коммуникативные танцы игры


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: коммуникативные танцы игры
Автор: Любивая Анна Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ойский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей».Коммуникативныетанцы-игры.Музыкальный руководитель I Квалификационной категорииЛюбивая Анна АндреевнаМБДОУ «Ойский детский сад»662830, Красноярский край, Ермаковский район,поселок Ойский, переулок Майский, 3.2017 годОсновная часть
  • Теоретическая:
  • ЦЕЛЬ: улучшение социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе с помощью коммуникативных музыкальных танцев- игр.  Задачи:1.Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.2. Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.3. Уверенность в себе.Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и вызывает у детей массу положительных эмоций, что, способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков.Движения данного танца довольно просты и доступны для детей: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение и т.д. Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения, и, поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Взаимодействие помогает ребенку ориентироваться в пространстве, познавать себя, сверстников, узнавать о культуре различных стран, понимать отличие характера и традиций в танце.Также в этих танцах формируется умение по взгляду партнера, понять намерение друг друга. Контакт с партнером усиливается тактильно – рукопожатие, хлопки, как элемент открытости. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.В некоторых танцах дети могут имитировать движения и повадки животных, птиц. А также импровизировать движение различных профессий: повара, прачки, сапожника и так далее. Особый интерес может придать детям ускорения темпа музыки или непарноеколичество участников, таким образом, кто-то может остаться без пары.Разучивание данных танцев, не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз2) Практическая (показ и разучивание танцев):Для того, чтобы успешно использовать коммуникативные танцы-игры в музыкальном развитии детей, я начала собирать материалы, нотные приложения, составлять картотеку, фонотеку танцев-игр. Уверена, коллекция моя будет пополняться. Для примера перечислю несколько танцев-игр, которые сегодня мы с вами разучим:Первый танецанец на приветствие « зашагали ножки весело по кругу».Второй танец: танец со сменой партнера: «побежали парами скорей». Встаем парами лицом друг к другу, мальчики в кругу, девочки за кругом, делаем поскоки, грозим пальцем, хлопаем в ладоши, обнимаемся, мальчики остаются на местах, а девочки переходят по кругу к другому партнеру. Продолжаем с ускорением.Третий танец- танец игра на внимание «зимние забавы», там очень простые не сложные движения. Если правильно-надо хлопать в ладоши, если нет- то топаем.Заключительная частьКак известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях. Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе.Таким образом, использование коммуникативных танцев – игр помогает в работе по развитию музыкально – ритмических способностей работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия особое место занимают коммуникативные танцы-игры, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец.Б.Эльконин). Список используемой литературы. 1. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 19972. Буренина А. И. Римтическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Спб. : Питер, 2000.3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 19684. Леонтьев А. А. Психология общения. М. : Академия, 20055. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М. : Музыка, 19726. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. : Политиздат, 19827. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М. : ВЛАДОС, 20028. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. М. : Музыка, 19791. «Четыре таракана и сверчок» (песня со словами)Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, различать музыкальные части, ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные навыки.Предварительно дети знакомятся с текстом песни. Выбирается старичок-ведущий ( рядом с его стулом лежит погремушка и музыкальные тарелки), остальные дети расходятся по четвёркам  и играют роли тараканов и сверчков.1часть.  Припев. Старичок сидит на стуле.1 фраза- дети- «тараканчики» в парах   хлопают в ладоши друг другу, 2 фраза- хлопают в ладоши себе,3 фраза- хлопают в ладоши другому партнёру,4 фраза- хлопают  в ладоши себе.1куплет. Дети выполняют пружинку. «Старичок» подходит по очереди к каждой четвёрке и гремит над ними погремушкой («пугает»), дети также по очереди начинают расходиться по залу в поисках новой четвёрки.Припев. «Старичок» «засыпает». Дети повторяют хлопки, только в новой компании.2куплет. Повторение движений 1 куплета, только «старичок» ударяет в тарелки.Припев. «Старичок» «засыпает». Дети повторяют движения, только в новой компании.3куплет. «Старичок» ходит между парами и уходит в другую сторону. Дети идут за ним.Припев . «Старичок» оборачивается и удивляется, а дети повторяют движения припева.2. «Всем нужны друзья»  (танец со словами)Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, различать музыкальные части, ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные навыки.Предварительно дети знакомятся с текстом песни.И.п. Дети становятся парами по кругу. Во внешнем кругу «воробьи».1 куплет.1 фраза - дети обходят «воробьев», 2 фраза воробьи» «облетают» партнёра,3 фраза - дети протягивают ладошки-«воробьи» клюют,4 фраза и повторение-  пары выполняют хлопки -«ладушки».Припев: Дети чирикая, выполняют  прямыми руками 4 хлопка  по бокам. Затем дети-воробьи перелетают к другому партнёру. Движения повторяются ещё раз.                                     2, 3 куплет. Повторяются движения 1 куплета.3. «Нижегородская кадриль»Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, различать музыкальные части, ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные навыки.И.п. Дети ,с ложками в руках, стоят парами , лицом по кругу.1 часть.  1фигура. Идут по кругу. Останавливаются, повернувшись лицом,  друг к другу, выполняют скользящие удары ложками.2 фигура. Дети выполняют 2 раза хлопки - «себе, партнёру», затем переходят к другому партнёру. Движения повторяются ещё один раз.2 часть. Затем повторяются движения 1части ….4. «Кукушечка»Цель: развитие слухового восприятия и интереса к сверстникам.В центре круга с завязанными глазами стоит водящий (ребёнок «Угадай-ка»), дети идут по кругу и поют: «Кукушечка,Утром прилетела,На веточкуСела и запела».Воспитатель показывает на ребёнка, который громко произносит: «Ку-ку, ку-ку!», водящий угадывает имя поющего ребёнка и передаёт повязку для глаз.5. «Цветы»Цель: развитие внимания и чувства сплочённости.Под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» дети, взявшись за руки, идут по кругу (5 детей на один круг). Каждый раз, после того, как смолкает музыка, ведущий даёт команды:«Ромашка»: дети соединяют руки в центре круга.«Астра»: дети идут в центр круга, подняв высоко руки.«Одуванчики»: дети приседают, обхватывая голову руками.«Вьюнок»: дети кладут одну руку на плечо соседу, другую поднимают вверх.6. «Берёзки и топольки»Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия.Мальчики, взявшись за руки, идут змейкой между девочками («берёзками») и поют:Меж берёзок мы идём,Как красиво всё кругом.Меж берёзок мы идём,Песенку поём.Девочки в это время выполняют пружинку.Затем девочки, взявшись за руки, идут змейкой между мальчиками («топольками») и поют:Между топольками мы идём,Как красиво всё кругом.Между топольками мы идём,Песенку поём.Мальчики в это время выполняют пружинку.На проигрыш девочки встают напротив мальчиков и кружатся в парах.7. «Передай цветочек (платочек)»Цель: Развитие открытости, умения уважительно и ласково относиться друг к другу.Дети стоят в кругу и передают друг другу цветочек (или платочек), ласково напевая слова: Я цветочек (платочек) передам Танюше (Илюшеатюше, Наташе и т.д.).8. «Мы танцуем полечку»Цель: развитие умения выражать доброжелательное, открытое отношение детей друг к другу, партнёрской поддержки.Дети стоят парами по кругу, танцуют напевая:Мы танцуем полечку, раз, два, три.Сашенька и Олечка, посмотри!А потом, а потом,Вправо (влево), Олечка, идём!9. Игра «Обнималки»Цель: создание благоприятного климата в группе, взаимодействие де-тей в паре.Коммуникативные игры для детей старшего возраста.10. Игра «Хор животных»Цель: помочь взаимодействию отдельных объеденений детей, сплотить детский коллектив и принести много радости и удовольствия от необычного исполнения знакомых песен.Детям предлагается исполнение песни «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животных. Начинают уточки «Кря-кря-кря», продолжают коровки, котята и т.д.11. Игра «Цифры»Цель: создание положительного фона. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединиться между собой, соответственно названной цифре. 2- парами, 3- тройками, 4-четверками. В конце игры ведущий произносит: «Все». Дети встают в общий круг и берутся за руки. В этот момент можно взять ведущему игрушку и начать ее передавать рядом стоящему ребенку с пожеланием сказать друг другу добрые слова.12. Танцы со сменой партнеров.В основе танцевальных сюжетов - образы дружелюбия, партнерской поддержки. Фигуры танцев - это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции.13. Танец «Приветствие»Цель: объединение участников, создание атмосферы доверия.14. Танец «Лавата»Цель: сближение малознакомых детей, создание дружеской атмосферы, снятие барьеров в общении.Коммуникативные игры - это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества. Здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки ичувство «локтя», а так же множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.15. Танец-игра «Веселые пары»Используется двухчастная музыка.На первую часть дети кружатся парами, на вторую приседают, а в конце девочки переходят к следующему мальчику. И танец повторяется сначала.16. Танец-игра «Найди себе друга»Также используется двухчастная музыка.На первую часть дети гуляют свободно по залу, в конце находят себе дружочка и делают «лодочку». На вторую часть – кружатся «лодочкой». И танец повторяется сначала.17. Танец-игра «Все танцуем вместе»Используется двухчастная музыка.На первую часть дети приседают. На вторую – кружатся вокруг себя, затем парами.Снова на первую часть приседают уже в парах, на вторую – кружатся сначала парами, затем объединяются в четверки и кружатся четверками. Снова на первую часть приседают, на вторую – кружатся четверками, объединяются в целый круг, кружатся все вместе хороводом. В конце – поклон.18. Танец-игра «Светит месяц»Задачи:- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;- воспитание коммуникативных навыков.И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.3-4 такты — то же влево.5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).19. Танец-игра «Ручеёк»»Для детей 6-8 лет исполняется на мотив русской народной песни «Прялица»Задачи:- развитие слухового и зрительного внимания;-формирование навыков ориентировки в пространстве;-развитие чувства ритма.И.п. Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: «Ручеек», «Челночки».Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всейколонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.20. «Челночки»Дети, стоящие в две шеренги лицом друг к другу, берутся за руки. Движение легкими шагами в такт музыке начинает первая пара: она выдвигается из шеренги в сторону, огибает соседнюю пару, проходит между этой и следующей парами, выдвигается в другую сторону шеренги и продолжает челночное движение между остальными парами.Пара, следующая за ведущей, ждет, когда «челночок» уйдет вглубь шеренги на расстояние двух пар, и начинает аналогичное движение. Челночки доходят до конца шеренги и возвращаются обратно на свое место тем же способом.Первой окажется на своем месте ведущая пара. Ее задача — выполнять шаги на месте до тех пор, пока все остальные пары не закончат движение. После этого она называет новую фигуру.21. Игра "Необычные танцы"Выбирается 5 коротких музыкальных композиций. Под первую из них нужно станцевать только руками, под вторую – только ногами, затем только головой, потом – только лицом, и наконец, всем вместе.22. Музыкальная игра «У меня есть одна тётя»У меня есть одна тётя эта тётя весельчакКогда она танцует, она делает вот так:Ах, руки мои руки, мои руки хорошиАх, руки мои руки вместе пляшем для души!У меня есть одна тётя эта тётя весельчакКогда она танцует, она делает вот так:Ах, плечи мои плечи, мои плечи хорошиАх, плечи мои плечи вместе пляшем для души!У меня есть одна тётя эта тётя весельчакКогда она танцует, она делает вот так:Ах, боки мои боки, мои боки хорошиАх, боки мои боки вместе пляшем для души!У меня есть одна тётя эта тётя весельчакКогда она танцует, она делает вот так:Ах, ножки мои ножки, мои ножки хорошиАх, ножки мои ножки вместе пляшем для души!У меня есть одна тётя эта тётя весельчакКогда она танцует, она делает вот так:Ах, ухи мои ухи, мои руки хорошиАх, ухи мои ухи вместе пляшем для души!У меня есть одна тётя эта тётя весельчакКогда она танцует, она делает вот так:Ах, ручки мои ножки, мои ножки хорошиАх, боки мои плечи вместе пляшем для души!У меня есть одна тётя эта тётя весельчакКогда она танцует, она делает вот так:Ах, губы мои губы, мои губы хорошиАх, губы мои губы улыбнемся для души!23. Вариант описания музыкальной игры "У оленя дом большой"Тук, тук дверь открой там, в лесу охотник злойЗайка, зайка, забегай лапу мне давай. Тук, тук дверь открой там, в лесу охотник злойЗайка, зайка, забегай лапу мне давай.У Оленя дом большой, он глядит в своё окошкоЗайка по лесу бежит, в дверь к нему стучитТук, тук дверь открой там, в лесу охотник злойЗайка, зайка, забегай лапу мне давай. Тук, тук дверь открой там, в лесу охотник злойЗайка, зайка, забегай лапу мне давай.(С каждым куплетом музыка убыстряется)Действия и движения:Тук, тук – имитируем стук в дверь правой рукой.Дверь открой - имитируем стук в дверь левой рукой.Там в лесу – показываем жестом большим пальцем правой руки за спину.Охотник злой – показываем жестом большим пальцем левой руки за спину.Зайка, зайка – имитируем жест ладошкой правой руки - зовем к себе.Забегай – имитируем жест ладошкой левой руки - зовем к себе.Лапу мне давай – показываем открытую правую ладошку на неё ложем левую ладошку и показываем жест «Дружба».У Оленя дом большой - имитируем крышу над головой.Он глядит в свое окошко – имитируем руками контур окошка.Зайка по лесу бежит в дверь к нему стучит – имитируем бег на месте24. Игра «Здравствуйте, ладошки! »Цель: формирование контроля за движениями, развитие способности концентрировать внимание; развитие умения различать части своего тела. Ход игрыЗдравствуйте, ладошки! Дети вытягивают руки вперед и поворачивают ладони вверх-вниз. Хлоп, хлоп, хлоп! 3 хлопка в ладоши. Здравствуйте, ножки! «Пружинка»Топ, топ, топ! Топают ногамиЗдравствуйте, щечки! Гладят ладонями щеки. Плюх, плюх, плюх! Легко похлопывают по щекам (3 раза) Круглые мешочки! Круговые движения кулачками по щекам (3 раза) Плюх, плюх, плюх! Легко ударяют кулачками по щекам (3 раза) Здравствуйте, губки! Покачивают головой вправо-влево. Чмок, чмок, чмок! Чмокают губами (3 раза) Здравствуйте, зубки! Покачивают головой вправо-влево. Щелк, щелк, щелк! Щелкают Зубами (3 раза) Здравствуй, мой носик! Поглаживают нос ладошкойПи, пи, пи! Нажимают указательным пальцем на кончик носа (3 раза) Здравствуйте, гости! Протягивают руки вперед, развернув ладони вверх. Привет! Приветственно машут рукой! 25. Игра «Здравствуйте! »Цель: развитие дружеских отношений в группе, развитие потребности в сотрудничестве; формирование доброжелательных чувств. Ход игры:По дорожке мы шагаем Дети идут по кругу, взявшись за рукиИ друзей своих встречаем. Здравствуй, солнце! Поднимают руки вверх. Здравствуй, речка! Опускают руки и плавно поводят ими перед собой вправо и влево. Здравствуй, белая овечка! Прикладывают кулачки к голове («рога овечки») Здравствуй, козлик! Приставляют указательные пальцы к голове. Здравствуй, кот! Мягкими движениями выставляют руки вперед («кошачьи лапы») .Тот, что моет лапкой рот! По дорожке мы шагаем Ходьба по кругу, взявшись за руки. И друзей своих встречаем. Здравствуй, белка! Прижимают согнутые руки к груди, кистями вниз. Здравствуй, стриж! Взмахивают кистями, как крыльями. Здравствуй, заинька-малыш! Приставляют ладони к голове («заячьи ушки») .Здравствуйте, мои друзья! Поднимают руки вверх и приветственно машут ими. Очень рад всех видеть я! Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед! Средний возраст26. Игра «Снег-снежок»Цель: развитие способности к сотрудничеству в группе, повышение заинтересованности участников быть активными в игре; поощрение творчества в танце. Ход игры:Здравствуй, здравствуй, наш снежок, ( Дети стоят в кругу и передают друг другу снежок)Снежный, белый колобок!  По дорожке покатился, А потом остановился. На дорожку выходи, (Ребенок со снежком выходит в центр круга и пляшет)Со снежком плясать иди! (Остальные дети хлопают)27. Игра «Здравствуй, солнце ясное! »Цель: формирование доброжелательных отношений между детьми, развитие умения координировать движения с речью; создание эмоции радости. Ход игры:Здравствуй, солнце ясное! (Дети поднимают вверх правую руку)Здравствуй, весна красная! (Поднимают левую руку)Небу синему - привет! (Скрещивают руки над головой)Всем хотим мы дать совет: (Протягивают руки вперед, затем ставят на пояс)Чтобы день удачным был, Отводят правую, затемЧтобы каждый вас любил, Левую руку в сторонуНе сердитесь, не ругайтесь, Грозят пальцем. А почаще улыбайтесь! Протягивают ладони вперед. Старший возраст28.Игра «Здравствуй, друг»Цель: развитие выдержки и навыков сотрудничества, формирование контроля за движениями; развитие умения быстро вставать в пары. Ход игры:Дети стоят в кругу. Здравствуй, друг! (Поворачиваются вправо и приветственно машут правой рукой) Здравствуй, друг! (Поворачиваются влево и машут левой рукой)Становись скорее в круг! (Протягивают руки вперед)Свою руку другу дай, (Берутся за руки)Хоровод наш начинай. Поднимаем руки вверх, (Идут по кругу, подняв вверх сцепленные руки)Хорошо нам видно всех, Руки вниз мы опускаем (Останавливаются, опускают сцепленные руки и приседают)И тихонько приседаем.Друг за другом мы идем, (Встают и идут по кругу, продолжая держаться за руки)Не спешим, не отстаем. Делаем все разворот (Поворачиваются кругом и, не расцепляя рук, двигаются по кругу спиной вперед.) И спиной идем вперед А теперь остановились, (Останавливаются и ставят руки на пояс). Ручки наши расцепились. Продолжается игра. Разбежались – раз и два! (Бег на носках врассыпную с остановкой по сигналу (удар бубна или барабана) .Раз, два, три! (3 хлопка в ладоши)Не отставайте, (Грозят пальцем.) Себе пару выбирайте! (4 полуприседания) Быстро встают в пары. ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯСредний возрастУпражнение «Фея Улыбки»Цель: развитие умения передавать эмоции радости через выразительную мимику, развитие выразительности мимических движений; формирование желания поделиться своей радостью с товарищами. Ход упражненияДети стоят в кругу. В центре - Фея с волшебной палочкой. Фея в гости к нам пришла (Дети стоят, поставив руки на пояс и Всем улыбку принесла.( Поворачиваются вправо и влево. Фея движется внутри круга. Рот ладошкою прикрыла (Дети закрывают рот ладонью. И улыбку подарила. (Фея взмахивает палочкой. Дети отводят руку в сторону и улыбаются. Если водящий - мальчик, то упражнение проводится под следующий текст:К нам волшебник приходил, И улыбку приносил. Рот ладошкою прикрыл – И улыбку подарил. Упражнение «Цветы»Цель: побуждение к непосредственному общению без привычных вербальных и предметных способов взаимодействия, развитие мимических мышц; побуждение к самовыражению. Ход упражненияДети встают парами. Один ребенок – «цветок», второй – «садовод». Дети – «садоводы» обходят вокруг своего «цветка», рассматривая его. Дети «цветы» передают мимикой эмоции, о которых рассказывает педагог. Сначала цветы испугались «Пугаются»Очень заволновались Дрожат, смотрят по сторонам. Потом они удивились Поднимают вверх брови. И с нами цветы подружились Протягивают руки «садоводу».Нам они улыбались Берутся за руки и улыбаются друг другу. И весело с нами смеялись Смеются и кружатся, держась за руки. Старший возрастИгра «Здравствуй, радость! »Цель: развитие умения передавать эмоции радости через выразительные движения, формирование позитивного отношения к другим людям; развитие легкости вступления в контакт с товарищем. Ход игрыДети стоят или сидят на стульчиках в кругу и улыбаются друг другу. Двое детей, взявшись за руки, ходят внутри круга под текст стихотворения М. Карева:С другом мы идем вдвоемПо поляночке лесной. Мы вдвоем. Мы поем. Радость мы к себе зовем. Пара останавливается перед ребенком и говорит ему:Здравствуй, радость! К нам вставай, С нами вместе погуляй! Дети берутся за руки и гуляют втроем под слова:Мы идем уже втроем. При повторении игры количество участников внутри круга увеличивается:Мы гуляем вчетвером (впятером, вшестером… Когда внутри кругу окажется 7 человек, они, держась за руки идут и поют:Мы гуляем всемеромПо тропиночке лесной. Мы гуляем. Мы поем. Новых мы друзей найдем. Дети расцепляют руки. Каждый ищет себе пару, встает перед выбранным ребенком и говорит вместе с другими участниками:Здравствуй, радость! К нам вставай, С нами пляску начинай! Дети танцуют в парах. Игра «Улыбка»Цель: обогащение эмоциональной сферы положительными эмоциями., формирование доброжелательных отношений между детьми; развитие умения осознавать себя в группе. Ход игры:Заранее выбирается водящий. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, напевая:Ничего не покупаем, Ничего не продаем, Лишь улыбки собираемИ прохожим раздаем. Водящий поворачивается к ребенку, стоящему справа от него, прижимает ладони к губам, потом хлопает ладонями по его ладоням и, улыбаясь, обращается к нему:Рома (Вова, Тоня) улыбнись! К Свете (Маше, Алеше…) повернись! Названный ребенок поворачивается к следующему и передает свою улыбку. Игра продолжается, пока не обойдет весь круг.ТАКТИЛЬНЫЕ ИГРЫМладший возрастИгра «Это я! »Цель: закрепление знаний о строении своего тела, развитие умения слушать; формирование умения выполнять движения в соответствии с речью педагога. Ход игры:Глазки, глазки, (Дети прикасаются указательным пальцем к уголку одного глаза, потом другого. Носик, (Нажимают пальцем на кончик носаЩечка, щечка, (Прикасаются ладонью сначала к одной щеке, потом к другой. Ротик, ( Проводят пальцем по губамУшко, ушко, (Потягивают пальцами за мочку одного уха, потом другого. Лобик, (Прикасаются ладонью ко лбу. Ручки (Вытягивают руки впередИ животик, (Поглаживают ладонями животНожки, ( Стучат ладонями по коленямГолова –( Проводят ладонями по волосамЭто – я! Прижимают ладони к груди. Средний возрастРусская народная игра «Дрозд»Цель: возникновение общих позитивных чувств, взаимопонимания и взаимодействия с партнером по игре; Стимуляция тактильного общения в парах. Ход игры:Под спокойную музыку дети парами идут по кругу, останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу и говорят:Я – дрозд, и ты – дрозд. Показывают сначала на себя, потом на товарища. У меня нос, и у тебя нос. Прикасаются сначала к своему носу, затем к носу товарища. У меня щечки гладкие, и у тебя щечки гладкие. Круговым движением гладят сначала свои щеки, затем щеки партнера. У меня губки сладкие, и у тебя губки сладкие Указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот партнера. Я – друг, и ты – друг. Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища. Нам хорошо! Обнимаются. ИГРЫ В ПАРАХМладший возрастИгра «Воробьишка»Цель: побуждение к проявлению сочувствия, развитие умения передавать характерные черты персонажей стихотворения посредством мимики и пантомимики; преодоление застенчивости. Ход игры:Дети делятся на пары. Один ребенок в паре – Воробьишка, он «облетает» вокруг другого ребенка и останавливается перед ним. Ребенок его спрашивает:- Не замерзнешь, Воробьишка, Хлопает ладонями по коленямБез сапожек, Без пальтишка? Скрещивает руки на груди- Не замерзну! Я привык! Воробьишка отвечает, взмахивая руками, как крыльями. Чик-чирик! Чик-чик-чирик! Прыгает на двух ногах. Средний возрастИгра «Снежинки»Цель: развитие умения сотрудничать со сверстниками. Развитие умения быстро находить себе пару, формирование дружеских чувств по отношению к товарищу. Ход игры:Снежинки кружатся, Дети бегают на носках по залу врассыпную. Снежинки летят, И встретиться с другом снежинки хотят. Вот встретили друга Быстро встают в пары и кружатся на носках. И с ним закружились, На землю тихонько Медленно приседают не расцепляя рук. Затем опустились Старший возрастРусская народная игра «Сушки-ватрушки»Цель: развитие сотрудничества в группе, развитие умения слушать. Ход игры:Дети встают в круг, разбиваются на пары и сцепляются правыми локтями. При этом они стоят, повернувшись в разные стороны и подняв левую руку над головой («самоварчик») .Сушки, сушки Кружатся парами на подскоке в правую сторону. Вы мои ватрушки. Пряники, пряники Меняют положение рук и кружатся влево. Вы мои племянники. А кулич сломается, Встают в круг и, взявшись за руки делают 4 4 шага к центру. Дружба начинается. 4 шага назад, расширяя круг. Дети разбегаются и по сигналу (удару бубна) быстро встают в пары. КООРДИОЦИОННО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫМладший возрастИгра «Снежный ком»Цель: развитие положительных эмоций в игровой ситуации, развитие умения слушать; закрепление умения двигаться в свободном направлении, не сталкиваясь с товарищами. Ход игры:Покатился снежный ком, Дети вращают кулачками перед грудью. Я бегу за ним бегом Бег по залу врассыпную. Не догнать его никак,Поскользнулся…. Бах! Быстро приседают. Средний возрастИгра «Игралочка»Цель: развитие выразительности речи, развитие чувства ритма; умение соотносить движения с текстом песенки. Ход игры:Играет кот на скрипке: Дети имитируют игру на скрипке. Тили-ли! Тили-ли! Прохлопывают ритм в ладошиНа блюде пляшут рыбки: Делают волнообразные движения рук. Хлюп-хлюп! Люли! 2 хлопка по коленям, 2 хлопка в ладоши 2 раза. Хлюп-хлюп! Люли! Танцуют чашки, блюдца: «фонарики».Дзинь-дзинь! Хо-хо! «фонарики» над головой, «тарелочки» (2 раза) Дзинь-дзинь! Хо-хо! А лошади смеются: Постукивают пятками об пол, руки как будто держат вожжи. И-и-и-го-го! И-и-и-го-го! На «и-и. » поднимают руки вверх, пальцы сжаты в кулаки; на «го-го» пускают. Старший возрастРечевая игра-импровизация «Дорожка»Цель: развитие умения передавать настроение персонажей речевыми и пантомимическими средствами, развитие творческих способностей; побуждение к двигательным импровизациям. Ход игры:Дети делятся на 3 подгруппы – «кошки», «ребята» и «снежинки». Пока дети одной подгруппы имитируют движения, остальные участники рассказывают стихотворение:Очистой, по зимней дорожке Мягкими шагами идут «кошки».Бродили бродячие кошки. Все кошки, все мышкины ножки Следили на чистой дорожке. Мы тоже, мы тоже ходили, Широкими шагами или шагом на всейХодили и тоже следили стопе идут дети. Можно идти и оглядываться, смотреть на свои следы. Башмаками, своими калошами Грязными и нехорошими. И снежинки пришли на дорожку Легко на носочках бегут «снежинки».И прошли они самую крошку, Кружатся и приседают на последнюю Прошли и сплясали немножко - фразу. И чистая снова дорожка! ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫМладший возрастИгра «Поехали за орехами»Цель: развитие сотрудничества в группе, формирование контроля за движениями; закрепление навыка движения по кругу, держась за рукиХод игры:Дети встают, берутся з руки и выполняют движения по тексту русской народной потешки:Ехали мы, ехали Идут по кругу простым шагом. В город за орехами По кочкам, по кочкам Двигаются топающим шагомПо маленьким пенечкам Да в ямку – бух! Приседают на слово «бух», не расцепляя рук. Раздавили сорок мух! Средний возрастИгра «Солнышко»Цель: побуждение к доброжелательным тактильным контактам, развитие умения вступать в тактильные контакты с несколькими партнерами по игре, творческих способностей в произвольном парном танце. Ход игры:Дети стоят в кругу, в центре которого стоит водящий – Солнышко. Солнышко сияет, Дети протягивают вперед ладони, развернув их от себя. Водящий ударяет по ладоням любого ребенка. Тра-ля-ля, ля-ля! Дети показывают «фонарики», солнышко перебегает к любому ребенку. Землю освещает, Движения повторяются. В конце на проигрыш Солнышко выводит в центр кругаТра-ля-ля, ля-ля! Ребенка-«голубка»Голубок воркует И пляшет с ним, остальные хлопаютТра-ля-ля, ля-ля! С cолнышком танцует, Тра-ля-ля, ля-ля! Игра повторяется несколько раз. В завершение дети хором говорят:Солнышко, посвети, Показывают «фонарики»Всех ребяток догони! Топают ногами. Водящий - Солнышко догоняет детей. Творческих успехов!