Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Молитва"
Автор: Белоногова Марина Дмитриевна


Тема: Молитва
Цель: Создание предпосылок для духовного становления ребёнка, развития стремления к совершенствованию в себе культуры чувств и эмоций.
Задачи: Приобщать детей к системе духовно-нравственных ориентиров;
знакомство с православной традицией молитвы; развивать чувство
прекрасного.
Оборудование: Библия, православный молитвослов, видеофильм Вера святых, аудиокассеты с церковными песнопениями, выставка книг о православии
Учитель: Дорогие ребята, я рада вас видеть, слышать, рада новому общению с вами.
На протяжении многих занятий мы говорили с вами о добре и зле, о правде и лжи, о смысле жизни и месте человека на Земле. На предыдущих занятиях мы пополняли нашу Чашу жизни очень важным и необходимым каждому человеку: добром, жизнью, правдой, друзьями, песней, добрыми поступками. Мы учились понимать, что есть правда и ложь, добро и зло, в чем смысл человеческой жизни. Прежде, чем назвать тему нашего занятия, я хочу попросить вас посмотреть небольшой отрывок фильма.
Показ отрывка видеофильма.
Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на нашем уроке сегодня?
(Ответы детей).
Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить о молитве.
(Вывешивается на доску тема занятия)
Молитва – есть дыхание души… св.прав. Иоанн Кронштадтский
Учитель: А что такое молитва? (Ответы детей).
Учитель: В словаре русского языка В.И.Даля можно прочитать такое определение: Молитва - установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к святым с просьбой о чём-нибудь.
В народе принято другое определение: Молитва – это разговор с Богом.
Я хочу познакомить вас с молитвами. Самая значимая из всех православных молитв- молитва Господня, потому что ей научил людей. Сам Господь. Оттого она и называется молитвой Господней.
Я прочитаю, а вы вслушайтесь в нее.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем эта молитва?
Учитель: Мы просим Бога дать нам хлеб насущный, т. е. только то, что нам необходимо для нашей жизни - духовной и материальной.
Далее мы молим о прощении грехов (долгов) наших. Однако и мы должны прежде так же простить всех обидевших нас, не держать ни на кого зла.
Следующая наша мольба к Господу - избавить нас от разных искушений, укрепить наш дух в противостоянии злу.
Учитель: Скажите, а чему учит нас эта молитва?
(Ответы детей).
Учитель: Русские поэты, как и все люди, обращались к Богу. Но поэты - люди особенные, они говорили с Богом в стихах. Но прежде, чем вы услышите одно из стихотворений, прочтите слова на доске (Молитва - есть дыхание души…) и вдумайтесь, что общего между этими словами и стихотворением М.Ю.Лермонтова Молитва.
Ученик: В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Учитель: Что объединяет эти строки? (Ответы детей. Молитва помогает человеку и в горе, и в радости).
Учитель: Послушайте, стихотворение - молитву Дмитрия Мережковского Бог
Ученик: О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир,
Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...
Пускай мученья мне грозят,
-Благодарю за этот миг,
За всё, что сердцем я постиг,
О чём мне звёзды говорят...
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, - в ночной тиши,
И в отдалённейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал - не знал;
Ещё не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал,-
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне:
Ты - мир. Ты - всё.
Ты - небо и вода,
Ты - голос бури,
Ты - эфир,
Ты - мысль поэта,
Ты - звезда...
Пока живу - Тебе молюсь.
Учитель: Вы прослушали два стихотворения, какое из них произвело на вас большее впечатление? Почему? (Ответы детей.)
Учитель: Сегодня, я хотела бы познакомить вас с притчей, которая называется Сказ о молитве. Послушайте. (Учитель читает притчу на фоне церковного песнопения.)
Высокий Дух сказал своему Собрату: Великий Брат, сегодня день Твоего праздника. Многие тысячи людей заполнят храмы, чтобы почтить Тебя и порадоваться сердцем о Тебе. Тысячи свечей зажгут они перед Твоими изображениями, как символ их горящих сердец; и огни духа, зажжённые во имя Твоё, разгонят окружающий мрак. Какой радостный день для Тебя сегодня!
Брат мой, — отвечал Великий Дух, — не радует Меня этот день. Ибо, воистину, не Меня вспоминают в этот праздник люди, но думают лишь о себе. Они тщательно собирают и приносят в храмы груды своих бед, горестей и забот и нагромождают горы их перед Моими изображениями. Они просят Меня о помощи и молят о заступничестве, но никто из них не пытается отрешиться от себя и подумать обо Мне. Потому не зажигается радость в храмах и нет её в сердцах людей. Если хочешь убедиться в этом сам, пойдём со Мной, и Ты всё увидишь.
Они спустились ближе к Земле. Перед их взором стал вырисовываться большой храм, до отказа заполненного людьми. Одни стояли на коленях, другие плакали или вздыхали и клали земные поклоны. Атмосфера храма была заполнена клубами тяжких дум, исходящих от молящихся. Тусклые, давящие облака печалей и тревог окутывали присутствующих.
Почему они не радуются? — спросил первый Брат.
Потому что они думают о себе, — отвечал Великий Дух. — Если бы только они дерзнули отбросить все свои земные беды и вспыхнуть радостью обо Мне, атмосфера очистилась бы и луч Духа Моего дошёл бы до их сердец. Но они просят о благодеяниях и отвергают истинную Благодать общения. Не Я им нужен, а благополучие земное. И потому нет радости в них.
В это время первый Брат заметил, что в одном из углов храма, неподалёку от изображения Почитаемого Великого Духа, воздух как будто разредился. На некотором пространстве не было серого тумана и сиял ровный, яркий свет. Он исходил от человека, спокойно стоявшего посреди толпы с выражением торжественной радости на лице. Взгляд его был сосредоточен на чём-то, не видимом для других. Казалось, он созерцал нечто прекрасное, что переполняло его сердце восторгом. Он не клал поклонов, не крестился, не опускался на колени, и только губы его по временам еле слышно шептали что-то.
О чём он молится? — спросил первый Дух.
Он ни о чём не молится, — ответил второй, — он беседует со Мной. Послушай.
Первый Брат направил своё внимание на заинтересовавшего его человека и услышал, как тот почти беззвучно говорил: Какое счастье, что Ты есть! Ты — Солнце Духа! Ты — Свет миру! Ты — Источник Благодати! Благодарю Тебя за всё. За Твою великую помощь людям. Радуйся, Сподвижник Ангелов и Помощник людей! Да уподобимся мы в нашей малой мере Тебе! Потом он замолкал, и только сердце его вспыхивало ярким огнем, и множество искр разлеталось от этого пылающего сердца во всех направлениях. Они пронизывали душную атмосферу, оставляя в ней светящиеся полосы. Некоторые из этих искр достигали до сердец других молящихся, и тогда в озабоченных глазах людей начинала теплиться робкими огоньками непривычная радость. Они облегчённо вздыхали и с новой надеждой обращались к своему Святому.
Великий Сподвижник с любовью глядел на беседовавшего с Ним человека, и из очей Его струились ослепительные лучи, окутывавшие того, на кого Он смотрел, белоснежным одеянием. И видно было, как всё существо устремлённого к Нему расцветало и наполнялось силами от благого воздействия этого светового потока.
Как это прекрасно! — тихо сказал первый Дух. — О, если бы все так устремляли свои сердца к Миру Света!
Если бы они все вместе сделали это хотя бы только на одно мгновение, — ответил второй, — то тёмная, удушливая атмосфера вокруг них сразу рассеялась бы и лучи света Нашего проникли бы к ним и принесли им радость и оздоровление. О, если бы они все захотели сделать это!
Обсуждение притчи
Почему атмосфера в храме была тягостной, нерадостной? (Просили о земном благе)
2. Почему вокруг одного человека сиял ровный яркий свет? (Общенье с Богом. Благодарил Господа)
3.Что же нужно делать людям, чтобы получить истинную благодать, чтобы зажглась радость в их глазах, в их сердцах? (Верить. Быть благодарным Господу за то, что мы живем. Жизнь – это подарок. Нет ничего дороже на Земле, чем человеческая жизнь).
4. О чем бы вы помолились сегодня? Пойдут ли лучи от вашей молитвы?
Учитель: Ребята, чем, по вашему мнению, мы пополним сегодня свою нравственную копилку, чем дополним нашу Чашу жизни?
(Ответы учащихся: вера, любовь, молитва, благо и т.д)
Учитель: И как всегда, по традиции, в конце нашего занятия давайте пожелаем друг другу всего самого доброго и светлого. (Дети передают друг другу Зеленую веточку с пожеланием добра.)
Учитель: Спасибо, вам за урок, за то, что поделились своими мыслями и частичкою своего душевного тепла.
Я хочу подарить вам молитву к учению.
Заканчивая наше занятие, давайте послушаем песню, которая называется Молитва.
Исполняется песня.
Дай Бог Е.Евтушенко
Дай Бог слепцам глаза вернуть.
И спины выпрямить горбатым.
Дай Бог быть Богом хоть чуть-чуть,
Но быть нельзя чуть-чуть распятым.
Дай Бог не вляпаться во власть
И не геройствовать подложно.
И быть богатым, но не красть
Конечно, если так возможно.
Дай Бог быть тертым калачом.
Не сожранным ничьею шайкой.
Ни жертвой быть, ни палачом,
Ни барином, ни попрошайкой.
Дай Бог поменьше рваных ран
Когда идет большая драка.
Дай Бог побольше разных стран,
Не потеряв своей однако.
Дай Бог, чтобы твоя страна
Тебя не пнула сапожищем.
Дай бог, чтобы твоя жена
Тебя любила даже нищим.
Дай Бог лжецам сомкнуть уста
Глас божий слыша в детском крике,
Дай Бог живым найти Христа,
Пусть не в мужском, так в женском лике.
Не крест – бескрестье мы несем,
А как взвиваемся убого,
Чтоб не разувериться во всем,
Дай Бог, ну хоть немного Бога.
Дай Бог, всего, всего, всего
И сразу всем чтоб не обидно.
Дай Бог, всего, но лишь того,
За что потом, не будет стыдно.
Дай Бог, дай Бог, дай Бог, дай Бог.
Молитва после учения.
Благодарим Тебя, Создатель, за то, что ты удостоил нас милости Твоей, чтобы внимать учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, которые ведут нас к познанию добра, и дай нам силу и здоровье продолжать это учение.
Молитва перед учением.
Премилосердный Господи! Пошли нам благодать Духа Твоего Святого, дающего нам смысл жизни и укрепляющего наши душевные силы, чтобы мы, слушая преподаваемое нам учение, возросли Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.