" Школа Мяча "
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Школа Мяча "
Автор: Кустов Михаил Александрович
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №146» г. РязаниДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мяча» (футбол)физкультурно- спортивной направленностиВозраст детей: 4-5 лет Срок обучения: 1 года Количество часов в год: 72 Педагог: Кустов Михаил Александрович г. Рязань, 2019Пояснительная запискаПрограмма по футболу предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста. Программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте от 4 до 5 лет (средняя группа детского сада). Обучение реализуется в режиме дополнительных занятий. Футбол – одна из самых популярных и массовых коллективных игр. Учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.Игра в футбол содействует гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Достоинства занятий по футболу известны как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.Задача обучения игре в футбол детей среднего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребёнка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий.Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении – это её эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений, подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда забывают о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорее. Так формируется осознанный интерес и мотивация к занятиям не только футболом, но и физкультурой в целом.В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения.Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым ребёнком, а также при учёте реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение технике проводится постепенно, путём усложнения условий и выполнения движений.Актуальность. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа построена с учетом возрастных особенностей мальчиков и девочек, занимающихся в средней группе. Возраст учащихся – 4-5 года. Весь учебный материал программы распределѐн в соответствии с возрастным принципом комплектования учебной группы по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение практических умений и навыков. Данная программа способствует физической закалке организма, воспитанию морально-волевых качеств, направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность дошкольников.Футбол – игра с мячом. Есть в этом предмете какая-то притягательная сила, он все время находится в движении, приковывая к себе внимание игроков и зрителей. Это игра со своими законами и правилами. Кроме того, в футболе действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, свойственные всем видам спорта. Футбол – командная игра, но на начальном этапе подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение технике игровых действий и развитие координационных способностей юных футболистов. Футбол в наши дни имеет огромную популярность, но возможностей для специальных занятий этим видом спорта по-прежнему немного. Необходимость данной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при изучении отдельного вида спорта – футбол. Работа по программе является одним из новых и эффективных средств повышения двигательной активности детей. В системе физического воспитания дошкольников действия с мячом занимают важное место. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. У ребенка 4-5 лет наблюдаются сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Ребенок любит бегать, он может выполнять несколько движений одновременно.Эффективными и отвечающими возрастным особенностям средних дошкольников средствами физического воспитания являются подвижные игры и упражнения, включающие элементы спортивных игр. Различными авторами отмечено, что развитие интеллектуальных способностей дошкольников особенно эффективно с применением подвижных игр с мячом. Игры с мячом – не только интересное развлечение, но и в значительной мере способствуют развитию координации движений. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что позволяет мальчикам и девочкам одного возраста заниматься в смешанных группах. Так как уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем девочек. Два этих фактора, накладываясь, один на другой, обусловливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма, воспитывает волю к победе, развивает морально-волевые качества.Цель программы – обучение детей освоению двигательных элементов игры в футбол, воспитание чувства трудолюбия, взаимопомощи у дошкольников. Приучение детей к здоровому образу жизни, занятиям спортом и физической культурой.Задачи программы:обучить детей основам техники футбола (технике остановок и передач мяча, ведений и обводке, ударов по воротам, обманным движениям);знакомить детей с общими тактическими действиями при игре в футбол;воспитывать у детей способность применять технические элементы в игре;работать над укреплением здоровья, развитием общей физической подготовленности, и особенно таких важных для футбола физических качеств, как координация, быстрота реагирования и быстрота передвижения;обучить детей пониманию того, что футбол – это командная игра, и поэтому они должны научиться подчинять свои индивидуальные интересы и действия на поле интересам и действиям группы игроков и команды в целом.Условия реализацииПрограмма предназначена для реализации с детьми в возрасте 4-5 лет. Занятия проводятся в спортивном зале, на спортивной площадке (при соответствующих погодных условиях) с необходимым инвентарем. Продолжительность занятий в соответствии с СанПиН от 15 мая 2013 года №2.4.1.3049-13Формы проведения занятий:Практические занятия;Подвижные игрыМини-соревнованияФормы организации детей – групповая, индивидуальная работа, совместно-игроваяВзаимодействие с родителямиПедагог проводит с родителями беседы, консультации, мастер-классы, в процессе которых объясняет цели и задачи занятий, показывает некоторые приемы работы с детьми.Формы подведения итогов реализации программыдополнительного образованияПодведение итогов проводится в конце учебного года. После проведения мини-турнира по футболу, определение и награждение в различных индивидуальных и командных номинациях.В программу заложены следующие принципы:принцип индивидуализации, предполагающий учет личных возможностей и способностей ребенка;принцип доступности;принцип последовательности.Ожидаемые результаты:Дети владеют техническими приемами игры в футбол;Умеют играть в группе ровесников;Проявляют интерес к ведению здорового образа жизни, к занятиям спортом и физической культурой.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Школа мяча» для детей 4-5 летСодержание дополнительной образовательной программы«Школа мяча» СентябрьТоварищеская встреча. Выявить у детей сильные и слабые качества во время игры. Знакомство с правилами игры.Подвижные игры. Игры без мяча, подготовительное занятие к изучению элементов футбола.Подвижные игры с мячом. Знакомство со «школой мяча» через различные специальные подвижные игры.Подвижные игры с мячом. Знакомство со «школой мяча» через различные специальные подвижные игры.ОктябрьПодвижные игры с элементами футбола. Подвижные игры с мячом, направленные на взаимодействие с партнерами по команде в парах, тройках, группах.Подвижные игры с элементами футбола. Подвижные игры с мячом, направленные на взаимодействие с партнерами по команде в парах, тройках, группах.Знакомство с футбольным законом. Объяснить детям основные правила игры футбол через игровые упражнения с мячом.«Лесенка». Базовые технические элементы передвижения без мяча на снаряде «лесенка».НоябрьПередача внутренней стороной стопы. Изучение технического элемента передача внутренней стороной стопы.Передача у скамьи. Отработка технического элемента передача внутренней стороной стопы - индивидуальная работа с мячом (упражнения у скамьи). «Переступы». Подготовительные упражнение на снаряде «лесенка» для освоения остановки мяча подошвой.Остановка мяча подошвой. Изучение технического элемента остановка мяча подошвой. Упражнения в парах .Декабрь«Передача – остановка». Взаимодействие в парах, тройках, отработка технических элементов - передачи мяча внутренней стороной стопы партнеру, остановка мяча подошвой. Ведение мяча «подъемом». Изучение технического элемента – ведение мяча подъемом.Ведение мяча со сменой направления. Упражнения, направленные на координацию движений, контроля мяча.«Лесенка и мяч». Совмещение упражнений на снаряде «лесенка» и технических элементов с мячом для развития «футбольного мышления».ЯнварьНовогодний матч. Игровое занятие, проведение товарищеских матчей, наблюдение за результатами работы и усвоением материала первого полугодия.«Кочки». Подводящие упражнения на снаряде «лесенка» для повторения пройденного материала и изучения новых технических элементов.«Комплекс ведение-остановка-передача». Повторение изученных технических элементов, совмещение элементов, имитация игровой ситуации. Взаимодействия в парах, тройках. Февраль«Комплекс ведение-остановка-передача». Повторение изученных технических элементов, совмещение элементов, имитирую игровую ситуацию. Взаимодействия в парах, тройках.«Змейка». Подводящие упражнения на снаряде «лесенка» для координации движений, имитирующих передвижение с мячом.Ведение мяча «змейкой». Ведение мяча внешней, внутренней сторонами стопы, подъемом между препятствиями.Ведение «змейкой» и передача. Сочетания изученных технических элементов - ведение внешней, внутренней сторонами стопы, подъемом и передачи внутренней стороной стопы.МартУдар по воротам «Подъемом». Изучение нового технического действия – удар по мячу подъемом.Ведение – удар. Сочетание технических действий – ведение мяча подъемом и удар по воротам.Ведение – удар. Сочетание технических действий – ведение мяча «змейкой» и удар по воротам.«Прокаты». Подводящие упражнения на снаряде «лесенка» для координации движений, имитирующих прокат вперед и перекаты в стороны мяча подошвой.АпрельПрокат-удар. Работа в парах. Сочетание технических действий – передача, остановка мяча подошвой, прокат/перекат, удар по воротам.Прокат-удар. Работа в парах. Имитация игровой ситуации. Сочетание технических действий – передача, остановка мяча подошвой, прокат/перекат, удар по воротам.«Кочки». Подготовительные упражнение на снаряде «лесенка» для освоения ведения мяча подошвойВедение мяча подошвой. Изучение технического элемента ведение мяча подошвой.МайВедение мяча подошвой. Отработка технического элемента ведение мяча подошвой.Ведение подошвой со сменой направления. Сочетание технических элементов ведение мяча подошвой, остановка подошвой с последующим ведением со сменой направления.Ведение подошвой «змейка». Сочетание технических элементов ведение мяча подошвой, перекаты вправо, влево с последующим ведением мяча.Мини-соревнования. Проведение мини-турнира по футболу. Подведение итогов учебного года. Награждение участников специальными призами.Примечание: В заключительной части каждого занятия проводится двухсторонняя игра – футбол, с задачей – отрабатывать новые изученные элементы.Оборудование и материалы: конусы, тренировочные фишки, мячи, ворота, манишки, планки, обручи.Список используемой литературыАндреев С.Н., Алиев Э.Г, «Мини-футбол в школе» М. 2008 год.Андреев С.Н. «111 с.с. или Мини-футбол» М.1978 годЛаптеева А.П. Сучилина А.А. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. М.1983Муравьев В.А. «Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста» - М. 2004Мутко В.Л., Андреев С.Н., «Мини-футбол игра для всех» М. 2008 год.Портных Ю.И. «Спортивные и подвижные игры» Тюленьков С.Ю., М.1987.Сучилин А.А., Футбол во дворе. Физкультура и спорт ., М. 1978 год.Федоров А.А. «Футбол в зале: система подготовки» - М, 2000