Использование активных методов обучения при подготовке выпускников в системе среднего профессионального образования


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование активных методов обучения при подготовке выпускников в системе среднего профессионального образования
Автор: Петрова Наталья Сергеевна

Использование активных методов обучения при подготовке выпускников в системе среднего профессионального образованияАвтор: Петрова Наталья Сергеевна, методист Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный коледж»Одной из оновных задач, решаемых преподавателями, является задача выработки и внедрения в образовательный процесс системы активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных сисуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.В понятие компетенции в качестве составных частей, за исключением знаний, умений и навыков, входят еще и личностные качества, и способность к социальной адаптации, и начальный опыт профессиональной деятельности. Только при таком понимании понятия компетенции мы получаем квалифицированного выпускника, способного самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи. В современном обществе умение самостоятельно мыслить, используя знания, опыт ценится выше, чем вледение знаниями без умений применять их для решения поставленных задач. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) составлены, предусмотривая компетентностной подход, который обеспечивает качество образование и конкурентноспособность выпускника на рынке труда.Компетентностный подход предполагает «системные преобразования, связанные с преподаванием, содержанием, образовательными технологиями, взаимодействия среднего профессионального образования с другими уровнями профессионального образования, формирование оценочных средств, предусматривающих оценку компетенций. Исходя из умений, знаний и компетенций, которыми должен обладать выпускник профессионального образовательного учреждения, можно сделать вывод, что задачей, которую ставит перед собой преподаватель, является обучение студентов с помощью таких методов обучения, которые бы обеспечивали умение выпускника гибко ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, умение выпускника адаптироваться в современном обществе.Если обратиться к литературе с целью дать определение «активным» и «интерактивным» методам обучения, то мы увидим:
  • «Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет»;
  • «Интерактивные методы обучения – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося».
  • Использование «активных» и «интерактивных» методов обучения является одним из пунктов требований к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), и после просмотренных определений данных методов может возникнуть вопрос: «А в чем же принципиальная разница?», так вот с этим, я считаю, и нужно разобраться.«Активные» методы предполагают использование такой системы, которая направлена главным обраазом не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. «Активные» методы нацелены на выработку у обучающегося сознательного отношения к учебе, стремления самостоятельно мыслить, находить собственный подход к решению проблемы, желание в получении знаний. «Интерактивные» методы ориентированы на взаимодействие преподавателя и студентов, а также студентов друг с другом; предполагают коллективное решение вопросов, коллективный разбор ситуаций, возникающих при различных обстоятельствах. Основой данного метода является совместная работа, которая направлена на решение неординарных ситуаций.Если рассмотреть задачу формирования компетенций у студента, обучающегося по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, то активные методы нацелены на формирование у студента таких общих и профессиональных компетенций, как: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций (ПК 1.3.) и др.Если рассмотреть задачу формирования компетенций у студента, обучающегося по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, то интерактивные методы нацелены на формирование у студента таких общих и профессиональных компетенций, как:Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуация и нести за них ответственность (ОК 3), использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5), работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6), контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений (ПК 3.3.) и др.В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение. Содержание учебных программ должно быть направлено на обучение методике добывания знаний с использованием всех имеющихся средств. Одним из методов включения студентов в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования является проектная деятельность, о которой хотелось бы остановиться.Проект является большой самостоятельной частью подготовки конкурентоспособного специалиста и имеет своей целью - систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед студентом. Проектная деятельность позволяет совершенствовать формы и методы самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов, помогает определить степень подготовленности выпускника к профессиональной творческой деятельности. Участвуя в проектной деятельности, студенты демонстрируют знание и владение основными исследовательскими методами (сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем). Студенты учатся владеть компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации, учатся работать с различным программным обеспечением, а также с различной литературой. Студенты интегрируют ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. В процессе работы преподаватель не преподносит готовое знание, которое передается студентам, не объясняет и не демонстрирует студентам правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. Преподаватель не показывает наивысших достижений, наилучших результатов, эталонных образцов, к которым студенты могли бы стремиться, хотя такой ракурс тоже очень важен. Необходимое знание и правильные ответы на поставленные вопросы студенту нужно добывать собственными силами - именно этому и надлежит учиться в первую очередь. Студенты должны учиться использовать все возможные источники информации: справочники, газеты, журналы, учебную и художественную литературу, информационные ресурсы сети Интернет. Лучший способ такого учения - заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта, нацеленного на поиск решения заключенной в задании проблемы. Работа по выполнению проектов позволяет значительно активизировать работу по самообразованию. Известно, что самообразование является важнейшим средством формирования качеств человека. Для самообразования характерно наличие активных познавательных потребностей и интересов, побуждение личности к их удовлетворению, проявление высокой степени сознательности и организованности. Выполнение проектов - процесс творческий, самообразование в значительной степени приближает учащихся к творчеству, т.е. проектная деятельность стимулирует процесс самообразования, самообразование стимулирует творчество.Выполнение в процессе обучения творческих проектов, наряду с формированием у студентов технических знаний, умений и навыков, можно рассматривать как один из важнейших методов воспитания, то есть процесса формирования общественно значимых моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами, охватывают все виды аудиторных занятий со студентами. Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Создают условия для формирования и закрепления новых знаний, умений и навыков. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Развиваются творческие способности, устная речь учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.