Спортивное ориентирование и окружающая среда


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Спортивное ориентирование и окружающая среда
Автор: Абрамчук Михаил Анатольевич

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Красногвардейского района Санкт – Петербурга
Детско-юношеский центр Красногвардеец
195027 Санкт - Петербург, пр. Большеохтинский д. 11 корп. 2, тел./факс (812) 224-36-01
ИНН 7806425788, КПП 780601001, ОГРН 1107847025340
Методическая разработка
Спортивное ориентирование и окружающая среда
Автор:
Абрамчук Михаил Анатольевич
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДЮЦ Красногвардеец
2019г
В работе рассмотрены следующие вопросы:
ГлаваI.Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта
Глава II. Охрана окружающей среды
2.1 Закономерности взаимосвязей человека и окружающей среды
2.2 Охрана окружающей среды
2.3 Законодательство в области охраны окружающей среды
Глава III. Сферы взаимодействия спортивного ориентирования и окружающей среды
3.1 Спорт и окружающая среда
3.2 Влияние спортивного ориентирования на окружающую среду.
3.3 Влияние окружающей среды на спортивную деятельность.
3.4 Общие угрозы спортивному ориентированию от окружающей среды.
3.5 Нормативно-правовое регулирование охраны окружающей среды при организации деятельности по спортивному ориентированию
ГлаваI.Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта
Актуальность темы исследования. Тема исследования относится как к физическому развитию личности и ее взаимодействию с окружающим миром, так и культурному, духовно-нравственному и экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Спортсмен-ориентировщик взаимодействует с окружающей средой, как в процессе соревновательной деятельности, так и в ходе тренировочного процесса. Кроме того каждый человек постоянно взаимодействует с окружающим миром в своей повседневной жизни. И от того как сформированы навыки человека зависит форма его взаимодействия и ответная реакция окружающей среды.
Объект исследования – взаимодействие спортивного ориентирования и окружающей среды
Предмет исследования –способы и сферы взаимодействия спортивного ориентирования и окружающей среды.
Цель исследования– выявление способов улучшения качества окружающей среды и спортивного ориентирования при их взаимодействии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сферы взаимодействия спортивного ориентирования и окружающей среды.
2. Выработать рекомендации, направленные на улучшение качества окружающей среды и спортивного ориентирования при их взаимодействии.
Гипотеза исследования:предполагалось, что тесное взаимодействие спортивного ориентирования в лице спортсмена-ориентировщика с окружающей средой, обусловленное спецификой вида спорта, способствует благоприятному воздействию на организм человека и не вредит окружающей среде.
Новизна исследованиязаключается в том, что в процессе изучения темы взаимодействия спортивного ориентирования и окружающей среды были исследованы все сферы жизнедеятельности и их влияние как на организм человека, так и на окружающую среду.
Практическая значимостьданной работы заключается в том, что предлагаемые решения позволят повысить качество как спортивного ориентирования, так и окружающей среды, и их влияние на организм человека.
В проблематике Спортивное ориентирование и окружающая среда можно рассматривать несколько аспектов, среди которых, на мой взгляд, центральное место занимает проблема здоровья, немаловажен также и вопрос охраны окружающей среды и экологического воспитания.
Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта
Особое значение в рамках проводимого исследования заключается в том, что большая часть как подготовительной, так и соревновательной деятельности спортсмена-ориентирощика проходит при тесном взаимодействии с природой и окружающей средой.
Глава II. Охрана окружающей среды
2.1. Закономерности взаимосвязей человека и окружающей среды
Взаимосвязь здоровья и качества окружающей среды, здоровья и спортивного ориентирования (физической культуры), спортивного ориентирования и охраны окружающей среды настолько очевидна, что нельзя обойти ее стороной.
Еще американский ученый Барри Коммонер в 70-х годах XX века был озадачен взаимосвязями в окружающем нас мире. Наследие Коммонера включает четыре закона экологии, сформулированных в виде афоризмов, которые как нельзя лучше и понятней описывают, изучаемую проблематику:
- 1 ЗАКОН: Всё связано со всем - Биосфера Земли является равновесной экосистемой, в которой все отдельные звенья взаимозависимые и дополняют друг друга. Нарушение какого-либо звена влечет изменения в других звеньях. Таким образом, любое изменение, деланное человеком в природе, вызывает ряд последствий, как показывает практика - неблагоприятных.
- 2 ЗАКОН: Всё должно куда-то деваться - Ландшафты Земли, географическая кора в целом - в известном содержании замкнутые системы. Любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде "экологического бумеранга". Любое наше вмешательство в природу возвращается к нам повышенными проблемами. Бытовые и производственные отходы, попадая в окружающее среду, не исчезают бесследно. У естественных систем остается все меньше сил, для того чтобы справляться с переработкой веществ, загрязняющих среду пребывания людей.
- 3 ЗАКОН: Природа знает лучше (Имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизится с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.) - Человечество прошло намного более плоский маршрут развития, чем биосфера Земли. За миллионы лет существования биосферы Земли сформировались устойчивые связи и механизмы взаимодействия ее отдельных звеньев. Необдуманное и безответственное вмешательство людей в природу может привести к уничтожению отдельных связей между звеньями экосистемы и привести к невозможности возвращения экосистемы в первобытное состояние. Человек, самоуверенно желая "улучшить" природу, нарушает течение естественных процессов.
- 4 ЗАКОН: Ничто не даётся даром (Вольный перевод — в оригинале что-то вроде Бесплатных обедов не бывает) – имеет еще трактовку За все нужно платить.
Очевидно, что вышеприведенные законы не охватывают все стороны взаимодействия общества и природы с научной точки зрения. Тем не менее, будучи простыми, по форме, но глубокими по содержанию, они закладывают основу нравственного отношения к природе и вполне достаточны для раскрытия моей темы.
2.2. Охрана окружающей среды
Охрана окружающей среды- деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. (Федеральный закон Об охране окружающей среды)
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
2.3. Законодательство в области охраны окружающей среды
Основу природоохранного законодательства России составляют:
1.Законодательные акты- нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Сюда входят:
Конституция РФ;
Федеративные договоры;
Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;
Законы, принятые Госдумой и одобренные Федеральным собранием РФ;
Законы субъектов РФ.
2.Подзаконные акты. Это акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ.
3. Нормативные документы, разрабатываемые на основе подзаконных актов, к которым относятся различныеПравила, Положения, Инструкции. Они устанавливают принципы организации работ по обеспечению охраны окружающей среды.
4.Система государственных стандартов (ГОСТы системы Охрана природы), санитарные правила и нормы (СанПиНы), строительные нормы и правила (СНиПы), санитарные нормы (СН).
Конституция РФ (от 12 декабря 1993 г.) играет основополагающую роль, как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, охране окружающей природной среды, признании, охране и защите экологических прав граждан РФ.
В Конституции закрепляются права и свободы человека и гражданина: ст. 2 человек - высшая ценность; ст. 20 каждый имеет право на жизнь.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч.1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
В продолжение этого положения в ст. 42 закрепляется право каждого человека на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением, аварией, катастрофой, стихийным бедствием или иным неблагоприятным воздействием окружающей природной среды.
Наряду с Конституцией РФ к основным источникам экологического права относятся Федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик, краев, областей, г. г. Москвы и Санкт- Петербурга, автономных областей и округов, подписанные 31 марта 1992г.
Международные договоры, соглашения и конвенции в области ООС, в которых участвует Россия, являются источниками национального экологического права. Они обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. В каждом законе РФ содержится формула: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяют правила международного договора. Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций, например: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, (1979 г.), Венская Конвенция об охране озонового слоя, (1985 г.); Рамочная конвенция об изменении климата, (1992 г.); Конвенция о биологическом разнообразии, (1992 г.) и др.
В правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон. Это означает, прежде всего, что в законах должны быть адекватно урегулированы экологические права и интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и защиты.
Особое место закона в системе экологического права обусловлено тем, что все другие нормативные акты как источники права носят подзаконный характер и разрабатываются в соответствии с ним.
Основные законы РФ в области ООС:1. Закон РФ Об охране окружающей природной среды, принятый 19.12.1991г.2. Федеральный закон ФЗ Об экологической экспертизе от 23.11.1995г.3. ФЗ О радиационной безопасности населения от 9.01.1996г.4. ФЗ Об особо охраняемых территориях от 14. 03. 1995 г. и др.
Основные законы в области охраны природных ресурсов:1. ФЗ Об охране атмосферного воздуха от 22.04.1999г.2. ФЗ Об отходах производства и потребления от 10.06.1998г.3. Земельный Кодекс РСФСР от 25.04.1991г.4. Водный Кодекс РФ от 16.11.1995г.5. Лесной Кодекс РФ от 29.01.1997 г. и др.
Подзаконные акты- их правовое содержание предопределяется обязательностью соответствия требованиям закона. Подзаконные акты, принятые с нарушением этого правила, не могут применяться. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент России принимает акты в виде Указов и Распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции и Федеральным законам. Круг отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Президента, весьма широк. Например, им были подписаны следующие документы:
Указ от 04.02.1994г. О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.
Указ от 01.04.1996г. О концепции перехода РФ к устойчивому развитию.
Распоряжение от 26.07.1995г. Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью и др.
В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает Постановления и Распоряжения на основании и во исполнение Конституции, Федеральных законов, нормативных Указов Президента. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, ФЗ и Указам Президента могут быть отменены Указом Президента РФ. Постановления в области ООС на своих территориях могут принимать и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Разновидностью источников экологического права являются нормативные правовые акты министерств и ведомств. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области ООС, наделенные неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических физических лиц, общественных объединений. Госкомприроды РФ и другие комитеты приняли широкий круг нормативных правовых актов, включая различные Инструкции, Положения:
Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, утвержденная приказом Госкомприроды СССР 11.09.1989 г.
Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ , утвержденное Минприроды России 18.07.1994г. и др.
Важную роль в качестве источников экологического права играют нормативные акты, принятые специально уполномоченными государственными органами в области ООС в соответствующих сферах.
Система природоохранных стандартов в РФ включает государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий. Государственные стандарты по охране природы разрабатываются давно и выделены в отдельную систему стандартизации. Система государственных стандартов "Охрана природы" объединяет девять подсистем, каждая из которых представляет собой комплекс организационно- методических документов в области охраны того или иного компонента среды или природы в целом. Наиболее разработанными в настоящее время являются подсистемы "Гидросфера", "Атмосфера", "Земля". Всего в рамках данной системы создано более 40 государственных стандартов и других нормативно-технических документов.
Глава III. Сферы взаимодействия спортивного ориентирования
и окружающей среды
3.1. Спорт и окружающая среда
Вопросы спорта, устойчивого развития и окружающей среды приобретают все большее значение.
Еще в 1994 году ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) начала работу по изучению взаимосвязи спорта и окружающей среды, поиска путей и форм взаимовыгодного сотрудничества со спортивными организациями в интересах развития спорта и сохранения и оздоровления окружающей среды, т.е. каким образом спорт может внести свой вклад в сохранение и оздоровление окружающей среды и как окружающая среда и организации, занимающиеся вопросами окружающей среды, могут содействовать развитию спорта и через него на здоровье людей.
Такая постановка вопроса была вызвана следующими факторами:
Во-первых, спорт тесно связан с природой. Здоровая окружающая среда необходима для здорового занятия спортом, а для многих атлетов именно эта близость с природой служит мотивацией и вдохновением. С другой стороны, нездоровая окружающая среда отбивает у людей охоту заниматься спортом и может подорвать жизнеспособность того или иного места проведения спортивных мероприятий или самого спортивного мероприятия.
Во-вторых, спорт это громадная индустрия. Общий товарооборот этой индустрии доходит до 3% общемировой экономической деятельности. Например, спортивный товарооборот этой индустрии в Великобритании оценивался наравне с автомобильной и пищевой промышленностями страны. Только один Международный олимпийский комитет зарабатывал почти 2 миллиарда долларов США на спонсорстве и продаже прав на телетрансляции. И как любая индустрия она не может не оставлять свой экологический след в природе.
Нужно отметить, что ЮНЕП является основным органом ООН в сфере экологии, через который осуществляется сотрудничество государств и международных организаций по решению глобальных, региональных и национальных проблем в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.
Такой характер спорта оказывает сильное влияние на окружающую среду как положительное, так и отрицательное. То как проводятся спортивные мероприятия, как спортивные компании осуществляют бизнес, как ведут себя спортивные звезды на спортивных площадках и за ее пределами может иметь глубокие последствия.
Учитывая большую важность России как партнера в международном экологическом сотрудничестве, ЮНЕП еще в 2000 году открыла свое представительство в Москве. В основные задачи Московского офиса ЮНЕП входит развитие политического диалога с органами власти Российской Федерации, ответственными за выработку и проведение национальной и международной политики в области окружающей среды; участие в продвижении программ ЮНЕП и содействие Российской Федерации в разработке и осуществлении проектов, в том числе в рамках Глобального экологического фонда (ГЭФ), развитие сотрудничества с государственными, научными, неправительственными организациями и деловыми кругами.
3.2. Влияние спортивного ориентирования на окружающую среду
Все чтобы мы не делали, все оказывает влияние на окружающую среду. Например: Крупные спортивные мероприятия оставляют после себя большое количество отходов. Только после соревнований по спортивному ориентированию выбрасывается в мусор от 300 до 4500 пластиковых стаканчиков (в зависимости от числа участников). Помимо этого каждый участник и зритель оставляют после себя ряд пищевых отходов, большинство из которых требует переработки. Даже процесс подготовки соревнований не проходит бесследно, например, нарисовка карт оставляет следы цветного скотча на каждом квадратном метре лесного массива предстоящих соревнований. Это только небольшая иллюстрация того, как спортивное ориентирование влияет на окружающую среду.
В целом же, эксплуатация стандартных спортивных объектов и проведение спортивных мероприятий ведут к росту потребления электроэнергии, загрязнению воздуха, выбросу парниковых газов и увеличению объема удаляемых отходов, а также к разрушению озонового слоя, утрате мест обитания биологических видов и уменьшению биоразнообразия, эрозии почвы и загрязнению воды и воздуха.
Производители спортивных товаров и организаторы крупных спортивных мероприятий нуждаются в большом штате сотрудников. Они приобретают и потребляют огромное количество ресурсов, производят широкий спектр потребительских товаров, используют энергию и воду, являются источником твердых отходов, осваивают земли и используют большое количество транспортных средств. Таким образом, хотя спортивные организации и редко являются крупными загрязнителями, их "экологический след" зачастую весьма глубок. Спортивное снаряжение, спортивная одежда спортивные объекты – все оставляет свой экологический след в окружающей среде.
Таким образом, спортивная деятельность может вести к:
Разрушению хрупких экосистем,
Шумовому и световому загрязнению окружающей среды,
Потреблению большого невозобновляемых ресурсов (топливо, металл, и т.п.), а также природных ресурсов (вода, дерево, бумага и т.п.)
Дополнительной эмиссии парниковых газов при использовании электроэнергии и различных видов топлива,
Разрушению озонового слоя (например, от работы холодильных установок),
Эрозии почвы при строительстве спортивных объектов и от действия болельщиков на спортивных мероприятиях,
Производству большого количества всевозможных отходов от спортивных объектов и болельщиков.
3.3. Влияние окружающей среды на спортивную деятельность
Окружающая среда в свою очередь оказывает влияние на спортивную деятельность.
В настоящее время много говорят о глобальном потеплении. И признаков этого становится все больше и больше. Для зимнего спортивного ориентирования в нашем регионе это выливается в непродолжительный и нестабильный по продолжительности сезон. Кроме этого имеются проблемы с предсказуемостью в отношении снежного покрова на всех курортах, расположенных на нижних и средних высотах гор. Прогнозируется, что в предстоящие 20-30 лет курорты на высотах 2000-2500 м будут испытывать большие экономические проблемы.
Другой аспект влияния окружающей среды на спортивное ориентирование - исследования в районах с плохим качеством воздуха, показывают, что дети, занимающиеся спортом рискуют в три раза больше заболеть астмой, чем их сверстники, не занимающиеся спортом. Учитывая, что спорт предполагает здоровую активность, это очень печальная статистика [16].
Обзор, опубликованный Глобальным спортивным альянсом, одним из партнеров ЮНЕП по работе по проблемам спорта и окружающей среды, показывает, что многие занимающиеся спортом для отдыха, вынуждены менять форму спортивной активности. Спортсмены вынуждены прибегать к использованию специальных кремов и ношению длинных шорт, для того, чтобы избежать риска получения солнечных ожогов и даже рака кожи, что является следствием разрушения озонового слоя Земли.
Возрастает также обеспокоенность риском заболевания во время отдыха на морском побережье в результате загрязнения морской среды.
Это лишь небольшая часть примеров того как окружающая среда вносит свои коррективы в занятие спортом.
3.4.Общие угрозы спортивному ориентированию от окружающей среды
Загрязнение воздуха внутри и вне помещений, токсические химические вещества, пестициды, загрязнение воды, шумы, табачный дым, разрушение озонового слоя, изменение климата, утеря биоразнообразия и т.п. Все это может быть причиной респираторных заболеваний и проблем с дыханием, психологических нагрузок на организм, плохой слышимости и стресса, кислородного голодания, усиления ультрафиолетового облучения, утраты мест для занятий спортом. Непредсказуемые и экстремальные погодные условия могут создавать трудности занятия спортивным ориентированием в целом.
3.5. Нормативно-правовое регулирование охраны окружающей среды при организации деятельности по спортивному ориентированию
Рассмотренная ранее нормативно-правовая база по охране окружающей среды имеет непосредственное отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека. В данном разделе рассмотрим фактическое применение и отражение экологического законодательства в спортивном ориентировании.
Каждый тренер-преподаватель еще в начале своей педагогической деятельности разрабатывает программу, по которой ведет свою педагогическую и тренерскую работу с воспитанниками. Данные программы претерпевают регулярные изменения и совершенствуются под натиском требований, спускаемых сверху. Но, как показывает практика, раздел по экологическому воспитанию не является обязательным и освещение этой темы остается на совести самого тренера-преподавателя. Кроме того, здесь немаловажным остается вопрос экологической культуры самого преподавательского состава, ведь воспитанники, зачастую могут не услышать доводимую до них информацию, зато брать пример со своего учителя.
При проведении массовых и спортивных соревнований, согласно Приказа губернатора Санкт-Петербурга от 02.04.1999 № 28-п (ред. от 03.03.2010) "О рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга: Организатор после получения согласования Комитета по культуре и Комитета по физической культуре и спорту по принадлежности вопроса на проведение массового мероприятия дополнительно согласовывает его проведение с: Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству в целях установки временных санузлов и последующей уборки территории, на которой проводилось мероприятие. Но при исследовании основной массы Положений о проведении соревнований, как различного уровня, так и на различных площадках, согласований с Комитетом по благоустройству обнаружено не было, так же не получило отражение решение данных вопросов и в текстах самих Положений.
Но надо отдать должное, что при проведении массовых соревнований всегда присутствуют контейнеры и мешки для сбора мусора, да и судейская бригада после своей работы приводит территорию в надлежащее состояние.
Хочется думать, что такое положение вещей вызвано высокой экологической культурой участников процесса, но нельзя и отрицать тот факт, что в случае загрязнения зоны соревнований, в дальнейшем сотрудничество с разрешающими инстанциями будет затруднено. Организаторы соревнований, как заинтересованная в перспективном сотрудничестве сторона приводят территорию в порядок. Но вопрос данных отношений уже к урегулированию на законодательном уровне данного вопроса никакого отношения не имеет.
Из вышеперечисленных моментов можно сделать вывод о том, что законодательство в сфере окружающей среды практически не касается сферы спортивного ориентирования. Причинами отсутствия взаимодействия могут быть и невысокий уровень загрязнения от деятельности в сфере спортивного ориентирования, и отсутствие осведомленности у организаторов мероприятий об обязанностях в сфере соблюдения законодательства по охране окружающей среды, и отсутствие контроля со стороны уполномоченных органов за проведением мероприятий в данной сфере и пр. Не исключен и тот факт, что в общий доступ не выкладывается информация о проведенных согласованиях для проведения мероприятий по вопросам охраны окружающей среды.
Вопросы загрязнения окружающей среды при производстве оборудования и аксессуаров спортсменов-ориентировщиков относятся уже к несколько иной сфере и контролируются уже на другом уровне. Конечно, они имеют непосредственное отношение к каждому из нас, ведь все связано со всем.
Заключение
В результате исследования и проведения эксперимента (проекта) были сделаны следующие выводы:
Каждый вид спорта нуждается в чистой и здоровой окружающей среде, а спортивное ориентирование в особенности, так же, как и окружающая среда не должна разрушаться, истощаться и деградировать под натиском спорта.
Проведенные исследования, так же полученные выводы, позволили сделать следующие практические рекомендации о том, что основными задачами на пути решения экологических проблем, как спортсменами, так и педагогическим, и тренерским составом в сложившейся ситуации можно считать:
Содействие интеграции соблюдения экологических правил в спортивную деятельность.
Использование популярности спортивного ориентирования в целях повышения осведомленности о проблемах окружающей среды и воспитания общественности, особенно молодежи, в духе уважительного отношения к окружающей среде.
Содействие развитию спортивной базы и экологически безопасного производства спортивных товаров. Добиваться того, чтобы предприятия по производству спортивных товаров в большей степени сознавали и учитывали воздействие таких товаров на окружающую среду.
Спортивное ориентирование собой олицетворяет принципы, такие как сотрудничество, терпимость, уважение, которые лежат в основе всех человеческих ценностей и создают условия для лучшего будущего.
Спортивное ориентирование - это один из популярных видов спорта и проведения свободного времени. Огромное количество людей увлекаются этим видом спорта. Это громадная аудитория, к которой имеется возможность обратиться с информацией, касающейся окружающей среды.
Призеры и лидеры в каждом виде спорта могут играть большую роль в формировании в обществе ответственного отношения к окружающей среде.
Спортсмены могли бы играть важную роль в области охраны окружающей среды в качестве посланцев доброй воли и инициаторов природоохранных действий. Благодаря своей значимости и большому влиянию спорт может стать важным фактором в изменении отношения общества к окружающей среде. Спортивные объекты и спортивные мероприятия, где используются более экологически безопасные продукты, системы и технологии, имеют возможность вносить вклад в экономическое развитие на местном уровне и в рост природоохранной индустрии, выступая инициаторами и распространителями положительного опыта.
Спортивные организации могут выступать в качестве катализаторов охраны окружающей среды. Они могут работать как с правительствами, так и с промышленными предприятиями, побуждая их улучшению экологических условий.