"Изучение истоков и современная интерпретация народного искусства с детьми младшего школьного возраста в условиях художественной школы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Изучение истоков и современная интерпретация народного искусства с детьми младшего школьного возраста в условиях художественной школы"
Автор: Постнова Татьяна Геннадьевна
Изучение истоков и современная интерпретация народного искусства с детьми младшего школьного возраста в условиях художественной школыПостнова Татьяна Геннадьевна преподаватель высшей квалификационной категорииМБО ДО «Лениногорская детская художественная школа им М.Х. Хаертдинова»г. ЛениногорскГоворя о провинции, нельзя не испытывать чувство боли и горечи за ее нынешнее состояние. Не только города, но и деревни теряют свою самобытность. Долгое время у нас было пренебрежительное отношение к культуре.Старательно уничтожались национальные черты, забывались традиции. Сегодня кажется почти неправдоподобным существование специальных для каждого праздника или времени года нарядов, уборов, лент, как и песен, обрядов. Они остались лишь в этнографических коллекциях, фрагментами разошлись по музеям.Ныне становится очевидной вся невосполнимость потерь. Ближайшая задача – спасти, не дать уйти тому, что еще уцелело. Мы возвращаемся к традициям декоративно-прикладного искусства с широко открытыми глазами, как к чистому роднику, дающему жизненные силы.Несколько лет коллектив Лениногорской детской художественной школы им М.Х. Хаертдинова в Республике Татарстан занимается декоративным творчеством с детьми младшего школьного возраста. В основу занятий был положен метод тематических заданий, когда ребята знакомились с народным искусством в Краеведческом музее, на выставках, в гостях у народных мастеров, а затем сами выполняли задания в материале: глине, тканях.Разрабатывая программу занятий дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы, цель которой приобщить детей к миру прекрасного, мы хотели привлечь внимание к тем ценностям и явлениям искусства, которые сохранились и развиваются далеко от больших городов, общеизвестных культурных центров.Когда у учащегося, побывавшего на выставке татарского национального костюма, спросили, что ему больше всего понравилось, он ответил: «Всё понравилось! Они все словно из сказки!». Ответ ребенка удивительно точно раскрывает отношение детей к произведениям народного искусства, особенности его восприятия. Знакомясь с народным творчеством, мы попадаем в мир сказочных образов, пластических форм, ярких красок, близкий и созвучный нашим чувствам и представлениям. В работах мастеров и в детских поделках много общего. И там, и здесь окружающий мир воспринимается по-особому радостно и также радостно воплощается в творчестве. Действительно, глиняная «Фатима», изумрудное платье которой расписано зелеными колокольчиками, фигурки животных, созданные умельцами из Актюбы, и детские поделки из глины или соленого теста, ярко расписаны красками, похожи. Сходство их в кажущейся простоте пластического решения, в выборе близких по цвету узоров, графике орнамента, манере росписи, когда узор рождается, как бы сам собой.Орнамент татарской вышивки, графические узоры чувашского национального костюма, многоцветье мордовской вышивки, нарядная резная и расписная русская игрушка вызывают даже у самых юных художников, возраст которых 6 - 7 лет, непреодолимое желание поскорее взяться за краски, вылепить из податливой глины причудливых животных и птиц, проявить выдумку и фантазию в создании поделок из природного материала. При этом дети не копируют увиденные образцы, творят сами.В народном декоративном искусстве немало технических приемов в работе с различными материалами, простых и одновременно художественно выразительных: нанесение штрихов, ямок, линий на глиняных изделиях, кистевых мазков в росписи, равномерно чередующихся переплетений ниток в изготовлении вышивки. Обучение многим из них вполне доступно для детей. Доступно и интересно, увлекательно в самом процессе овладения этими техническими приемами художественного ремесла.Не все ведь живут в тех местах, где наглядно осуществляется приобщение к истокам мастерства. Но при желании, если очень захотеть, уроки народного творчества для детей дошкольного возраста могут стать реальностью.Сходите в Краеведческий музей с учениками, и вы увидите замечательные образцы народного творчества. С произведениями современных мастеров вас познакомят творческие выставки художников. Татарская, чувашская, мордовская и русская вышивка, актюбинская глиняная игрушка, резные и расписные доски – не редкость в убранстве современной квартиры, оформлении школы. И если до этого наши ученики не обращали особого внимания на эти произведения, то теперь рассматривают их очень внимательно. Татарский тамбур с росписью изумруда на белом полотне, поставок с узором хохломской травки, рукодельную куклу можно снять с полки и подержать в руках, почувствовать легкость ткани, приятную фактуру шва вышивки. Поставить на ладошку и рассмотреть вблизи игрушку из Актюбы или калфак с чудными узорами, и почувствовать, как совершенна пластика форм глиняных игрушек, точно найден орнамент вышивки, выразительны яркие краски.Для детей 6-7 лет, кто хотел бы проявить свою фантазию в создании работ из глины, соленого теста, тканей, природного материала, следуя традициям народного искусства, художественная школа предлагает ряд творческих заданий в программах учебных предметов декоративно-прикладного цикла.Давней хорошей традицией в Лениногорской детской художественной школе стало изучение национальной культуры. Преподаватели доносят до ребят истины, хорошо известные нашим предкам. Кроме того, в процессе занятий дошкольники не только знакомятся с народной культурой, познают традиции и обряды своего народа, историю создания изготовляемых ими объектов, но и развивают фантазию, творчество, воспитывают настойчивость, выдержку, умение доводить начатое дело до конца. Список литературы:Завьялова М.К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. – Казань: Издательство «Заман», 1996 – 257 с. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 80 с.Парамонова Л.А. Теория и методика конструирования в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192 с.