т. 39-41
25
Части культурных растений, используемые человеком. Сроки посадки огородных растений.
26
Условия урожайности зерновых культур.
Уч. 97-100
Хр. 57-62
Т. 42-43
27
Урок – экскурсия в ремонтные мастерские. �Знакомство с сельскохозяйственными машинами и оборудованием�
28
Растения сада, комнатные растения. Продолжительность жизни растений.
Уч. 100-104
Хр. 39-40
Т. 44-45
29
Размножение растений своими частями.
Уч. 105-108
Хр. 51-56, 59-60
30
Практическое занятие �Черенкование комнатных растений�.
Пеларгония, традесканция, бегония.
31
Грибы – особая группа по способу питания.
Уч. 109-112
Хр. 63-68
Т. 46-47
32
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правила сбора грибов.
Уч. 113-116
33
Самостоятельная работа �Хорошо ли ты знаешь окружающий мир�. Обобщение.
Уч. 117-119
34
Разнообразие животных.
Уч. 5-8
Т.2-3
35
Отличительные признаки насекомых. Особенности строения.
Уч. 9-11
Хр. 69-72
Т. 4-5
36
Отличительные признаки рыб. Особенности строения.
Уч. 12-14
Хр. 73-76
Т. 6-9
37
Отличительные признаки земноводных. Особенности строения.
Уч. 15-17
Хр. 77-82
Т. 10-12
38
Отличительные признаки пресмыкающихся. Особенности строения.
Уч. 18-20
Хр. 83-88
Т. 13-15
39
Отличительные признаки птиц. Особенности строения.
Уч. 21-23
Хр. 89-96
Т. 16-19
40
Отличительные признаки млекопитающих. Особенности строения.
Уч. 24-25
Хр. 97-104
41
Способы защиты животных от врагов.
Уч. 26-28
Хр. 105-110
Т. 20-25
42
Домашние животные.
Уч. 29-31
Хр.111-118
Т. 26-27
43
Обитатели живого уголка.
Уч. 32-34
Т. 28-30
44
Урок – экскурсия на животноводческую ферму �Профессии людей, работающих на животноводческой ферме�.
Рисунки
45
Значение диких животных в жизни человека.
Уч. 35-38
Т. 31-32
46
Красная книга России. Редкие животные на земле.
Уч. 39-41
Хр. 119-124
Т. 33
47
Урок – экскурсия в заповедниках родного края.
Рисунки
48
Отличие человека от других живых существ.
Уч. 43-48
Т. 34-35
49
Разумная деятельность человека. Профессии.
Уч. 49-53
Т. 36
50
Условия, необходимые человеку для здоровья.
Уч. 54-59
Т. 37-38
51
Понятия о полезной пище, о режиме питания.
Уч. 60-65
Т.39-41
52
Условия хорошего самочувствия – соблюдение режима дня.
Уч. 66-70
Т. 42-44
53
Правила личной гигиены.
Уч. 71-76
Т. 45-46
54
Причины простудных заболеваний, их признаки, предупреждение.
Уч. 77-79
Т. 45-46
55
Секреты здоровых зубов.
Хр. 125-128
56
Правила поведения на улице, предупреждающие опасность.
Уч. 80-85
Т. 49-50
57
Правила поведения дома, предупреждающие опасность.
Уч. 86-92
Т. 51-52
58
История родного села.
Уч. 93-96
Т. 53-54
доклад
59
История возникновения Кремля.
Уч. 98-101
Хр. 129-136
60
Экскурсия в город Тулу �История возникновения Тулы�.
Доклад
Уч. 103-106
61
Урок – экскурсия по селу Богучарово. �Хомяковские пруды�.
Доклад
62
Родословная семьи. Семейные праздники.
Доклад
Уч. 107-109
Т. 58-59
63
День Победы.
Уч. 110-113
Т.60
64
Встреча с ветеранами.
Доклад
65
Понятие �улица города�.
Хр. 137-147
66
День Конституции.
Уч. 114-117
67
Самостоятельная работа �Хорошо ли ты знаешь окружающий мир�.
Уч. 118-120
68
Экскурсия в краеведческий музей г.Тулы.