Театрализованно-игровой метод обучения речевой деятельности младших школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театрализованно-игровой метод обучения речевой деятельности младших школьников
Автор: Клейменова Марина анатольевна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"Театрализовано - игровой метод обученияречевой деятельности младших школьниковПодготовила педагог дополнительного образования Клейменова Марина АнатольевнаНижневартовск, 2018г.Театрализация - это эффективный метод организации обучения речевой деятельности школьников, предлагающий целенаправленность и активность коммуникантов.Театрализация — это метод, выступающий одновременно как метод реальной и в то же время игровой деятельности, где ситуация, факты важны не сами по себе, а только пройдя через чувственное восприятие ребенка и оставив в его душе глубокий след, поразив воображение как нечто особенно ценное, значительное, важное.Театрализация помогает возникновению у каждого ученика ассоциаций, близких его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению, и тем самым активизирует, вызывает потребность к словесному действию.В некоторой мере урок - это своеобразная педагогическая пьеса, где педагог выступает как автор сценария, как человек, который выстраивает драматургию отношений и управляет ими, определяет место каждого ученика учебного процесса в словесном действии. Пьеса, которая, возникнув на основе точного научно-педагогического замысла, затем начинает развиваться по законам педагогической импровизации, поскольку реальный воспитательно-образовательный процесс постоянно подбрасывает все новые и новые педагогические ситуации, в которых должно протекать педагогическое воздействие.Коллективная, импровизационно-творческая игра, как активизация и стимулирование речевой деятельности, является важным компонентом театрализации.Сама природа коллективной театрализованной игры такова, что в процессе ее учащиеся наиболее остро ощущают конкретную взаимность между близким ему жизненным материалом и условным игровым действием.Игровые отношения дают возможность не только сопереживать те или иные отношения, но и самому деятельно «опробовать» их, проявить себя как личность в разнообразных ролях.Необходимо помнить, что для театрализованной игры главное:1)элемент творчества;2)общение между детьми (коммуникативный принцип общения);3)словесная импровизация.Таким образом, театрализация в качестве специфического художественно-педагогического творческого метода выступает как синтез:1)драматургической обработки жизненного материала;2)реального, художественно-оформленного действия учащихся;3)коллективной театрализованной игры.Школа не ставит своей целью готовить профессиональных рассказчиков, мастеров художественного слова. Но школа может и должна научить детей рассказывать о пережитом, увиденном, услышанном, используя те средства выразительной речи, которые помогут передавать свои мысли, настроения, чувства, приблизить слушателей к тому, что вызвало интерес, взволновало самого рассказчика. Формирование умения «просторно», раскованно, свободно рассказывать, не перевоплощаясь в актера, а реализуя особенности своего восприятия мира, осуществляется только в процессе театрализованной игры.Основные педагогические программы обучения:1)в основе обучения - коллективная театрализованная игра, как методорганизации живого речевого общения;2)чуткое, умелое руководство педагога;3)меньше запретов, больше свободы, фантазии;4)связь обучения с жизнью;5)сочетать восприятие текста, импровизацию и речевую деятельность какравноценные творческие процессы;6)идти в обучении от слова к эмоциональному воздействию речевымисредствами через внутренний словесный образ;7)опираться в обучении на способность младших школьников кэмоционально-образному освоению материала;8)проводя уроки, важно гуманизировать атмосферу соблюдая следующиеправила:a)все должны быть уверены, что каждый выполняет творческое заданиехорошо, поэтому педагогически верно отмечать успехи даженезаметные;b)важнейшим фактором становится партнерство, инициатива партнерадолжна быть встречена активно, иначе не получится контакта.9)Дать возможность детям быть сотворцами, использовать «эффект»компетентности.Цель программы - развитие речевой деятельности школьника, как условие формирования гармонично развитого человека, умеющего владеть искусством общения.Основу программы составляют коммуникативные навыки, формируемые на базе теории речевой деятельности.Существуют традиционные методы обучения речи, ориентированные в основном на обучение языку как системе, ставящие задачу выработать речевые реакции у учащихся у учащихся на определенные речевые стимулы, т.е. обучают речевым моделям.В предложенной программе используются коммуникативные методы обучения, которые имеют принципиальное отличие от методов традиционных, а именно: эти методы используют живое общение как основное обучающее средство, и задачи решаемые в процессе обучения, есть задачи, прежде всего коммуникативные.Коммуникативные методы ориентированны на обучение речевой деятельности. Для создания высокой мотивации речевой деятельности необходимо, чтобы она служила не самоцелью, а входила в другие виды деятельности.В коммуникативном обучении именно это и происходит. Речевая деятельность включена в более широкую коммуникативную деятельность.На первый план выдвигается задача создания коммуникативной речевой ситуации. В интенсивном обучении такая ситуация прежде всего игровая. Игровая деятельность является основной деятельностью у детей. Управление этой игровой театрализованной деятельностью позволит создать чрезвычайно высокую мотивацию у детей при обучении речевой деятельности. Задачи программы:1.Помочь учащимся осмыслить их речевую практику;2.Повысить речевую культуру школьников;3.Развить навыки речевого общения;4.Развивать творческие способности школьников, раскрывать и преумножатьих творческий потенциал — как условие развитие личности;5.Создание условий для развития:а)произвольного внимания;б)творческого воображения;в)способностей к творческому образному мышлению;г)эмоциональной памяти;д)ассоциативного мышления;6.Овладение элементами внутренней техники словесного действия;7.Овладение техникой живой речи:а)развитие речевого слуха;б)развитие правильного дыхания;в)развитие голоса (сила, высота, темп, окраска голоса);г)работа над дикционной чистотой речи;8.Овладение логикой речи (мелодика речи);9.Развитие эмоционально-образной выразительности речи;10. Овладение умением выразительно рассказывать сказки, читать стихи.Все задачи на уроках решаются комплексно, с постепенным усложнением материала. В работе используются развивающие игры и упражнения, творческие игры, народные игры, малые формы фольклора, литературные произведения, сказки, стихи.Таким образом, проведение речевых уроков по данной программе дает возможность формировать личность ребенка, который в общественной жизни, в межличностном отношении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.Система проблемных ситуаций развивающих игр и упражнений, театрализованных и творческих игр позволяет целенаправленно развивать культуру речевой деятельности и творческие способности младших школьников, дают единый педагогический эффект.В процессе речевых уроков дети познают радость общения друг с другом, повышается уважение к партнеру, к себе как к неординарной личности, возрастает речевая культура и воспитываются творческие способности учащихся.