Использование технологии проблемного обучения на уроках "Права"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование технологии проблемного обучения на уроках "Права"
Автор: Коптилина Зинаида Александровна

Использование технологии проблемного обучения на уроках «Права».З.А.Коптилина ГБПОУ «КМК»12 декабря 2018 года исполнилось 25 лет Конституции РФ. В статье 1 основного закона говорится, что Россия – это правовое государство, т.е. государство в котором все обязаны соблюдать Конституцию и другие законы. А основу правового государства составляют граждане, обладающие высокой правовой культурой и правовым сознанием. Сформировать уважительное отношение к праву и достаточный уровень правовой информированности у студентов призваны, прежде всего, такие дисциплины как «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Важность данных дисциплин никто не оспаривает, остается только обеспечить студентов качественными знаниями и умениями в области права. Но как это сделать?Буквально 10 лет назад перед правоведами стояла одна проблема – это предоставление студентам достоверной информации, содержащейся в действующей редакции того или иного нормативно-правового акта. Общеизвестно, что нормы права динамичны, могут изменяться и отменяться. Поэтому важно было отслеживать нововведения в действующее законодательство. Учебная литература, рассчитанная на 5 лет, устаревала намного быстрее. Сегодня благодаря информационным технологиям эта проблема полностью решена. Интернет и особенно справочно-правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс» оказывают в этом огромную помощь. Для того, чтобы широко использовать в учебном процессе справочно-правовую систему я неоднократно проходила обучение на курсах по овладению методикой пользования программой Консультант Плюс. Использование данной программы решало также задачу нехватки учебной литературы. Но сейчас поиск необходимой информации не составляет особого труда у современной молодежи, выросшей с сотовым телефоном в руках. Наличие сотового телефона и выхода в интернет (почти у 100% обучающихся) обеспечивает решение любой поисковой задачи. И если с этими гаджетами дети никак не хотят расставаться, то может быть есть смысл их использовать для решения задач, стоящих на уроке? Но сегодня перед педагогами стоит другая проблема. Я работаю в системе образования более 20 лет, и вижу, что современные дети значительно отличаются от студентов, обучающихся 8-10 лет назад. Современные подростки практически не читают, не могут запомнить большой объем информации, у них  отсутствует способность к  длительной концентрации внимания. Многие студенты не могут в тексте выделить главное, дать развернутый ответ на поставленный вопрос, у них низкая способность к аналитическому мышлению. Психологи это объясняют тем, что у современных детей сформировано клиповое мышление. Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов Клиповое мышление — это своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек. Хотим мы этого или нет, но это факт, с которым нам необходимо считаться. Специалистами предлагаются различные методики обучения таких подростков, в частности, воспользовавшись особенностями клипового мышления, отдавать предпочтение образной информации. Но при изучении правовых дисциплин не используются макеты, модели, карты, графики, чертежи, тренажеры. Единственный выход из положения – это презентация, продукт нового подхода к подаче материала на уроке. Короткие фразы, схемы, содержание ярких иллюстраций, проблемные вопросы, зафиксированные на слайдах, помогают на какое-то время удержать внимание студентов. Сейчас также в сети Интернет размещено большое количество видеороликов о правах ребенка, об истории развития права, о Конституции РФ и др. Однако, без методичной работы с текстом нормативно-правового акта невозможно усвоение правовых дисциплин. И я нашла для себя технологию, которая позволяет максимально заинтересовать студента, и заставляет его работать плодотворно с текстом документа на протяжении всего урока. Это технология проблемного обучения. Даная методика значительно повышает эффективность обучения.Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемная ситуация означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Поскольку право является не только областью науки, но и практической деятельности, проблемных ситуаций правовой направленности можно найти огромное количество. Проблему можно озвучить устно, разыграть в виде сценки, использовать видеосюжет, но главное, проблема должна быть максимально приближена к реальной жизни.При использовании проблемных ситуаций значительно повышается активность студентов при изучении нового материала, процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. При решении задач, анализе жизненных ситуаций каждый студент аргументировано отстаивает свою точку зрения со ссылкой на соответствующий нормативный акт. Их выступления начинаются со слов: «Я считаю, что…», «В соответствии со статьей…», «Я могу подтвердить это тем, что…». В ходе разрешения правовых ситуаций, обучающиеся внимательно изучают статьи нормативных актов, анализируют, сопоставляют, делают выводы. Такая работа способствует развитию логического мышления, умения излагать и отстаивать свое мнение. Таким образом, технология проблемного обучения позволяет активизировать познавательную деятельность студентов и сформировать у них при изучении дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» умения, закрепленные в ФГОС СПО:- использовать необходимые нормативные правовые документы; - защищать свои права в соответствии с законодательством;- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности с правовой точки зрения.