«Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей».
Автор: Колесниченко Светлана Викторовна

Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей.Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия? Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, решаются следующие цели и задачи:Цель:Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку. Задачи:• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.• Развитие диалогической и монологической речи.• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.Методы работы по развитию речи сказкотерапией это:Дидактические игры; Театрализация сказок; Мнемотехника; Показ инсценировка; Психогимнастика.Театрализация сказок:В театрализации сказок основная задача - обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:• чтение или выразительное рассказывание сказки;• беседа по содержанию;• показ воспитателем настольного театра;• инсценировка сказки детьми.МнемотехникаМнемотехника – это искусство запоминания. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию. Целью работы с мнемотаблицами является обучение детей рассказыванию с опорой на наглядность. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.Показ инсценировкаИнсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. Психогимнастика: Использование данного метода позволяет решать две основные задачи: побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний; произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.Метод «А что потом»;Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;Метод «Моделирование»;Метод «Сказка про самого себя»; Метод «Сказки по-новому»;Метод «Сказка – калька».РелаксацияУпражнения на релаксацию помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергиейПример: Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее. А также превращения в траву, деревья, камни и др.Физическое развитие Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся»,«Иван –Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка»Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки».Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока»Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».Сказкатерапия может помочь при решении многих проблем. “Как правильно читать ребенку сказку? ”, в первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет!